Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие жизненного цикла организации. Его основные этапы
1.2 Стадии жизненного цикла организации
1.3 Продление жизненного цикла предприятия
2. АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ НА ОАО «ПОЛОЦК – СТЕКЛОВОЛОКНО»
2.1 Технико – экономическая характеристика ОАО «Полоцк – Стекловолокно»
2.2 Анализ жизненного цикла ОАО «Полоцк – Стекловолокно»
2.3 Анализ поведения ОАО «Полоцк-Стекловолокно» на стадии зрелости
Как только путем лучшей организации и усовершенствованных технологических методов та или иная отрасль промышленности уменьшает издержки, ложащиеся на потребителя, она передает выгоду от усовершенствования своим заказчикам, и люди оказываются в состоянии больше покупать продукции. Большее количество покупателей дает возможность еще больше увеличить производство. А более крупное производство дальше снижает издержки, что, в свою очередь, приводит к увеличению предприятия.[36]
Следовательно, организации растут вследствие общественного спроса на свою продукцию. Сочетание этих двух принципов формирует внутреннюю структуру организации — количество отделов, служебных цехов, подразделений.
Внутренняя структура по своему построению может быть нескольких типов, обусловленных организационными стратегиями:
- функциональный тип;
- продуктовый тип (компания создает подразделения по производству определенной продукции);
- потребительский тип (компания создает подразделения на основе дифференциации их по потребителям, поскольку каждая группа потребителей предъявляет свои требования к дизайну, технологии, ассортименту продукции).[37]
Ресурсы менеджера (предпринимателя) всегда ограничены, поэтому определение главной цели жизни должно быть направлено на наибольшую продуктивность имеющихся ресурсов с целью обеспечения конкурентного преимущества фирмы. Следует исходить из альтернативной стоимости: чем можно пожертвовать, чтобы достичь результатов в конкретном.[38]
Имеются и частные критерии:
- на каждой стадии жизненного цикла имеются свои приоритеты;
- самосохранение фирмы на долгие годы за счет гибкого менеджмента, если менеджмент способен улавливать "слабые сигналы" потенциальных изменений и правильно реагирует, избегая "морального износа", потери рентабельности и банкротства;
- самосохранение за счет непрерывного приспособления к новым требованиям рынка, обучения и повышения квалификации персонала менеджеров.[39]
Развитие и рост фирмы не есть линейный процесс. Организации распадаются в 98% из-за плохого управления и невозможности найти выход из кризиса.
Согласно И. Ансоффу, фирма в своем развитии проходит через пять последовательных этапов:[40]
- Развертывание.
- Начальный этап.
- Стадия проникновения.
- Рост, ускоренный рост.
- Переходный этап.
Накопившиеся проблемы к моменту достижения пятого этапа решаются менеджерами с различным успехом. Возможны следующие варианты продолжения развития:[41]
- " Гребешковый" (флуктуационный) рост
- Длительное падение.
- Резкое падение и банкротство (9).
Организация проходит различные стадии, которые требуют различного менеджмента. Часть этих идей проиллюстрирована в таблицах.
В большой организации менеджер неизбежно "строит империю", создавая аппарат управления. В таблице 3 для разных стадий жизненного цикла организации показаны главные экономические цели и усложнение способа управления организацией.
Таблица 3
Усложнение способа управления организацией и главные экономические цели для стадий жизненного цикла
Стадия |
Рождение |
Юность |
Зрелость |
Старение |
Возрождение |
Главная цель |
Выживание |
Прибыль |
Рост продаж |
Сохранение прибыли |
Ожидание доходов |
Способ управления |
Одним лицом, авторитарный |
Группой неосвобожденных лиц, бюрократический |
Группой профессиональных управляющих, бюрократический |
Бюрократический |
Инновационный |
Изменение потенциала организации влияет на все стороны ее развития, как это раскрыто в таблице 4.
Таблица 4
Влияние развития организации на особенности ее функционирования
Стадия |
Рождение |
Юность |
Зрелость |
Старение |
Возрождение |
Вид планирования |
Эмпиризм |
Оперативное |
Долговременное |
Экстраполяционное |
Стратегическое |
Основная цель |
Выход на рынок |
Утверждение на рынке |
Захват сегмента рынка |
Удержание на рынке |
Подготовка захвата нового сегмента |
Модель организации |
Линейная, простая |
Оптимизационная |
Бюрократическая |
Традиционная |
Инновационная |
Как правило, основными целями корпораций является расширение масштабов деятельности, рост продаж и прибылей. Достижение целей благоприятно сказывается не только в стабилизации положения на рынке и росте престижа корпорации, но и материальном положении и престиже руководства и всего персонала.[42]
Однако в реальных условиях выпуска конкретной продукции на конкретные, сложившиеся в данный момент времени, рынки рост объёма продаж и прибылей корпораций может быть ограничен многочисленными факторами, основными среди которых являются:[43]
− насыщенность рынка данного вида продукцией;
− конкуренция с изготовителями аналогичной продукции, предназначенной для того же рынка;
− опасность попадания под действие антимонопольного законодательства при активных действиях по вытеснению конкурирующих фирм с данного рынка.
Нейтрализовать эти ограничивающие факторы и одновременно добиться роста корпорации можно с помощью следующих стратегических подходов:[44]
− разработка новых моделей выпускаемой продукции; это может стимулировать дополнительный спрос и, если доля корпорации на данном рынке велика, поможет увеличивать её; такая мера особенно эффективна, когда технология, лежащая в основе данного вида продукции, отличается новизной;
− проникновение на новые географические рынки с той же продукцией;
− разработка новой продукции для существующих или новых рынков, эту возможность легче реализовать крупной корпорации с развитой технологической базой и значительным научно – исследовательским потенциалом, часть которого может быть направлена на фундаментальные исследования и разработки;
− приобретение у другой фирмы технологии и производства новой продукции или слияния с фирмой – изготовителем другого вида продукции в целях расширения номенклатуры выпускаемых изделий; при наличии финансовых возможностей это более быстрый путь на новый рынок, нежели разработка новой продукции собственными силами.[45]
При этом на перечисленные выше стратегические подходы корпорации существенное влияние оказывают её размеры, объём продаж и прибыли, что в свою очередь влияет на организационную структуру, совершенствование которой повышает эффективность решения стратегических задач.[46]
2. АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ НА ОАО «ПОЛОЦК – СТЕКЛОВОЛОКНО»
2.1 Технико – экономическая характеристика ОАО «Полоцк – Стекловолокно»
Полоцкий завод «Стекловолокно» был основан в 1957 году и стал одним из первых предприятий в бывшем Советском Союзе, освоившим технологию одностадийного производства стекловолокнистых материалов.
Сегодня ОАО «Полоцк–Стекловолокно» – крупнейший производитель стекловолокна на территории СНГ. Процесс производства включает технологические процессы от подготовки компонентов шихты, выработки стекловолокна, его текстильной переработки, термической и химической обработки, до производства стеклопластиковой продукции.
Продукция ОАО "Полоцк–Стекловолокно" поставляется более чем в 40 стран мира. Объем экспорта составляет более 80%. ОАО "Полоцк–Стекловолокно" находится в числе ведущих европейских производителей стекловолокнистых материалов.
Предприятие специализируется на выпуске следующей продукции: электроизоляционные и конструкционные стеклоткани, строительные и теплоизоляционные материалы, изделия из кремнезема, стеклонити, стеклоровинги. Уникальным является выпуск полого волокна и стеклотканей на его основе.
Отраслью народного хозяйства, в которой функционирует данное предприятие, является химическая промышленность.
В Уставе ОАО «Полоцк-Стекловолокно» отражены сведения о общем положении общества, уставном фонде, акциях, имуществе, правах и обязанностях акционеров, а также порядок проведения общего собрания акционеров и т.д.
Основные должностные обязанности, функции, права, ответственность представлены в должностных инструкциях сотрудников Общества.
Вопросы о режиме труда и отдыха, оплате труда и решении социальных задач, гарантиях занятости, охране труда и т.д. решаются с помощью коллективного договора ОАО «Полоцк-Стекловолокно».
Основные потребители продукции ОАО «Полоцк-Стекловолокно» являются организации и предприятия строительной отрасли.
Основные конкуренты: ООО «Завод стекловолокна». РФ, ООО НПО «Северодонецкий стеклопластик», Украина, Ahlstrom, Финляндия и РФ, OwensCorning, Нидерланды, JohnsManville, Польша.
Каналы сбыта продукции: страны СНГ и Европы (существующие потребители стеклотканей РАТЛ — производители РКМ)
Проанализируем сильные и слабые стороны с помощью SWOT-анализа, ОАО «Полоцк-Стекловолокно».
Таблица 5
Сильные и слабые стороны ОАО «Полоцк-Стекловолокно»
Сильные стороны (strengths - S) |
Слабые стороны (weaknesses - W) |
1.Выгодное географическое положение предприятия |
1.Низкий уровень развития логистической системы |
2.Необходимость производимого сырья в современном мире |
2.Недостатки в производственно-территориальном размещении и обустройстве цехов и рабочих мест |
3.Широкая перечень предлагаемой продукции |
3.Отток рабочей силы |
4.Большое количество потребителей продукции |
4.Низкий уровень информационной поддержки принятия решений |
5.Большой опыт работы на рынке |
5.Слабая рекламная политике организации |
6.Применение современных технологий |
6. Недостатки в организации складского хозяйства |
7.Рост производственных мощностей |
7.Недостатки при организации перераспределения |
8.Недорогое сырье |
8.Большая степень изношенности ОС |
9.Конкурентоспособная цена |
9.Рост внереализационных расходов |
10.Высокий уровень сервиса |
10.Устаревшее ПО |
Таблица 6
Возможности и угрозы ОАО «Полоцк-Стекловолокно»
Возможности (opportunities - O) |
Угрозы (threats - T) |
1. Разработка новых видов продукции |
1. Ужесточение законодательства |
2.Совершенствование менеджмента |
2. Ухудшение политической обстановки |
3.Совершенствование технологий производства |
3. Изменение уровня цен на закупаемую продукцию |
4. Внедрение логистической системой организации |
4. Повышение курсов валют |
5. Появление новых заказчиков и клиентов |
5. Рост налогов и пошлин |
6. Снижение себестоимости |
6. Сбои в поставках |
7. Появление новых поставщиков |
7. Появление новых конкурентов |
8. Внедрение инновационных технологий |
8. Рост зависимости от конкретного поставщика |
SWOT-анализ исследуемой организации представлен в Приложении 1
Описание факторов, определяющих организационную структуру управления предприятием, отражено в Приложение 2.