Файл: Повышения производительности труда в компании: совершенствование мотивации работников (Понятие, сущность и функции методов мотивации).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие, сущность и функции методов мотивации
1.2 Сущность и значение роста производительности труда
1.3 Методы измерения и показатели производительности труда
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «ГрандКафе»
2.2 Руководство персоналом и управление мотивацией работников на ООО «ГрандКафе»
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ООО «ГРАНДКАФЕ»
В этом случае уровень производительности труда можно определить по формулам 1.6 и 1.7
(1.6)
(1.7)
где tн и tф - нормативная и фактическая трудоемкость.
По степени относительности различают трудоемкость абсолютную (в чел.-днях, чел.-ч.) и удельную (на единицу веса, объема, площади и т.п.)[33].
В зависимости от объекта исчисления можно рассматривать трудоемкость всего процесса изготовления детали, узла, изделия (продукта) и трудоемкость единицы работы, услуг, всей товарной продукции, изменения остатков незавершенного производства всей валовой продукции.
По месту приложения труда различают трудоемкость организации, цеха, участка, рабочего места.
В трудоемкость изготовления основной продукции не включаются затраты труда персонала на работы, не являющиеся профилирующими для данной организации и не имеющие непосредственной связи с изготовлением указанной продукции и обслуживанием основного производства[10].
Затраты труда на эти работы учитываются отдельно, так же как и на основную продукцию организации. это обеспечивает наибольшую сопоставимость показателя трудоемкости продукции. с точки зрения круга учитываемых в нем трудовых затрат, и позволяет учесть все затраты труда промышленно-производственного персонала организации[34].
Каждый из показателей уровня производительности труда, рассчитанный на различные единицы рабочего времени и на отдельные категории рабочей силы, имеет свой экономический смысл и характеризует отдельную сторону затрат труда. Значение параллельных расчетов показателей производительности труда на различные единицы времени заключается в возможности выявления резервов повышения производительности труда и увеличения производства продукции за счет лучшего использования рабочего времени. Исчисление и сопоставление показателей производительности труда на отдельные категории работников способствует улучшению их структуры. Поэтому при системном анализе эффективности производства эти показатели не исключают, а дополняют друг друга: комплексное их использование позволит более глубоко проанализировать тенденции и закономерности изменения производительности труда[20].
Таким образом, вследствие разнообразия методов оценки результатов деятельности, а также различного выражения затрат труда при анализе работы предприятия не может быть универсального показателя производительности труда. Применение научно обоснованной системы показателей — важный методологический принцип, который отражает комплексность, всесторонность и глубину изучения производительности труда.
Квалификация работника – это совокупность общего и специального образования, профессиональных навыков и производственного опыта, необходимых для выполнения в данных организационно-технических условиях работ определенной сложности (разряда).
Мотивация качественного труда является одним из важнейших элементов управления качеством изготовления продукции и служит одним из средств достижения целей в области качества[35].
В качестве мотивации может быть использован рост карьеры и квалификации, более высокая зарплата, статусные стимулы, улучшение психологического климата в коллективе, условий труда, моральное удовлетворение от работы и ее результатов, поощрение новых идей и нестандартного мышления. Мотивация предполагает индивидуальный подход к каждому работнику.
1 Производительность труда – это численность продукции, которая была произведена за единицу рабочего времени, или затраты труда за единицу произведенной продукции или выполненной работы.
2 Основными показателями производительности труда на уровне предприятий являются: выработка продукции за единицу времени и трудоемкость единицы продукции. Для оценки производительности труда в производственных подразделениях используются следующие методы ее измерения: натуральный, трудовой и стоимостной.
3 Повышение производительности труда - это определяющий фактор увеличения объема продукции, источник расширенного воспроизводства и роста благосостояния работников предприятий.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «ГрандКафе»
Ресторан «ГрандКафе» является предприятием общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, вино–водочные изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.
Адрес местонахождения: Волгоград, Центральный район (Центр), ул. Мира, 12.
Основной деятельностью является общественное питание. В дневное время действует раздача, где люди могут пообедать быстро. В ассортимент раздачи входят: холодные закуски, выпечка, первые и вторые блюда, гарниры и напитки. Также в течение всего времени действует основное меню, разработанное шеф–поваром. В него входят фирменные салаты, горячие и холодные закуски, пиццы, первые и вторые блюда. Ресторан организует обслуживание не только отдельных посетителей, но и съездов, официальных вечеров, приемов, семейных торжеств и банкетов.
Ресторан «ГрандКафе» оказывает такие дополнительные услуги, как приготовление блюд и организация обслуживания праздничного стола; бронирование мест на определенное время; вызов такси по просьбе клиентов.
Численность персонала организации зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных (или иных) и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации, компьютеризации. Эти факторы определяют ее нормативную (плановую) величину. Более объективно персонал характеризуется списочной (фактической) численностью, т.е. числом сотрудников, которые официально работают в организации на данный момент.
Структура персонала наиболее подробно рассмотрена в предыдущем разделе.
В таблице 1 предоставлена численность персонала организации соответственно на конец 2017г. и начало 2018г.
Таблица 1.
Численность персонала ООО «ГрандКафе»
на 01.01.2017, на 01.01.2018
Подразделение |
2017г. |
200г. |
Абсолютное изменение |
1. Директор |
1 |
1 |
- |
2.Заведующий производством |
1 |
1 |
- |
3. Шеф-повар |
1 |
1 |
- |
4. Технолог |
- |
1 |
1 |
5. Бухгалтерия |
5 |
5 |
- |
6. Заместитель по технике |
- |
1 |
1 |
7. Отдел снабжения |
2 |
2 |
- |
8. Менеджер |
3 |
3 |
- |
9. Бармены |
6 |
8 |
2 |
10. Официанты |
9 |
18 |
9 |
11. Бригада раздачи |
- |
6 |
6 |
12. Бригада поваров |
12 |
12 |
- |
13. Бригада помощников |
- |
8 |
8 |
14. Хостесс |
- |
1 |
1 |
15. Кладовщик |
3 |
3 |
- |
16. Грузчики |
2 |
2 |
- |
17. Водители |
3 |
3 |
- |
18. Гардеробщики |
2 |
3 |
1 |
19. Уборщики зала |
3 |
3 |
- |
20. Мойщики посуды |
6 |
8 |
2 |
Итого: |
59 |
90 |
31 |
Согласно выше приведенной таблице численность персонала за год увеличилась на 31 чел. Это увеличение связано с расширением производства, самого помещения, а также с появлением новых должностей. Внедрение линии раздачи предусматривает введение дополнительной бригады поваров, занимающейся производством блюд и обслуживанием самой раздачи. Производство японской кухни также предполагает наличие дополнительной бригады, специализирующейся в этой отрасли. Это привело к увеличению числа поваров соответственно на 5 и 8 чел.
Увеличение площади зала и числа посадочных мест повлекло необходимость в расширении штата обслуживающего персонала.
Таким образом, численность официантов увеличилась на 9 чел., барменов – на 2 чел., гардеробщиков – на 1 чел., мойщиков посуды – на 2 чел.
Представим организационную структуру ООО «ГрандКафе».
Генеральный директор |
Шеф повар |
Маркетинг |
Главный бухгалтер |
Повара цехов |
Менеджер зала |
Бухгалтер |
Посудница черной мойки |
Официанты, бармены, посудница белой мойки |
Товаровед |
Рис. 2. Организационная структура ООО «ГрандКафе»
Качественная характеристика персонала по половозрастному составу, по трудовому стажу и уровню образования представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Качественные характеристики персонала
на 01.01.2017, на 01.01.2018
Группа работников |
2017г. |
2018г. |
Темп роста, % |
||
Чел. |
Уд. Вес. |
Чел. |
Уд. вес |
||
По возрасту, лет - до 20 - от 20 до 30 - от 30 до 40 - от 40 до 50 - от 50 до 60 - старше 60 |
4 31 10 11 2 1 |
0,07 0,52 0,17 0,19 0,03 0,02 |
12 50 11 13 3 1 |
0,13 0,57 0,12 0,14 0,03 0,01 |
300 161,29 110 118,18 150 100 |
По образованию - высшее - незаконченное высшее - среднее специальное - среднее общее - неполное среднее - начальное |
25 9 16 5 2 2 |
0,43 0,15 0,27 0,09 0,03 0,03 |
39 17 21 7 3 3 |
0,44 0,19 0,23 0,08 0,03 0,03 |
156 188,89 131,25 140 150 150 |
На ООО «ГрандКафе» применяются повременно-премиальная, сдельно-премиальная и простая повременная формы оплаты труда.
Повременно-премиальная система предполагает, что помимо заработка по тарифной ставке (окладу) за фактически отработанное время, выплачивается премия за выполнение и перевыполнение определенных показателей работы, указанных в положении о премировании. Данная система применяется для оплаты труда барменов и поваров, а также для администрации.
При сдельно-премиальной системе работнику сверх заработка по прямым сдельным расценкам начисляется и выплачивается премия за количественные и качественные показатели работы. Эта система применяется к оплате труда официантов.
Простая повременная система оплаты труда предполагает, что величина заработной платы определяется на основе фактически отработанного времени и установленного оклада. По данной системе производится оплата труда менеджеров, хостесса, гардеробщиков, мойщиков посуды, водителей, грузчиков, уборщиков зала.
2.2 Руководство персоналом и управление мотивацией работников на ООО «ГрандКафе»
Посмотрим теперь, какие методы поощрения и взысканий применяются в ООО «ГрандКафе». Рассмотрим это на примере обслуживающего персонала, а именно: официантов и барменов. Менеджеры пришли к выводу, что большинству персонала данных категорий присущи инструментальная и люмпенизированная типы мотиваций.
Способы стимулирования, применяемые по отношению к персоналу:
1. Проценты от продаж определенных блюд или напитков.
Как правило, эта мера стимулирования применяется по отношению к официантам и барменам и является достаточно эффективной. Помимо дополнительного материального стимула для персонала такой способ позволяет ресторатору увеличить продажи определенных позиций меню, что зачастую бывает очень актуальным, например, при введении шеф-поваром новых блюд и в ряде других случаев. Проценты, как правило, исчисляются от выручки, полученной от продажи блюда.
В ресторане «ГрандКафе»:
- официантам идет процент от продаж, при условии, что их средняя выручка за смену в течение дня превышает 8000 руб..;
- барменам также идет процент от выручки. Но так как в основном все заказы проходят через официантов, сумма доплат у барменов не велика.
2. Установление «плавающей» шкалы заработной платы для сотрудников.
В рамках определенной должности, например, для барменов устанавливаются категории – стажер, бармен, старший бармен. Каждой категории соответствует определенная заработная плата. Категория присваивается специалисту по результатам оценки, проводящейся в форме аттестации по истечении определенного периода времени. Кроме того, при присвоении категории оценивается еще и работа специалиста за период, прошедший от предыдущей аттестации, по ряду критериев – основные навыки и умения, качество работы, самостоятельность, инициативность, ответственность, исполнительность и обязательность, способность к обучению, работа в коллективе, навыки общения и т.д. В соответствии с присвоенной по результатам такой комплексной оценки категорией устанавливается и должностной оклад сотрудника, который не изменяется до следующей оценки. Преимущество метода состоит в том, что для сотрудников создаются реальные возможности для горизонтального роста в рамках своей должности.