Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные теории происхождения государства
1.2 Теологическая теория происхождения государства
1.6 Психологическая теория возникновения государства
1.7. Органическая теория государства
1.8. Юридическая или правовая теория происхождения государства
1.9. Филосовско-методологическая теория государства
1.10. Марксистская или (классовая) теория возникновения государства
Введение
Вопрос о происхождении государства – один из сложнейших в теории государства и права. Поскольку в рамках обсуждения этой темы приходится сталкиваться с несколькими явлениями: влияние, насилие, обмен, которые представляют, на первый взгляд, элементы повседневной жизни современного человека, но, тем не менее, играют существенную роль в развитии государства как феномена для большинства мировых цивилизаций. Кроме того, если учитывать, что правогенез как процесс рождения права в социальной среде является основанием политогенеза, то есть, образования государства, следует указать на то, что государство возникает на основе и в реализации права. Что еще следует помнить, так это то, что термин «государство» обладает большим значением. В нем сосредоточено понятие о правовом, государственном, политическом государстве. С ним связаны такие определяющие для теории государства понятия, как «государственная власть», «государственный аппарат», «органы государственной власти». Кроме того логика возникновения и развития государства познается путем исторического анализа основных этапов его развития. Для того, чтобы понять механизм возникновения государства, необходимо пройти сквозь толщу веков и познакомиться с жизнью разных народов и цивилизаций на этапе возникновения государства.
Идея государства происходит из самой глубины человеческого сознания. На различных этапах развития народы и племена приходили, часто независимо друг от друга, к общему выводу о необходимости создания охраны своей безопасности, прав и свобод. Основной причиной возникновения государства у разных народов явилась осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования. В государстве народ имеет возможность объединить свои силы, дисциплинировать их направить на достижение экономических, политических и социальных целей.
Создавая государство, люди вместо подчинения стихийным силам подчиняются верховной власти, которую сами сознательно создали. Таким образом, они выходят их состояния слепого подчинения внешним обстоятельствам и приобретают независимость, первое условие действительной свободы. Государство как сознательная сила в конечном итоге возьмет верх над силами внешними, бессознательными. Торжество государственности, поэтому в сознательном человеческом обществе всегда неизбежно.
Термин «государство» обычно употребляют в двух значениях. В широком смысле он понимается как страна, общество, расположенное на определенной территории и управляемое органами высшей власти. В узком смысле – это исторически сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории.
Государство – основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, выполнение общих дел.
Представление о государстве, его сущности, функциях, формах и развитии складывались в основном в 2-х направлениях: естественном, государственном и классическом. Для первого направления характерно только положительное отношение к государству, для второго – чаще отрицательные. Древнегреческие философы Платон, Аристотель считали, что в государстве реализуется как бы высшая цель природы человека и человеческого общения. Только в рамках государства могут нормально функционировать семья, общество, человек, Гегель указал, государство – это образ и действительность разума человеческого общества. Представители второй концепции – Томас Мор, Сен-Симон, К. Маркс наполняют понятие «государства» классовым содержанием. Они рассматривают государство в качестве аппарата насилия, создаваемого и используемого экономически господствующим классом для охраны и укрепления своего господства. В сжатом виде эти взгляды выражены в определении государства В.И. Лениным. «Государство, – писал он, – это особая организация силы, есть организация насилия для подавления, какого-либо класса».
Актуальность данного исследования заключается еще и в том, что до сих пор нет четких определений правовых теорий возникновения российского государства, из существующих теорий. Кроме того, общество всегда интересовал вопрос о возникновении государства. Ещё со времён древнего Рима и до наших дней многими учёными выдвигались разнообразные теории происхождения государства.
Таким образом, все вышеизложенное обусловило необходимость проведения комплексного исследования, целью которого является анализ теорий происхождения государства и выдвижения гипотезы возникновения Древнерусского государства. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующий комплекс задач:
- Исследовать основные теории происхождения государства;
- Исследовать теории и признаки происхождения древнерусского государства.
Объектом исследования является система научных знаний и представлений как в истории западноевропейской и российской правовой мысли, так и в современной общеправовой теории и философии права о сущности и природе социально-культурного феномена – государства и права.
Предмет исследования – концептуальные связи и подходы к пониманию возникновения, понятия и сущности государства
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных правоведов и политологов, специалистов в области теории государства и права: Илюшечкин В.П., Коваленко А.И., Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю., Маркс К., Неусыхин А.И., Алешин В.В., А.В. Малько А.В., Самигуллин В.К., Тимонин А.Н., Федотова О.А., Энгельс Ф. и др.
Методологическую основу работы составляют принципы объективности, научности, историзма. Кроме того, исследование основывается на специально-научных методах: историко-системном, историко-типологическом.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Основные теории происхождения государства
1.1 Патриархальная теория
Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. [12, С. 121].
В Древнем мире наиболее аргументированное решение вопроса о происхождении государства было предложено древнегреческим философом Аристотелем. Согласно ему, человек по своей природе существо «общежительное». Это естественное, заложенное в самой природе людей стремление к общению с себе подобными, привело к образованию семьи – первой, примитивной формы человеческого общежития. [12, С. 125]. С ростом семей возникает селение – более совершенная форма человеческого общения. И наконец, с ростом селений возникает государство, как высшая и наиболее совершенная форма человеческого общежития, как союз равных людей ради целей возможно лучшего существования, как творческое начало, ведущее к развитию человеческого общества. В своих исследованиях Аристотель опирался на изучение древнегреческих городов-государств (полисов) и рассматривал возникновение государства, как естественноисторический процесс.
Однако такой подход к возникновению государства имел и определенную ограниченность, так как основной причиной возникновения государства признается только свойственное природе людей стремление к общежитию. Аналогичной точки зрения придерживался древнекитайский мыслитель Конфуций. Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения между правящими и управляемыми – отношениям в семье. [12, С. 153]. Подданные обязаны подчиняться правителям, а правители должны заботиться о подданных.
Основоположниками патриархальной теории происхождения государства являются Платон, Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский.
Платон в своём знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором:
- власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи;
- где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой;
- государство – это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви.
По утверждению Аристотеля, государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. [1]. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение число этих семей и их объединение приводит к образованию государства.
Аристотель также утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.
М.Н. Покровский так же считал, что древнейший тип государственной власти развивался непосредственно из власти отцовской.
Следовательно суть патриархальной теории возникновения государства в том, что государство возникает по модели семьи (т.е. государство – своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей). [13, С. 54].
Это позволяет утверждать, что власть правителя (монарха, короля, царя и т.п.) является продолжением отцовской власти в семье.Следовательно, согласно данной теории:
- монарх является отцом всего мира;
- благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;
- монарх действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
- власть монарха (отца) ничем не ограничена и незыблема;
- подданные обязаны чтить монарха и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
К достоинствам данной теории можно отнести то, что она способствует способствует сплочению общества, уважению, почитанию государственной власти. Культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
Видимо не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, т.е. суперличности, способную решать все проблемы за всех.Поэтому главным недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:
– в семье существуют действительно родственные связи, но весь народ (несмотря на наличие определённой общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;
– монарх – представитель публичной власти, отделённой от народа, и его власть имеют иную основу, чем власть отца в семье;
– отец действительно является основателем рода;
– монарх же, если и основатель, то государства, а не народа;
– монарх не является родственником подавляющего большинства населения;
– зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имея кровнородственной связи с управляемым государством;
– власть отца неформальна и непосредственна;
– власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляет опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения.
Поэтому врядли можно считать государство прямым продолжением семьи. Поскольку оба института зарождались постепенно и почти в одно и тоже время.
1.2 Теологическая теория происхождения государства
В Средние века в науке господствовало религиозное мировоззрение, поэтому ведущей теорией образования государства становится теологическая теория, зародившаяся еще в странах Древнего Востока, где власть правителя обожествлялась. Наиболее видным представителем теологической теории образования государства стал один из авторитетнейших католических богословов – Фома Аквинский, который, отстаивая идею божественного происхождения власти государства, наиболее полно развил уже утвердившиеся в христианстве воззрения: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены».
1.3 Договорная теория происхождения государства
Данная теория возникновения государства получила распространение в XVII–XVIII вв. Её авторами в разное время являлись английские философы: Гуго Греции (158301646) – голландский мыслитель и правовед, Джон Локк (1632–1704), Томас Гоббс (1588–1679).Французские философы-просветители: Шарль-Луи Монтескье (1689–1755), Дени Дидро (1713–1783), Жак Руссо (1712–1778).Русский философ и писатель-революционер А.Н. Радищев (1749–1802).
Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой теории.Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению её авторов, государство возникает в результате заключения «общественного договора» между людьми находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ.Смысл идеи «общественного договора» в том, что первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии. Кроме того,каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех».В результате «войны всех против всех» неорганизованное общество могло уничтожить само себя. А чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания.В результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты – государство.