Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика и правовая природа института ликвидации юридического лица
1.1 Понятие и сущность ликвидации юридического лица в России
1.2 Основания и виды ликвидации юридического лица
Глава 2. Анализ процедуры ликвидации юридического лица как завершение бизнеса
2.1.Характеристика процедуры ликвидации юридического лица
2.2 Особенности проведения налоговой проверки при ликвидации юридического лица
8) порядок и сроки заявления требований кредиторов. С целью выявления всех кредиторов и получения дебиторской задолженности ликвидационная комиссия проводит инвентаризацию имущества и обязательств организации, оценку активов и, если требуется, их последующую продажу.
В случае нарушения установленных в документе правил результаты инвентаризации признаются недействительными. Обычно срок удовлетворения требований кредиторов составляет два месяца. По окончании срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями (участниками) юридического лица и включающий сведения о составе имущества, перечне требований кредиторов и результатах их рассмотрения. Унифицированная форма промежуточного ликвидационного баланса законодательно не установлена, поэтому сведения, относящиеся к процессу ликвидации (состав имущества, перечень кредиторов), обычно указываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Для составления данных отчетов рекомендуется руководствоваться требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года № 43н. Период составления - с начала отчетного периода до даты составления промежуточного ликвидационного баланса. Исходными данными будет служить информация, сформированная в балансе, составленном накануне принятия учредителями решения о ликвидации юридического лица. Отличительными особенностями промежуточного ликвидационного баланса являются:
- отсутствие детализации дебиторской и кредиторской задолженности на долгосрочную и краткосрочную (наличие долгосрочной задолженности недопустимо, так как организация не предполагает осуществление деятельности в последние 12 месяцев);
- отсутствие остатков по регулирующим и бюджетно- распределительным счетам;
- закрытие счетов по учету добавочного и резервного капитала, резервов, доходов и расходов будущих периодов.
Подлежат списанию также неликвидные ценные бумаги и просроченная дебиторская задолженность. До составления промежуточного ликвидационного баланса и проведения мероприятий по снятию налогоплательщика с налогового учета юридическое лицо обязано осуществить сверку взаимных долгов с налоговыми органами по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
После получения промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган вносит в ЕГРЮЛ необходимые записи и выдает организации соответствующее свидетельство и выписку. Одновременно промежуточный ликвидационный баланс передается в отдел взыскания задолженности, отдел выездных и камеральных проверок и юридический отдел налогового органа. После этого назначается выездная налоговая проверка с целью урегулирования задолженности организации перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
Она проводится вне зависимости от времени проведения и предмета предыдущей. Проверяемый период составляет три календарных года, предшествующих году, в котором принято решение о проверке. По итогам данного мероприятия составляется Акт выездной налоговой проверки по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой России от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/892@. Данный документ с отраженной в нем задолженностью по налогам, сборам и штрафам вручается должностному лицу ликвидируемой организации. Погашение выявленной задолженности осуществляется организацией за счет различных активов, принадлежащих ей на праве собственности или находящихся в ее хозяйственном ведении (ст. 46-50 НК РФ). Прежде всего, речь идет о денежных средствах, находящихся на счетах организации и ее дебиторов.
При их недостатке с целью погашения недоимки взыскание обращается на другие виды имущества в порядке следующей очередности:
-
- имущество, не принимающее участия в производственном цикле ликвидируемой организации (ценные бумаги, непроизводственное оборудование, предметы дизайна офисных помещений и другое);
- готовая продукция и материальные ценности непроизводственного назначения;
- сырье и материалы, здания, сооружения, станки, оборудование;
- имущество, сданное в аренду, предоставленное по договору займа и другим аналогичным действующим договорам.
Задолженность может быть погашена и учредителями предприятия, если они несут субсидиарную ответственность за его долги. Сверка взаиморасчетов с государственными внебюджетными фондами в отношении порядка и сроков проведения производится аналогично. Пенсионный фонд России (ПФР) проверяет правильность исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование ликвидируемой организации. Фонд социального страхования (ФСС) осуществляет проверку исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства, страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По результатам проверки плательщику вручается копия решений территориального органа ПФР и ФСС, а также требование об уплате страховых взносов, пеней, штрафов. Снятие с учета ликвидируемой организации в государственных внебюджетных фондах производится на основании сведений, которые предоставляет соответствующая налоговая инспекция.
В случае отсутствия у ликвидируемого юридического лица задолженности и выявления по результатам проверки переплаты, последняя должная быть возвращена налоговым органом на расчетный счет организации не позднее одного месяца со дня подачи ею соответствующего заявления (п. 4 ст. 49 НК РФ).
При наличии излишне уплаченных налогов и сборов они могут подлежать зачету в счет погашения недоимки по другим видам налоговой задолженности. Заявление о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налогов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты соответствующих сумм (п. 7 ст. 78 НК РФ). После утверждения промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган не вправе осуществлять какие-либо взыскания, так как в соответствии с п. 4 ст. 63 ГК РФ они должны быть произведены по истечении месяца со дня утверждения данного баланса.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. При недостаточности средств юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных средств кредиторам производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, согласно промежуточному балансу, начиная с даты его утверждения.
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ допускает возможность применения к несостоятельному должнику мер, направленных на восстановление его платежеспособности, если в результате анализа его финансового состояния для этого имеются основания. Таким образом, процедуры, применяемые к несостоятельному должнику, подразделяются на восстановительные (реорганизационные) и ликвидационные.
К восстановительным (реорганизационным) процедурам банкротства относятся: наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов; финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности; внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности посредством применения различных экономических и организационных мер.
К ликвидационной процедуре относится лишь конкурсное производство. Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Оно открывается в результате принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом.
Применяет эту процедуру конкурсный управляющий. Конкурсный управляющий принимает в ведение имущество должника, проводит инвентаризацию этого имущества; включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника; в необходимых случаях привлекает оценщика для оценки имущества должника; принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества, принадлежащего должнику и находящегося у третьих лиц; принимает меры по обеспечению сохранности имущества должника; уведомляет работников должника о предстоящем увольнении; предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в установленном законом порядке; заявляет в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; ведет реестр требований кредиторов; исполняет иные обязанности, установленные законом о несостоятельности, в том числе продажу имущества должника.
Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу (ст. 131 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ), из которой осуществляется удовлетворение требований кредиторов. Очередность удовлетворения требований кредиторов определяется нормами ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам, к которым относятся судебные расходы по делу о банкротстве, выплата вознаграждения арбитражному управляющему, а также лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, коммунальные платежи, эксплуатационные платежи и некоторые другие.
Для удовлетворения требований оставшихся кредиторов тоже устанавливается очередность. В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ требованиям. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.
2.2 Особенности проведения налоговой проверки при ликвидации юридического лица
Налоговые проверки, такие как камеральная и выездная, первичная и повторная, дают наиболее верное представление о деятельности любого налогоплательщика. Выездная налоговая проверка, связанная с пребыванием представителей налоговых органов непосредственно в организации, проведением ими таких мероприятий налогового контроля, как осмотр с участием понятых, свидетелей, проведение экспертизы, является непростой ситуацией для любого налогоплательщика. Иное дело — ликвидация фирмы (юридического лица). Если работники налогового органа решат ее провести (а проведение ее в данном случае является альтернативным), то это на практике позволит избежать проблем во взаимоотношениях между налоговиками и организацией при регистрации ликвидации, которая является неизбежным окончанием процедуры ликвидации.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (с приложением решения о ликвидации юридического лица).
Формы таких уведомлений регистрирующего органа представлены в постановлениях Правительства Российской Федерации: от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (форма № Р15001);
- от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (форма№ РН0005). Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что организация (юридическое лицо) находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, а также государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.