Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Толерантность как фактор устойчивости системы, который может быть рассмотрен как ценность, установка и личностное качество, играет значительную роль в предупреждении конфликтных ситуаций, в которых личность может оказаться в тот или иной момент. Она также определяет действия личности в самом конфликте и в процессе его разрешения. Эффективность поведения толерантной личности в конфликтной ситуации в сравнении с интолерантной значительно выше, и это не удивительно. Толерантная личность отличается психологической устойчивостью — стрессоустойчивостью, конфликтоустойчивостью.

Например, в процессе общения толерантность проявляется в зрелой, самостоятельной позиции личности, имеющей собственные ценности и интересы. В этом случае индивид проявляет готовность защищать свое «Я» неконфликтными способами. Наряду с этим он с уважением относится к позициям и ценностям других людей, пусть даже оппонентов в конфликте, четко осознает объективные и субъективные трудности, возникающие в процессе общения, и своевременно на них реагирует.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многообразие понятий, используемых в области изучения конфликтов, отражает даже не столько неопределенность употребляемых терминов, сколько реальное разнообразие допустимых форм работы с конфликтами. В свою очередь, на практике явно различаются меры, направленные на предупреждение, «профилактику» конфликтности и собственно деятельность по управлению конкретными конфликтными ситуациями.

На основании изложенного в курсовой работе материала можно сделать ряд следующих выводов:

1) основателями учения о конфликтных отношениях в обществе выступают Гераклит, Сократ и Платон;

2) конфликт — это такое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях;

3) причиной конфликтов являются: неадекватная самооценка и неадекватные представления людей; несоответствие социальных ролей; групповая дискриминация; ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

4) конфликты выполняют как позитивные, так и негативные функции;

5) конфликты классифицируют по разным основаниям;

6) конфликт как социальное действие дает ярко окрашенный негативный эффект. Но в тоже время он выполняет важную позитивную функцию. Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях;


7) понятие управление конфликтом включает процесс контролирования конфликта самими участниками или внешними силами. Данное понимание управления конфликтом распространяется на различные уровни его возникновения — от межгосударственного до межличностного, поскольку во всех случаях участники конфликта, столкнувшись с разногласиями по какому-либо вопросу, способны локализовать конфликт, ограничить его определенными рамками, не допуская его эскалации и тем самым управляя им;

8) особенности управления конфликтами определяются их спецификой как многоаспектного социального явления. Главными принципами управления конфликтом являются: принцип компетентности, принцип сотрудничества и компромисса;

9) управление конфликтом включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение;

10) предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их;

11) выделяют следующие основные технологии предупреждения конфликта: сбалансированность социального взаимодействия как способ предупреждения конфликтов; предупреждение конфликтов посредством изменения собственного отношения к ситуации; способы и приемы влияния на оппонента в целях предупреждения конфликта; влияние инициального коммуникативного поведения на возникновение конфликтной ситуации (по А. П. Егидесу); толерантность в конфликтной ситуации (по М. С. Миримановой).

Практические рекомендации по поведению личности в конфликтной ситуации:

1) сдерживайте отрицательные эмоции! Помните, что именно улыбка стирает их с лица;

2) проявляйте выдержку и спокойствие в конфликтной ситуации;

3) не втягивайте посторонних людей в конфликт;

4) не угрожайте оппоненту;

5) не стремитесь господствовать в общении. Будьте диалогичны;

6) применяйте конфликт как теоретическую возможность выхода на новый уровень задач и взаимоотношений;

7) обсуждайте проблему с точки зрения нужд и потребностей каждого;

8) следуйте правилам продуктивного слушания;

9) думайте не только о том, что сказать, но и о том, как это сказать. Пользуйтесь тактикой вопросов;

10) ищите добрые намерения за фасадом недоброго поведения;

11) создавайте взаимоотношения на равных – «власть с», а не «власть над»;

12) пользуйтесь «тактикой салями», разбейте проблему на более мелкие и «удобоваримые» куски;

13) владейте разными стратегиями поведения в конфликтной ситуации. Используйте оптимальный для конкретного случая стиль;


14) помните об «эффекте трех Д»: добросовестность, доброжелательность, доступность в общении;

15 прощайте себя и других;

16) конфликт лишь маленький «кусочек социальной жизни». Отведите ему должное место. Будьте готовы общаться с тем, с кем еще вчера вы были в конфликте[5].

Работа и профилактика по предупреждению конфликтов должна проводиться руководителями, ведущими специалистами и членами коллективов, психологами и конфликтологамы по следующим основным направлениям: создание условий, способствующих профилактике деструктивных конфликтов, оптимизация организационно-управленческих решений; управление компетенцией работников; устранения социально-психологических и личностных причин конфликтов. Управление компетенцией, хотя и являются составной частью управленческой деятельности, но выделяется в отдельное направление из-за его особой важности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие - 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.

2. Анцупов А. Я. Системная концепция конфликтов // Мир психологии, 2005. - № 2.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.

4. Козырев Г. И. Основы конфликтологии: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 320 с.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – 2-е изд. - М.: Дело, 2005. – 800 с.

6. Московичи С. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2007. – 592 с.

7. Платонов Ю. П. Социальная психология поведения: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

8. Свеницкий А.Л. Социальная психология: учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 336 с.

9. Социальная психология: курс лекций / В.Г. Крысько. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.

10. Социальная психология: конспект лекций / Мельникова Н.А. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.

11. Ядонист А. Л. Предупреждение конфликтов // Рынок труда Алтая, 2008. - № 1.

  1. Социальная психология: курс лекций / Крысько В.Г. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. С. 307.

  2. Социальная психология: курс лекций / Крысько В.Г. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. С. 309.

  3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – 2-е изд. - М.: Дело, 2005. С. 759.

  4. Социальная психология: курс лекций / Крысько В.Г. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. С. 321.

  5. Ядонист А. Л. Предупреждение конфликтов // Рынок труда Алтая, 2008. - № 1. С. 77-78.