Файл: Теории происхождения государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В основе органической теории заложена мысль, что каждый человек, как клетка в организме, выполняет свою функцию. То же самое и в государстве, где человек исходя из своего социального статуса, также выполняет свою роль, функцию. Данная мысль была изложена в трудах Спенсера, Огюста Конта и т.д.

Сподвижниками материалистической теории выступают К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. В основе данной теории, бытует мысль, что причиной образования государства, послужили социально-экономические предпосылки. Совершенствование техники, способствовало росту производительности труда и тем самым привело к возникновению социального неравенства. Появление излишков, явилось предпосылкой имущественного расслоения.

Суть ирригационной теории отражена в исторических дисциплинах, трудах Карла Августа Виттфогеля. В ходе изучения, на основе письменных и проведенных археологических раскопок, было определено, что первые государства возникли близ рек, морей, т.е. возле водных ресурсов (первичные города-государства в Месопотамии, Египте). Создавая поливные системы, государство обеспечивала себя одним из способов развития сельскохозяйственной продукции и тем самым источником дальнейшего существования.

В литературе имеют место и другие теории происхождения государства, например патримониальная, спортивная, диффузионная, экономическая. Все они являются модификациями основных теорий, и ни одна из них не может претендовать на абсолютную истину, так как у разных народов образование государства шло различными путями.

Между тем, в рассмотренных нами концепциях просматриваются две основные тенденции в интерпретации государства. В одной тенденции подчеркивается обще-социальное значение государства: государство призвано представлять всеобщий интерес, должно служить интересам общества и личности. Другая тенденция считает государство орудием отстаивания частных интересов, оно выступает средством подавления сильными слабых, имущими неимущих классов.

На сегодняшний день широкое распространение получила договорная концепция. Политологи, философы и историки до сих пор считают, что эта теория наиболее точно определяет возникновение государства.

Государство как несколько тысячелетий назад, так и поныне является основным субъектом политической власти. Государство оказывает воздействие на всю политическую жизнь общества, политическую систему, политическое поведение человека и одновременно находится под влиянием последних.


Для современного человека приобретение знаний о возникновении, сущности, функционирования государства, его институтов необходимо для понимания их природы, роли в жизни общества и гражданина. Это необходимо также для выработки своего отношения к государственным институтам, к закону и через это – отношения к другим людям. Знакомство с основными выводами, к которым пришла человеческая мысль, позволит понять необходимость государства как формы существования и развития общества, реализации его потребностей. Надо учитывать и то, что приобщение нашей страны к современной цивилизации требует знакомства с достижениями и проблемами мировой политической науки в отношении главного субъекта политической власти – государства.

Государство есть организованное общение людей, связанных между собою духовной солидарностью и призывающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками – это значит, что настоящее, здоровое государство покоится на духовных основах. Государство не призвано проповедовать людям нравственность и добродетель или принуждать людей к любви, совестливости и духовности. Государство скорее предполагает эти достоинства в человеческих душах, как бы подразумевает их и опирается на них. Принудить человека к любви и духовности нельзя; но его можно и должно воспитывать к духу и любви, и государственная школа, несомненно, должна быть проникнута этим стремлением. Высшая цель государства отнюдь не в том, чтобы держать своих граждан в трепетной покорности, подавлять частную инициативу и завоевывать земли других народов; но в том, чтобы организовывать и защищать родину на основе права и справедливости, исходя из благородной глубины здорового правосознания. Для этого государству дается власть и авторитет; для этого ему предоставляется возможность воспитания и отбора лучших людей; для этого оно создает армию и флот. Этой цели государство и призвано служить; а служить ей оно может только через преданное и верное правосознание своих граждан.

Список использованной литературы

  1. Аристотель. Сочинения. Т. 4. – М., 1984.
  2. Гумплович Л. Общее учение о государстве. – СПб., 1910.
  3. Илюшечкин В.П. Сословно-классовое общество в истории Китая (опыт системно-структурного анализа). М.: Наука, 1986
  4. Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2. – М., 1910.
  5. Коваленко А.И. Теория государства и права: вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 1997.
  6. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 33. М. – 1962.
  7. Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. Т. 3. – М., 1988.
  8. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права: учебник. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Изд. центр «МарТ», 2003
  9. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. М.: Политиздат, 1981
  10. Неусыхин А.И. Дофеодальный период как переходная стадия от родоплеменного строя к раннефеодальному // Вопросы истории. 1967. №1
  11. Обществознание. // Под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.В. Алешина. М.: Просвет, 2011
  12. Общая теория права и государства. Учебник. /Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – С. 520.
  13. Теория государства и права. Учебник /Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2002. – С. 592
  14. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – С. 776.
  15. Правоведение: учебник / А.В. Малько [и др.]; под. ред. А.В. Малько. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. – 400 с.
  16. Самигуллин В.К. Государство (общетеоретические очерки). Уфа: Аркаим, 2012
  17. Старшие софисты и их современники о религии // Античный вестн. – Вып. 4. – Алма-Аты, 2007
  18. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 240 с.
  19. Тимонин А.Н. Об историческом соотношении классов и государства // Правоведение. 1987. №3.
  20. Федотова О.А. Дискуссия по проблемам становления греческой политической теории // Проблемы всеобщей истории: сб. науч. тр. – Калининград, 1994
  21. Федотова О.А. Старшие софисты: от первых физиков к первым обществоведам // На пересечении наук. К истории междисциплинарных исследований в науке: межвуз. сб. науч. тр. – СПб.: СПбТИ (ТУ), 2005
  22. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 20. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1961
  23. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л.Г. Моргана. М.: Политиздат, 1976
  24. Diels H., Kranz W. Die Fragmente der Vorsokratiker. – 5 Aufl. – 3 Bd. – Berlin, 1934.