Файл: Ликвидация юридического лица как бизнес-процесс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирую­щий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

После этого, согласно нормам действующего законодательства, у представителей налогового органа есть право выбора: проводить выездную проверку ликвидируемой организации или нет.

Налоговый контроль в целом — это деятель­ность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательс­тва о налогах и сборах.

Субъектами налогового контроля являются должностные лица налоговых органов. В соот­ветствии со ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) эти должностные лица в пре­делах своей компетенции осуществляют налоговый контроль в следующих формах:

  1. налоговые проверки;
  2. получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  3. проверка данных учета и отчетности;
  4. осмотр помещений и территорий, используе­мых для извлечения дохода (прибыли);
  5. в других, предусмотренных законом формах. Одной из форм налогового контроля, как ука­зано, является выездная налоговая проверка.

Выездная налоговая проверка, согласно п. 1 ст. 89 НК РФ, проводится на территории (в помеще­нии) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) нало­гового органа.

Выездная налоговая проверка может прово­диться по месту нахождения налогового органа, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для ее проведения.

В соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени про­ведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить воз­можность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, озна­комиться с документами, связанными с исчисле­нием и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой провер­ки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую про­верку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному пред­ставителю) лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о пред­ставлении документов передать невозможно, то оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Истребуе- мые документы могут быть также представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или пере­даны в электронном виде по телекоммуникацион­ным каналам связи.


Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных прове­ряемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодатель­ством Российской Федерации (см. Основы зако­нодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 № 4462-1).

В случае если истребуемые у налогоплатель­щика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в элект­ронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Порядок направления требования о пред­ставлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливается федеральным орга­ном исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов в соответствии с приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ «Об утверждении Порядка на­правления требования о представлении документов (информации) и порядка представления докумен­тов (информации) по требованию налогового орга­на в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

В случае необходимости налоговый орган впра­ве ознакомиться с подлинниками документов.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требова­ния (см. ст. 93 НК РФ).

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускает­ся только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной нало­говой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ. Выемка документов и предметов, согласно этой статье, производится на основании моти­вированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную на­логовую проверку (см. приложение № 7 к приказу ФНС Российской Федерации от 31.05.2007 № ММ- 3-06/338@ «Об утверждении форм документов, ис­пользуемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»).

Указанное постановление подлежит утвержде­нию руководителем (его заместителем) соответс­твующего налогового органа.

Не допускается производство выемки докумен­тов и предметов в ночное время.


Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых произво­дится выемка документов и предметов. В необхо­димых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

До начала выемки должностное лицо нало­гового органа предъявляет постановление о про­изводстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

Должностное лицо налогового органа пред­лагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку прину­дительно.

При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причи­нения не вызываемых необходимостью поврежде­ний запоров, дверей и других предметов.

Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол. Изъятые доку­менты и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, коли­чества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов.

В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий докумен­тов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов.

При изъятии таких документов с них изготав­ливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

Копия протокола о выемке документов и пред­метов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осущест­вляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества нало­гоплательщика. Они вправе также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообло­жения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ (п. 13 ст. 89 НКРФ).


Согласно ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную нало­говую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений нало­гоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должнос­тным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению нало­гового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Осмотр производится в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая про­верка, или его представитель, а также специалисты.

В необходимых случаях при осмотре произво­дятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов и т. п. О производстве осмотра составляется протокол.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточ­ных оснований полагать, что документы, свиде­тельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

В последний день проведения выездной на­логовой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке. В ней фикси­руются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка вручается налогоплательщику или его представителю (см. приложение № 2 к приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих пол­номочий в отношениях, регулируемых законода­тельством о налогах и сборах»).

В случае если налогоплательщик (его предста­витель) уклоняется от получения справки о прове­денной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Заключение

В заключение нашего дипломного исследования подведем итоги исходя из поставленной цели задач:

Во-первых, ликвидация - это не отдельный юридический факт, это процесс, включающий множество юридических фактов совершенно различной природы: решений органов управления, сделок, юридически значимых сообщений, административных актов и т.д. Говоря иначе, ликвидация - это не прекращение юридического лица. Такое прекращение есть цель ликвидации, ее результат (следствие внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ), одновременно, юридический факт.


Ликвидация представляет собой многоаспектное явление и может быть соотнесена с различными правовыми конструкциями. Нередко в юридической литературе и правоприменительной практике сущность ее раскрывают через следующие категории: ответственность, юридическая процедура, правоотношение, юридический факт, сделка.

Во-вторых, одной из главных особенностей регулирования порядка ликвидации юридического лица состоит в том, что теперь такой порядок согласован с процедурой банкротства, которая в случае ее возбуждения ведет к прекращению осуществляемой по общим правилам ликвидации юридического лица. Это, в свою очередь означает, что в зависимости от применения той или иной процедуры ликвидации (общей или банкротства) используются различные способы реализации правосубъектности ликвидируемой организации при этом имеется настоятельная потребность в более четкой регламентации различных способов правосубъектности юридического лица на стадии в аспекте распределения соответствующих функций.

В-третьих, основание для добровольной ликвидации - соответствующее решение оговорено в п. 2 ст. 61 ГК и сформулировано не вполне корректно. Исходя из указанной нормы добровольной признается не только ликвидация, осуществляемая на основании решения об этом учредителей (участников) либо органа юридического лица, но и ликвидация, которая проводится в случае, если юридическим лицом достигнута цель, ради которой оно было создано, или истек срок, на который такое лицо создавалось. Норма п. 2 ст. 61 ГК сформулирована так, будто эти основания (истечение срока, достижение цели) охватываются более общим основанием - решением учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

В-четвертых, принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случае, если:

-при создании организации были допущены грубые нарушения закона, и эти нарушения носят неустранимый характер:

-деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);

-деятельность организации запрещена законом;

-деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции Российской Федерации;

  • деятельность организации осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей ее уставным целям;