Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как только путем лучшей организации и усовершенствованных технологических методов та или иная отрасль промышленности уменьшает издержки, ложащиеся на потребителя, она передает выгоду от усовершенствования своим заказчикам, и люди оказываются в состоянии больше покупать продукции. Большее количество покупателей дает возможность еще больше увеличить производство. А более крупное производство дальше снижает издержки, что, в свою очередь, приводит к уве­личению предприятия.[36]

Следовательно, организации растут вследствие общественного спроса на свою продукцию. Сочетание этих двух принципов формирует внут­реннюю структуру организации — количество отделов, служебных цехов, подразделений.

Внутренняя структура по своему построению может быть нескольких типов, обусловленных организационными стратегиями:

  • функциональный тип;
  • продуктовый тип (компания создает подразделения по производству определенной продукции);
  • потребительский тип (компания создает подразделения на основе дифференциации их по потребителям, поскольку каждая группа потребителей предъявляет свои требования к дизайну, технологии, ассортименту продукции).[37]

Ресурсы менеджера (предпринимателя) всегда ограничены, поэтому определение главной цели жизни должно быть направлено на наибольшую продуктивность имеющихся ресурсов с целью обеспечения конкурентного преимущества фирмы. Следует исходить из альтернативной стоимости: чем можно пожертвовать, чтобы достичь результатов в конкретном.[38]

Имеются и частные критерии:

  • на каждой стадии жизненного цикла имеются свои приоритеты;
  • самосохранение фирмы на долгие годы за счет гибкого менеджмента, если менеджмент способен улавливать "слабые сигналы" потенциальных изменений и правильно реагирует, избегая "морального износа", потери рентабельности и банкротства;
  • самосохранение за счет непрерывного приспособления к новым требованиям рынка, обучения и повышения квалификации персонала менеджеров.[39]

Развитие и рост фирмы не есть линейный процесс. Организации распадаются в 98% из-за плохого управления и невозможности найти выход из кризиса.

Согласно И. Ансоффу, фирма в своем развитии проходит через пять последовательных этапов:[40]

  1. Развертывание.
  2. Начальный этап.
  3. Стадия проникновения.
  4. Рост, ускоренный рост.
  5. Переходный этап.

Накопившиеся проблемы к моменту достижения пятого этапа решаются менеджерами с различным успехом. Возможны следующие варианты продолжения развития:[41]

  1. " Гребешковый" (флуктуационный) рост
  2. Длительное падение.
  3. Резкое падение и банкротство (9).

Организация проходит различные стадии, которые требуют различ­ного менеджмента. Часть этих идей проиллюстрирована в таблицах.

В большой организации менеджер неизбежно "строит империю", соз­давая аппарат управления. В таблице 3 для разных стадий жизненного цикла организации показаны главные экономические цели и усложнение способа управления организацией.

Таблица 3

Усложнение способа управления организацией и главные экономические цели для стадий жизненного цикла

Стадия

Рождение

Юность

Зрелость

Старение

Возрождение

Главная цель

Выживание

Прибыль

Рост продаж

Сохранение прибыли

Ожидание доходов

Способ управления

Одним лицом, авторитарный

Группой неосвобожденных лиц, бюрократический

Группой профессиональных управляющих, бюрократический

Бюрократический

Инновационный

Изменение потенциала организации влияет на все стороны ее развития, как это раскрыто в таблице 4.

Таблица 4

Влияние развития организации на особенности ее функционирования

Стадия

Рождение

Юность

Зрелость

Старение

Возрождение

Вид планирования

Эмпиризм

Оперативное

Долговременное

Экстраполяционное

Стратегическое

Основная цель

Выход на рынок

Утверждение на рынке

Захват сегмента рынка

Удержание

на рынке

Подготовка

захвата

нового

сегмента

Модель организации

Линейная, простая

Оптимизационная

Бюрократическая

Традиционная

Инновационная

Как правило, основными целями корпораций является расширение масштабов деятельности, рост продаж и прибылей. Достижение целей благоприятно сказывается не только в стабилизации положения на рынке и росте престижа корпорации, но и материальном положении и престиже руководства и всего персонала.[42]


Однако в реальных условиях выпуска конкретной продукции на конкретные, сложившиеся в данный момент времени, рынки рост объёма продаж и прибылей корпораций может быть ограничен многочисленными факторами, основными среди которых являются:[43]

− насыщенность рынка данного вида продукцией;

− конкуренция с изготовителями аналогичной продукции, предназначенной для того же рынка;

− опасность попадания под действие антимонопольного законодательства при активных действиях по вытеснению конкурирующих фирм с данного рынка.

Нейтрализовать эти ограничивающие факторы и одновременно добиться роста корпорации можно с помощью следующих стратегических подходов:[44]

− разработка новых моделей выпускаемой продукции; это может стимулировать дополнительный спрос и, если доля корпорации на данном рынке велика, поможет увеличивать её; такая мера особенно эффективна, когда технология, лежащая в основе данного вида продукции, отличается новизной;

− проникновение на новые географические рынки с той же продукцией;

− разработка новой продукции для существующих или новых рынков, эту возможность легче реализовать крупной корпорации с развитой технологической базой и значительным научно – исследовательским потенциалом, часть которого может быть направлена на фундаментальные исследования и разработки;

− приобретение у другой фирмы технологии и производства новой продукции или слияния с фирмой – изготовителем другого вида продукции в целях расширения номенклатуры выпускаемых изделий; при наличии финансовых возможностей это более быстрый путь на новый рынок, нежели разработка новой продукции собственными силами.[45]

При этом на перечисленные выше стратегические подходы корпорации существенное влияние оказывают её размеры, объём продаж и прибыли, что в свою очередь влияет на организационную структуру, совершенствование которой повышает эффективность решения стратегических задач.[46]

2. АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ НА ОАО «ПОЛОЦК – СТЕКЛОВОЛОКНО»


2.1 Технико – экономическая характеристика ОАО «Полоцк – Стекловолокно»

Полоцкий завод «Стекловолокно» был основан в 1957 году и стал одним из первых предприятий в бывшем Советском Союзе, освоившим технологию одностадийного производства стекловолокнистых материалов.

Сегодня ОАО «Полоцк–Стекловолокно» – крупнейший производитель стекловолокна на территории СНГ. Процесс производства включает технологические процессы от подготовки компонентов шихты, выработки стекловолокна, его текстильной переработки, термической и химической обработки, до производства стеклопластиковой продукции.

Продукция ОАО "Полоцк–Стекловолокно" поставляется более чем в 40 стран мира. Объем экспорта составляет более 80%. ОАО "Полоцк–Стекловолокно" находится в числе ведущих европейских производителей стекловолокнистых материалов.

Предприятие специализируется на выпуске следующей продукции: электроизоляционные и конструкционные стеклоткани, строительные и теплоизоляционные материалы, изделия из кремнезема, стеклонити, стеклоровинги. Уникальным является выпуск полого волокна и стеклотканей на его основе.

Отраслью народного хозяйства, в которой функционирует данное предприятие, является химическая промышленность.

В Уставе ОАО «Полоцк-Стекловолокно» отражены сведения о общем положении общества, уставном фонде, акциях, имуществе, правах и обязанностях акционеров, а также порядок проведения общего собрания акционеров и т.д.

Основные должностные обязанности, функции, права, ответственность представлены в должностных инструкциях сотрудников Общества.

Вопросы о режиме труда и отдыха, оплате труда и решении социальных задач, гарантиях занятости, охране труда и т.д. решаются с помощью коллективного договора ОАО «Полоцк-Стекловолокно».

Основные потребители продукции ОАО «Полоцк-Стекловолокно» являются организации и предприятия строительной отрасли.

Основные конкуренты: ООО «Завод стекловолокна». РФ, ООО НПО «Северодонецкий стеклопластик», Украина, Ahlstrom, Финляндия и РФ, OwensCorning, Нидерланды, JohnsManville, Польша.

Каналы сбыта продукции: страны СНГ и Европы (существующие потребители стеклотканей РАТЛ — производители РКМ)


Проанализируем сильные и слабые стороны с помощью SWOT-анализа, ОАО «Полоцк-Стекловолокно».

Таблица 5

Сильные и слабые стороны ОАО «Полоцк-Стекловолокно»

Сильные стороны (strengths - S)

Слабые стороны (weaknesses - W)

1.Выгодное географическое положение предприятия

1.Низкий уровень развития логистической системы

2.Необходимость производимого сырья в современном мире

2.Недостатки в производственно-территориальном размещении и обустройстве цехов и рабочих мест

3.Широкая перечень предлагаемой продукции

3.Отток рабочей силы

4.Большое количество потребителей продукции

4.Низкий уровень информационной поддержки принятия решений

5.Большой опыт работы на рынке

5.Слабая рекламная политике организации

6.Применение современных технологий

6. Недостатки в организации складского хозяйства

7.Рост производственных мощностей

7.Недостатки при организации перераспределения

8.Недорогое сырье

8.Большая степень изношенности ОС

9.Конкурентоспособная цена

9.Рост внереализационных расходов

10.Высокий уровень сервиса

10.Устаревшее ПО

Таблица 6

Возможности и угрозы ОАО «Полоцк-Стекловолокно»

Возможности (opportunities - O)

Угрозы (threats - T)

1. Разработка новых видов продукции

1. Ужесточение законодательства

2.Совершенствование менеджмента

2. Ухудшение политической обстановки

3.Совершенствование технологий производства

3. Изменение уровня цен на закупаемую продукцию

4. Внедрение логистической системой организации

4. Повышение курсов валют

5. Появление новых заказчиков и клиентов

5. Рост налогов и пошлин

6. Снижение себестоимости

6. Сбои в поставках

7. Появление новых поставщиков

7. Появление новых конкурентов

8. Внедрение инновационных технологий

8. Рост зависимости от конкретного поставщика

SWOT-анализ исследуемой организации представлен в Приложении 1

Описание факторов, определяющих организационную структуру управления предприятием, отражено в Приложение 2.