Файл: Ликвидация юридического лица как бизнес-процесс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отсутствие перехода прав и обязанностей юридического лица к другим лицам фактически означает их прекращение, то есть утрату юридическим лицом правоспособности. Следовательно, не только ликвидация может служить основанием для прекращения правоспособности юридического лица, но и его исключение из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ).

Основаниями для принудительной ликвидации являются:

  1. деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции Российской Федерации либо с неоднократными грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  2. при создании организации были допущены грубые нарушения, и они носят неустранимый характер;
  3. деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);
  4. организация систематически осуществляет некоммерческую (общественную, религиозную) деятельность, противоречащую ее уставным целям;

5) в иных случаях, предусмотренных законом. Приведенный перечень не является исчерпывающим.

Основания для принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. ст. 65, 81 ГК РФ). Стремление участников экономических отношений защитить свои интересы влечет большое число судебных разбирательств. Судебная практика исходит из того, что только в случае исключения из ЕГРЮЛ на основании специального решения об этом регистрирующего органа юридическое лицо может утратить свою правоспособность.

Регистрирующие органы неохотно пользуются своими полномочиями по исключению недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ. Особенно при наличии у организаций недоимок перед бюджетом по уплате налогов и сборов, сведениями о которых регистрирующий орган, как правило, располагает, поскольку одновременно является и налоговым органом. Суды возвращают такие заявления либо, если они уже приняты к производству, прекращают производство по делу. При этом суды руководствуются Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 26.07.2005 № 94 «О порядке рассмотрения заявления должника о признании его банкротом при отсутствии у него имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве», п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» , п. 5 Постановления № 67, Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 22 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве» .

В перечисленных актах ВАС РФ в качестве основания для прекращения производства по делу названо заведомое отсутствие у должника имущества, позволяющего покрыть расходы по делу, или сведений о лице, за счет которого будут осуществлены эти расходы. Сообщения налоговых органов о выделении им денежных средств для финансирования процедур несостоятельности таких должников, в том числе подтвержденные представляемыми ими справками о финансировании, суды не принимают со ссылкой на неопределенность представленных сведений. Такие сведения не могут подтверждать факт выделения денежных средств на осуществление процедуры банкротства именно этого должника. Основанием для прекращения производства по делу является также указание на непредставление уполномоченным органом доказательств невозможности исключения юридического лица из ЕГРЮЛ согласно п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации. Об этом говорится в Постановлении № 67.


Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случае, если:

-при создании организации были допущены грубые нарушения закона, и эти нарушения носят неустранимый характер:

-деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);

-деятельность организации запрещена законом;

-деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции Российской Федерации;

  • деятельность организации осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей ее уставным целям;
  • а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

По всем перечисленным основаниям может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо. Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, заявление о ее ликвидации следует оставить без рассмотрения, поскольку в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника. О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних двенадцати месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Ликвидация, связанная с неоднократными или грубыми нарушениями закона. Решение суда поиску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона принимается судом с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий.


Глава 2. Анализ процедуры ликвидации юридического лица как завершение бизнеса

2.1.Характеристика процедуры ликвидации юридического лица

Проанализируем процедуру ликвидации юридического лица

Добровольное исключение организации из гражданского оборота и изъятие записи о ней из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) начинается с принятия высшим органом управления юридического лица (общее собрание участников или акционеров) решения о ликвидации, которое обычно оформляется протоколом.

Совет директоров или правление таких полномочий не имеет, эти органы могут лишь вынести соответствующий вопрос на обсуждение собрания участников. Если решение о добровольной ликвидации относится к обществу с ограниченной ответственностью, то для его принятия необходимо согласие всех участников (п. 1 ст. 92 ГК РФ). На этом этапе формируется состав ликвидационной комиссии, основной задачей которой является завершение деятельности организации. К комиссии переходят все полномочия по управлению ликвидируемым юридическим лицом, она имеет право представлять интересы предприятия в суде, совершать необходимые операции и сделки, так как в соответствии со ст. 6 ГК РФ юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, не утрачивает своей правоспособности. Состав ликвидационной комиссии должен быть согласован с регистрирующим органом.

Следующим этапом процедуры ликвидации является уведомление третьих лиц о ее начале различными способами: публикацией в прессе, рассылкой извещений, писем, телеграмм, электронных сообщений и др. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, в соответствии с требованиями ст. 62 ГК РФ обязаны незамедлительно (в течение трех дней) сообщить об этом в уполномоченный федеральный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведений о начале ликвидации.

В эти же сроки организация обязана оповестить о происходящем Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования. В Федеральную налоговую службу подаются следующие уведомления:

  1. по форме № 15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации Информирование налогового органа о ликвидации юридического лица.
  2. Решение в письменной форме.

Информирование о ликвидации юридического лица осуществляется в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения.

Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица производится в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Опубликование может быть осуществлено только после представления документов (уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме № 15001 и решения в письменной форме) в налоговый орган.

Уведомление налогового органа о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет налоговый орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в налоговый орган ранее срока:

а) установленного для предъявления требований кредиторами;

б) вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;

в) окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.

Что касается уведомления налогового органа о завершении процесса ликвидации, то ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет налоговый орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через 2 месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Перечень документов, представляемых в налоговый орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

    1. Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № 16001.
    2. Ликвидационный баланс (Приложение № 3).
    3. Документ об уплате государственной пошлины в размере 800 руб.
    4. Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с:
  • пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В случае, если документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений, не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу налогового органа соответствующим территориальным органом ПФ РФ в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ;

  • ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

5. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства (при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства).

Документы, представляемые в налоговый орган для государственной регистрации юридического лица в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал АО.

    1. Заявление о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении унитарного предприятия или учреждения по основанию, предусмотренному ст. 21.2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ по форме № 16002.
    2. Решение об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия или решения органа государственной власти, на основании которого осуществлены внесение имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества либо передача указанных имущественного комплекса или имущества в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса РФ.

3. Копия документа, подтверждающего государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения.

Деятельность ликвидационной комиссии начинается с утверждения плана ликвидации организации, который включает последовательное проведение следующих процедур:

      1. проведения инвентаризации имущества организации;
      2. определения финансового состояния организации на момент ликвидации;
      3. сверки взаиморасчетов с налоговыми органами и внебюджетными фондами;
      4. оценки имеющейся дебиторской задолженности и разработки мероприятий по ее взысканию;
      5. анализа и характеристики кредиторской задолженности;
      6. формирования сведений о размерах и составе активов организации;
      7. определения порядка реализации имущества ликвидируемой организации;
      8. установления порядка расчетов с кредиторами и формирования их в соответствующие группы по степени очередности удовлетворения требований;
      9. уточнения сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества организации, оставшегося после погашения обязательств перед кредиторами;
      10. формирования списков увольняемого персонала;
      11. установления юридических лиц, учредителями которых является ликвидируемая организация, с целью вывода ее из состава учредителей (если ликвидируемое лицо - единственный учредитель организации, то последняя также подлежит ликвидации);
      12. определения процедуры и порядка распределения между учредителями активов организации, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов;
      13. формирования пакета документов, необходимых для исключения организации из государственного реестра юридических лиц;
      14. закрытия банковских счетов;
      15. передачи документации по личному составу организации (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по заработной плате) в архив;
      16. передачи в регистрационный орган справки из архива о приеме соответствующих документов. Ликвидационная комиссия помещает в органы печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц (обычно в «Вестник государственной регистрации») соответствующее объявление. В нем должна содержаться следующая информация:
        1. наименование юридического лица,
        2. ОГРН (основной государственный регистрационный номер);
        3. ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);
        4. КПП (код причины постановки на учет);
        5. адрес организации;
        6. сведения о принятии решения о ликвидации;
        7. адрес и контактный телефон ликвидационной комиссии;