Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные теории происхождения государства
1.2 Теологическая теория происхождения государства
1.6 Психологическая теория возникновения государства
1.7. Органическая теория государства
1.8. Юридическая или правовая теория происхождения государства
1.9. Филосовско-методологическая теория государства
1.10. Марксистская или (классовая) теория возникновения государства
Дух , национальная , родина, устрой, государственная , суд, гражданский мир и т.д. – такие пред (или, сказать, , цели, ), которые всем родины, гражданам и сообща. не может на них для одного ; никто не создать их или яжаться ими в . Каждый этим достоянием; каждый излучениями общего сокровища, призван к в создании и этих . Мало , каждый из нас во является своей , субъектом и гражданином до тех пор, пока это достояние . В этом Аристотель и были , когда они , что нет гражданина без рства; что есть бытия для , что «сначала» быть , «тогда» быть и ; а после ения государства не граждане, а человеческого …
Итак, достояние всех собою: нуждается во остальных, и все в каждом. возникает великая , которую описать так.
Мы все одного и же, что является для нас ; и мы все знаем это про друга; и в этом другу: мы солидарностью.
Мы все друг в : мы связаны нуждой с другом; от каждого нить к каждому и, кроме , – нить к нашему достоянию. Мы, что , соотне друг с : мы связаны .
Мы все берём друг другом друг и наше достояние: за всех, все за ; каждый за и общее за ; и эта связь (мутуальна): мы мутуальностью.
На основах – мы одно. Мы – духовная и община, единой властью и единством , творчества и судьбы. Мы – .
Верно, идею можно тогда, продумать до и до полной эти вскрытые в основы ( солидарности, связи и обязательств). Эти можно и изобразить в учения об « договоре», якобы гражданами собою. дело не в том, ли такой в исторически государствах; и не в том, люди, государство, заключали … дело в том, каждый , достигающий зрелости, и прочувствовал в правосознании эти . Важно то, у каждого из нас в была как бы черта, отде сферу Общего, и Взаимного как и государственную – от нашего , частного и . Необходимо, каждый из нас в глубине некую – беречь эту , служить ей и в ее пределах и политически. А это утвердить в правосознании не идею вообще, но и своего государства, государ оформленной . Мало , это не значит присту к обновлению и современного на основах и притом тианского .
1.10. Марксистская или (классовая) теория возникновения государства
и представителями теории К. Маркс, , В.И. Ленин, . Согласно теории, гос есть изменения отношений, производства, возникновения и обострения между . Оно выступает угнетения , поддержания гос одного над другим. с уничтожением отмирает и .
Марксистская происхождения полно в работе «Происхождение , частной и государства».
данной государство на классово-экономической :
– произошло труда (, скотоводство, и торговля);
– прибавочный ;
– в результате чужого (в виде продукта расслоение на классы – и эксплуата;
– появились собственность и власть;
– поддержания эксплуататоров над создан аппарат – государство.
Для теории последовательный ический . Она связывает государства с собственностью, общества на и классовым . Суть марксизма в формуле: « есть и проявление классовых ».
Отрицать классов на государства нет аний. Но так же нет оснований классы первопричиной его . Как уже было , государство зарождалось и до возникновения , кроме , на процесс ания государства и другие, глубинные и факторы.
и Энгельс в сочинениях , что государство ается шагом в разделении . На низшей люди про только для собственного ; изредка акты были , касались случайно излишков. На ступени у пастушеских народов они уже имущество в скота, так же труда пастушескими и оставшимися , не имеющим , следовательно, две стоящие ступени и, значит, для регулярного . На высшей варварства дальнейшее труда земледелием и , следовательно, все возрастающей продуктов непосредственно для , тем самым обмена отдельными ителями в необходимость для . Цивилизация и усиливает все эти до нее виды труда, путем обострения между и деревней и иняет к третье, лишь ей, труда значения – класс, занимается уже не , а только обменом , а именно . Впервые класс, который, не никакого в производстве, , в общем, и руководство и экономически себе одителей, неустранимым между двумя и эксплуатирует их . На этой развития молодое еще не представляет о тех делах, ему предстоят. Но оно и становится , и этого . А вместе с ним и металлические , чеканная , и с металлическими – новое господства не над производителем и его производством. Вслед за появлением денег возникает покупка товаров. Вслед за покупкой товаров на деньги появились денежная ссуда, а вместе с ней – процент и ростовщичество. Наряду с богатством, заключающимся в товарах и рабах, наряду с денежным богатством теперь появилось также богатство земельное.
Так вместе с расширением торговли, вместе с деньгами и ростовщичеством, земельной собственностью быстро происходила концентрация и централизация богатств в руках немногочисленного класса, а наряду с этим росло обнищание масс, и возрастала масса бедняков. Новая аристократия богатства окончательно оттесняла на задний план старую родовую знать, если только она с самого начала не совпадала с ней. И наряду с этим разделением свободных на классы в соответствии с имущественным положением происходило громадное увеличение числа рабов, принудительный труд которых служил основанием, на котором возвышалась надстройка всего общества.
Повсюду были перемешаны роды и племена, повсюду среди свободных граждан жили рабы, лица, находившиеся под покровительством, чужестранцы. Наряду с потребностями и интересами, обеспечивать которые были призваны приспособленные для этого родовые объединения, в результате переворота в условиях производства и вызванных им изменений в общественной структуре возникли новые потребности и интересы, не только чуждые древнему родовому строю, но и во всех отношениях противоположные ему. Родовой строй вырос из общества, не знавшего никаких внутренних противоположностей, и был приспособлен только к нему. У него не было никаких других средств принуждения, кроме общественного мнения. Здесь же возникло общество, которое в силу всех своих экономических условий жизни должно было расколоться на свободных и рабов, на эксплуататоров – богачей и эксплуатируемых бедняков, – общество, которое не только не могло вновь примирить эти противоположности, но должно было все больше обострять их. Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием – расколом общества на классы. Он был заменен государством.
Выше, в отдельности, рассмотрены три главные формы, в которых государство поднимается на развалинах родового строя.
Государство некоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство не есть также «действительность нравственной идеи», «образ и действительность разума», как утверждает Гегель. Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть призвание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожирали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой силой, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновения из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.
По сравнению со старой родовой общиной государство отличается, во-первых, разделением подданных государства по территориальным делением; во-вторых – учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим самое себя как вооруженная сила. Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан – налоги.
Так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом, новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Так, античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство – органом дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а современное представительное государство есть орудие эксплуатации наемного труда над капиталом.
Государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти.
На определенной ступени экономического развития, которая необходимо связана была с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой ступени развивая производства, на порой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится прямой помехой производству. Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство.
Развивая марксистскую концепцию государства, В.И. Ленин писал: «Государство – есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку противоречия не могут быть примиримы. И наоборот, существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы».
Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая доктрина является лишь определённой ступенью к познанию истины.
2. Теории и признаки происхождения Древнерусского государства
С позиций научных теорий, существуют следующие теории образования Древнерусского государства:
- Норманнская (варяжская) теория (Г. 3. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер);
- Славянская (автохтонная) теория (М. Ломоносов);
- Ирано-славянская теория (А.И. Рогов, Б.Н. Флоря);
- Кельто-славянская теория (В.Г. Скляренко);
- Компромиссная (славянско-варяжская) теория (В. Ключевский);
- Индо-иранская теория (О.Н. Трубачев).
По мнению автора, из всех рассмотренных в работе теорий происхождения государства, теорию возникновении Древнерусского государства, можно соотнести к материалистической теории. Исходя из учений данной теории, вытекает мысль, что государство, как результат естественного развития, а именно развития его экономии, обусловило обеспечение государства не только материальными благами, но и предопределило его социально-классовые изменения в обществе. В процессе совершенствования труда, одновременно происходит и повышение производительности, что в дальнейшем выражается в накоплении излишков продукции. Сосредоточение излишков продукции в определенных кругах общества, поспособствовало возникновению имущественного неравенства, а это в свою очередь породило продвижению волеизъявления имущественного класса в обществе. Все эти обстоятельства, способствовали возникновению Древнерусского государства.
Что касается совокупностей признаков государства, присущим многим теориям происхождения государства, то к ним можно отнести:
- Наличие территории, границ (т.е. то земельное пространство, которое находится под юрисдикцией государства);
- Население, племена, нации, этносы (совокупность людей, живущих в определенной конкретной территории);
- Наличие публичной власти (наличие государственных органов реализующих власть на определенной территории);
- Армия, дружины, военный контингент (наличие вооруженных сил, для обеспечения целостности границ);
- Нормативные источники (источники права, принятые представительными или иными органами и действующие в пределах их компетенции);
- Наличие системы налогообложений (платежи, взимаемые органами государственной власти, в целях финансового обеспечения деятельности государства);
- Государственная символика, герб, гимн, флаг (отличительные знаки конкретного государства);
- Суверенитет (независимость, право на определение).
Таким образом, все перечисленные признаки государства, признаки материалистической теории, породили условия для зарождения государственности на данной территории.
Заключение
В юридической науке существует достаточно много теорий происхождения государства. Каждая из теорий имеет свою особенность. Например суть происхождения теологической теории предопределяет, что в возникновении государство, явилось божественная воля. Что именно воля Бога, послужила предпосылкой образования государства. Иначе говоря, эта теория построена на вере, вере божественной силы.
Идейными вдохновителями патриархальной теории выступают Аристотель, Конфуций и т.д. Изначально с момента возникновения общественных отношений существовал матриархат, т.е. главенство женщины, матери в семье, в обществе. Однако в результате социально-экономических преобразований, в том числе разделения труда, постепенно меняется и строй и последовательно происходит переход в патриархальную жизнь, т.е. главенства мужчины, мужа, отца в семье, в обществе. Патриарх, как глава семьи, как домовладелец, становится главой государство.
Смысл договорной теории заключается в том, что народы, племена, общности шли на объединение, в целях защиты естественных прав и дальнейшим заключением общественного договора, где часть прав передавалась государству.
Теория насилия подразделяется на внутреннее и внешнее насилие. Под внутренним насилием, следует понимать, что государство образовывалось при наличии системы воздействия на каждого человека в обществе. Под внешним насилием, понимается порабощение одного народа другим. Данную теорию воплощали в своих трудах Каутский, Гумплович и т.д.