Файл: Ликвидация юридического лица как бизнес-процесс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлено тем, что жизненный цикл юридического лица начинается с его создания, что предполагает соблюдение установленных законодателем требований.

Институт ликвидации юридического лица, на наш взгляд мало изучен, в связи с этим требуется комплексно изучить его с точки зрения теории и правоприменительной практики.

Стоит отметить, что процедура ликвидация осуществляется в различных правовых режимах, основанием для выделения которых являются:

  • основание ликвидации (т.е. юридические факты, с которыми законодательство связывает начало процедуры ликвидации);
  • порядок ликвидации (т.е. определенная совокупность юридических фактов, наступление которых необходимо для достижения юридической цели ликвидации - прекращения юридического лица);
  • последствия ликвидации (типичные юридические последствия не исчерпываются только прекращением и частичным правопреемством; разные правовые режимы ликвидации могут по-разному влиять на судьбу имущества, а также отдельных обязательств ликвидируемого юридического лица; повлечь в том числе ответственность членов органов управления ликвидируемого лица).

Вышеизложенное позволяет еще раз подчеркнуть актуальность выбранной темы нашего исследования.

Целью исследования является комплексное изучение института ликвидации юридического лица как заверщающего этапа бизнес процесса, его содержание и основания.

В связи с поставленной целью исследования, необходимо решить следующие задачи:

    1. Определить понятие и выявить сущность ликвидации юридического лица в России;
    2. Дать характеристику оснований проведения добровольной ликвидации юридических лиц;
    3. Охарактеризовать виды оснований применения принудительной ликвидации юридических лиц;
    4. Обозначить порядок проведения ликвидации юридического лица;

Объектом работы выступают правовые отношения, возникающие в связи с ликвидацией юридического лица.

Предметом работы являются правовые нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с процедурой ликвидации юридического лица.

Методологическую основу работы составили общенаучный диалектический метод познания, а также ряд частно-научных методов, прежде всего, метод системного анализа, сравнительно-правовой и другие методы научного исследования.

Эмпирическую базу исследования составили: кодифицированные акты Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, предусматривающие основания, порядок и последствия ликвидации юридического лица, разъяснения Конституционного суда, определении и решения Верховного суда РФ и др.


Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Общая характеристика и правовая природа института ликвидации юридического лица

1.1 Понятие и сущность ликвидации юридического лица в России

Ликвидация представляет собой сложный юридический состав (процедуру, процесс) очень важно для понимания ее сущности.

Ликвидация - это не отдельный юридический факт, это процесс, включающий множество юридических фактов совершенно различной природы: решений органов управления, сделок, юридически значимых сообщений, административных актов и т.д. Говоря иначе, ликвидация - это не прекращение юридического лица. Такое прекращение есть цель ликвидации, ее результат (следствие внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ), одновременно, юридический факт[1].

Ликвидация и прекращение - это не синонимы. Современное российское законодательство практически всегда (не на уровне ГК по большей части) признавало прекращение юридического лица в качестве самостоятельного юридического состава, результатом которого было прекращение юридического лица (юридический акт). В качестве примеров можно привести:

  1. исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ;
  2. прекращение унитарного предприятия в связи с продажей или внесением его имущественного комплекса в уставный капитал акционерного общества;
  3. прекращение учреждения в связи с внесением его имущества в уставный капитал акционерного общества;
  4. прекращение унитарного предприятия или учреждения в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации;
  5. прекращение организаций федерального железнодорожного транспорта путем внесения их имущества в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта[2].

Прежде всего, как свидетельствует анализ действующего российского законодательства о ликвидации, следует констатировать неутешительный вывод о низком правовом качестве российских нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие вопросы прекращения юридического лица.

Предметом пристального внимания со стороны российского правительства в части уменьшения количества этапов регистрации, времени на их прохождение, снижения затрат на регистрацию как факторов развития конкуренции и, как следствие, обеспечения экономического роста. В частности, в качестве контрольных показателей успешной реализации соответствующего плана мероприятий по оптимизации процедур регистрации юридических лиц выбран рейтинг Doing Business, подготавливаемый Всемирным банком на ежегодной основе. Целевым ориентиром плана Правительства РФ является включение России в 20 лучших стран к 2018 году в соответствии с указанным рейтингом.

Между тем вопросы регламентации прекращения юридического лица остаются, что называется, «на обочине» российской законотворческой политики (за исключением вопросов банкротства). Представляется, что оценка «бизнес-регулирования» должна производиться не только по критерию количества процедур, срока, стоимости «регистрации предприятия», минимального размера уставного капитала, но также должна учитывать эффективность осуществления процедур ликвидации - состояние нормативно-правового регулирования, сроки проведения, защита интересов кредиторов (инвесторов) ликвидируемого должника.

Ясно, что в случае исключения юридического лица как недействующего из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) (а это, к сожалению, преобладающий способ прекращения юридического лица в России) требования кредиторов вообще не удовлетворяются.

Так, по данным Федеральной налоговой службы на 1 августа 2017 года количество юридических лиц, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ, составляет 4 764 915, из которых 127 346 организаций находятся в процессе ликвидации. Всего за время ведения ЕГРЮЛ прекратило свою деятельность 4 281 769 юридических лиц.[3] Иными словами, фактически каждая вторая организация, зарегистрированная на территории Российской Федерации, прекратила свое существование по тем или иным основаниям (реорганизация, ликвидация, в том числе в процессе банкротства, исключение из ЕГРЮЛ, в том числе как недействующего юридического лица).

Таким образом, основным способом прекращения юридического лица является исключение юридического лица как недействующего по решению регистрирующего органа из ЕГРЮЛ (69%), тогда как в связи с ликвидацией прекратили свою деятельность только 18% организаций. То есть, большинство юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, не проводят процедуру ликвидации. Безусловно, данному факту могут быть даны разные объяснения, одно из которых - отсутствие стройной системы правового регулирования данной сферы общественных отношений.


1.2 Основания и виды ликвидации юридического лица

Рассмотрим основания добровольной ликвидации юридического лица

Юридическое лицо, как всякое иное явление, проходит обычные стадии своего роста, развития, преобразования и отмирания - прекращение деятельности. Прекращение деятельности - процесс достаточно огорчительный, но естественный. Несколько лет плодотворной или не очень плодотворной жизни юридического лица обычно приводят в лучшем случае к реорганизации, а в худшем - к его ликвидации.

Прекращение деятельности юридического лица может быть:

-целью (освобождение собственника от созданного им юридического лица для ухода от ответственности по долгам);

следствием потребовавшейся реорганизации, проводимой с иными целями;

В условиях нестабильной экономики, когда деятельность юридической лица не приносит желаемой прибыли, дальнейшее существование юридического лица становится нецелесообразным и тогда возникает необходимость прекращения его деятельности.[4]

В современной литературе ликвидацию юридического лица зачастую определяют как способ прекращения его деятельности, отождествляя таким образом прекращение организации с прекращением деятельности юридического лица.

При этом также высказывается мнение о необходимости различать основания, способы и формы прекращения деятельности юридических лиц. Отметим, что ликвидация юридического лица всегда влечет прекращение его деятельности, тогда как последнее не означает того, что юридического лица более не существует.

Следует согласиться с точкой зрения Короткова А.А., что прекращение юридического лица можно связать с прекращением его правоспособности, которое наступает с внесением записи в единый государственный реестр о его исключении.[5]

В нашем понимании указанная запись имеет правопрекращающее значение и представляет собой юридический факт правопрекращающего характера, форму реализации воли государственной власти (в принудительном порядке) или участников (учредителей) (в добровольном порядке) о прекращении юридического лица как субъекта права. Указание на последствие ликвидации организации содержится в п. 1 ст. 61 ГК РФ, в соответствии с которым ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Аналогичное положение приводится в словарях юридических терминов.[6] А что необходимо понимать под прекращением юридического лица, законодатель не указывает оборота без перехода прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам.


Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам, а само юридическое лицо ликвидируется. Ликвидация юридического лица может носить добровольный характер и осуществляться по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами. Добровольная ликвидация организации может быть также вызвана истечением срока ее функционирования или результатом достижения цели, ради которой она была создана.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок добровольной ликвидации предприятий разных организационно- правовых форм, являются:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)[7];
  • Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ;[8]
  • Федеральный закон «Об обществах с ограниченной

ответственностью» от 8 февраля 1998 года№ 14-ФЗ;

  • Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) от 6 июля 1999 года № 43н.

Проанализируем принудительную ликвидацию юридических лиц

Основания принудительной ликвидации юридических лиц

Принудительное прекращение юридического лица является своеобразным «наказанием» за нарушение законодательства. Поскольку любая санкция должна отвечать критерию баланса частных и публичных интересов, то есть своевременно пресекать правонарушение и одновременно не ограничивать свободу экономической деятельности, проблемы, возникающие при применении норм ГК РФ о принудительной ликвидации юридических лиц, являются актуальными и вызывающими научный интерес.

Как известно, ликвидация юридического лица является формой прекращения юридических лиц, следовательно, принудительная ликвидация представляет принудительную форму прекращения деятельности данного лица. В Гражданском кодексе РФ урегулирован общий порядок осуществления ликвидации юридического лица, определены ее правовые последствия (ст. 61-63 ГК РФ). По смыслу названных статей ликвидацию юридического лица можно определить как предусмотренную законом процедуру, направленную на прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, которая завершается внесением записи о прекращении существования юридического лица в результате ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц.