Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие внешней и внутренней среды предприятия
1.2 Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность предприятия
2.1 Управление предприятием в условиях неопределенности внешней среды
Большое количество заинтересованных групп в деятельности фирмы обусловливает сложности в управлении. Они связаны с тем, что каждая группа применяет собственные критерии по оценке функционирования предприятия и оценивает ее с позиции собственных интересов. Анализ интересов ключевых участников микросреды предприятия приведен в таблице 4.
Таблица 4
Критерии оценки продукции (услуг) и предприятия со стороны заинтересованных групп[16]
Заинтересованные группы |
Критерии оценки |
Покупатели |
У покупателей есть заинтересованность в качественных продуктах по доступной цене, а также их привлекает быстрота и наличие сервисного обслуживания. |
Конкуренты |
Показатель уровня цен и предлагаемый ассортимент аналогичных продуктов и услуг. |
Общественность |
Успешное развитие предприятия, производство качественной продукции способствует благоприятному влиянию на окружающую среду и формированию безупречной деловой репутации. |
Рынок рабочей силы |
Уровень зарплаты, стабильность занятости, условия труда. |
Кредиторы |
Надежность, исполнение условий контрактов. |
Правительственные органы |
Исполнение законов, уплата всех налогов и сборов. |
Поставщики |
Стабильность заказов, сотрудничество на долгосрочную перспективу и своевременная оплата. |
Далее необходимо оценивать привлекательность и прибыльность продукции (услуг) предприятия, которые определяются рядом составляющих (по М. Портеру), таких как товары-заменители, покупатели, поставщики, барьеры входа в отрасль и конкуренция среди существующих предприятий.
Уровень влияния каждой из сил конкуренции, выделяемых М. Портером на деятельность организации, можно представить следующим образом.
Степени влияния факторов в произвольном порядке оценены в баллах (от 0 до 10) и отражены в таблице 5.
Таблица 5
Балльная оценка влияния отдельных факторов на структуру и масштабы конкуренции продукции (услуг) на рынке[17]
Факторы, влияющие на структуру и масштабы конкуренции на рынке |
Баллы |
Детерминанта рыночной власти поставщиков |
1 |
Детерминанта рыночной власти покупателей |
8 |
Барьеры входа |
9 |
Детерминанта степени угрозы товаров-заменителей |
4 |
Детерминанта конкурентной борьбы |
7 |
Таким образом, руководство, оставившее без внимания важные факты воздействия внешнего окружения, будет создавать разрыв между своим поведением и жесткими требованиями внешней среды. Современным организациям необходимо приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и соответственным образом осуществлять изменения внутри себя.
2.2 Методики анализа факторов внешней и внутренней среды
Анализ внутренней среды проводится по ключевым составляющим: управление, операции, кадры, организационная культура, маркетинг и финансы. Среди методов анализа внутренней среды можно выделить анализ по функциям управления, анализа товаров и услуг фирмы и портфельный анализ. Основным методом анализа внутренней среды является SWOT-анализ (рисунок 4). Матрица SWOT (ССВУ) - анализа используется в целях распределения комплекса информации на признаки, а также в целях определения сильных и слабых сторон предприятия, имеющихся возможностей и угроз, и позволяет исследователю получить обширное поле деятельности для проявления имеющихся у него профессиональных качеств в процессе принятия стратегических решений. Благодаря имеющимся возможностям компания получает шанс реализовать какие-либо новые проекты, в частности осуществить выпуск нового продукта, заявить новый сегмент клиентов, осуществляет разработку и внедрение новых технологий, реализовать процесс перестройки и улучшения цепочки ценностей.
.
Рис. 4. Основные методы анализа внутренней среды[18]
Угроза - представляет собой все то, что может причинить вред или нанести ущерб компании, решите ее имеющихся у нее преимуществ, в частности это копирование уникальных разработок предприятия без получения разрешения на эти действия, выход на рынок новых конкурентов, или Разработка и внедрение на рынок товаров-заменителей (рис. Рисунок 5).
Возможности: 1. 2. 3. |
Угрозы: 1. 2. 3. |
|
Сильные стороны: 1. 2. 3. |
Поле «СИВ» |
Поле «СИУ» |
Слабые стороны: 1. 2. 3. |
Поле «СЛВ» |
Поле «СЛУ» |
Рис. 5. Матрица SWOT-анализа[19]
Матрица заполняется следующим образом: поле «СИВ» означает сильные стороны организации, которые открывают перед ней определенные стратегические возможности, поле «СИУ» означает использование сильных сторон организации для уменьшения угроз, поле «СЛВ» показывает возможности организации при наличии у нее значительного числа слабых сторон, поле «СЛУ» показывает уязвимые слабые стороны организации в условиях угроз. Для анализа внешнего макроокружения используется STEP (PEST)-анализ. В макроокружении выделяют четыре группы факторов: политико-правовые, финансово-экономические, социально- культурные и технические. PEST-факторы приведены в табл. 6. Каждый из таких факторов имеет взаимосвязь с другими и оказывает влияние на них и на элементы микросреды[20].
Таблица 6
PEST-анализ факторов макросреды[21]
Политика |
Экономика |
1. Правительственная стабильность |
1. Общая характеристика |
2. Изменение законодательства |
экономической ситуации |
3. Гос. влияние на отрасли |
2. Курс национальной валюты |
4. Государственное регулирование |
3. Уровень инфляции |
конкуренции в отрасли |
4. Уровень безработицы |
5. Налоговая политика |
5. Цены на энергоресурсы |
Социум |
Технология |
1. Демографические изменения |
1. Государственная техническая политика |
2. Изменение структуры доходов |
2. Знач. тенденции в области НИОКР |
3. Отношение к труду и отдыху |
3. Новые продукты (скорость обновлений) |
4. Социальная мобильность |
4. Новые патенты |
5. Активность потребителей |
В современной литературе по стратегиям к четырем перечисленным группам факторов часто добавляют еще одну или две: экологию и законодательство. В этом случае название метода обозначается в первом случае как STEEP-анализ или PEEST-анализ, а во втором - как PESTEL или SLEPT.
На основании вышеизложенного, составим таблицу достоинств и недостатков основных методов анализа внешней среды предприятия (таблица 7).
Таблица 7
Достоинства и недостатки методов анализа внешней среды предприятия[22]
После проведения анализа и оценки макросреды требуется исследовать микросреду. В рамках микросреды протекает процесс жизнедеятельности компании. Молодые бизнесмены и предприятия, принявшие решение расширить сферу своей деятельности, в обязательном порядке должны провести работу по изучению рынка, на которой они хотят войти. Ключевая задача отраслевого анализа заключается в определении привлекательности отрасли, при проведении этого анализа появляется возможность определения структуры и динамики указанного направления деятельности, перечня характерных возможностей и существующих угроз, выявления факторов успеха отрасли и в конечном итоге появляется возможность осуществить разработку стратегии поведения предприятия в условиях данного товарного рынка. В рамках применения отраслевого анализа в качестве объекта исследования выступает хозяйственная отрасль.
В целях проведения оценки указанной ситуации нужно воспользоваться перечнем конкретных показателей:
- объемами рынка;
- объемами конкуренции (локальная, региональная, национальная и глобальная);
- структура и конкуренция (количество конкурентов и объемы их рыночных инвестиций);
- расширение технологических изменений и инноваций;
- уровень дифференциации;
- объемы среднеотраслевой прибыли.
Показатели прибыли и привлекательности обуславливаются структурой, которая согласно теории М. Портера, может быть выявлена при помощи пяти сил или факторов конкурентоспособности (рисунок 6)[23]:
Рис. 6. Модель «5 сил» («5 угроз») Майкла Портера
1. Соперничество среди идентичных предприятий (проведение оценки интенсивности конкурентной борьбы, также используемых методов компаний-соперников).
2. угроза выхода на рынок новых конкурентов, которая зависит от рыночных барьеров.
3. конкуренция со стороны товаров, выступающих в качестве заменителей (принимается во внимание опасность, которая исходит от продуктов заменителей).
4. экономические особенности и торговые возможности дилеров.
5. экономические способности и торговые возможности потребителей. Сущность данного фактора заключается в оценке желания клиентов и их возможностей ставить свои условия.
При изменении модели 5 сил М. Портера, в конечном итоге будет получена программа определенных действий, реализуемых в рамках исследования микросреды предприятия, данная деятельность реализуется в четыре этапа:
- анализ конкурентов;
- анализ потребителей;
- анализ поставщиков;
- анализ рыночных барьеров.
Ключевым условием в данном случае является изучение соперников. В этих целях имеющихся конкурентов распределяют по стратегическим группам. Предприятия, которые располагаются в разных стратегических группах, не осуществляют конкурентную борьбу между собой. Могут быть выделены имеющиеся условия отраслевой конкуренции:
- многообразие конкурентов, которые равны по масштабам своей деятельности и имеющемуся организационному потенциалу;
- рынок отличается стабильностью или проявляется тенденция его сокращения;
- продукция, предлагаемая конкурентами потребителям, имеет множество сходств (покупатель останавливается свой выбор на основании низкой цены);
- высокие издержки организаций;
- высокие рыночные барьеры (для выхода из отрасли компания должна заплатить более дорогую цену в сравнении с продолжением работы).
В данном случае нужно указать, что в результате усиления конкуренции предприятий-соперников оказывается положительное влияние на снижение показателей рентабельности отрасли, так как происходит увеличение общехозяйственных затрат на СМИ и совершенствование товаров. В рамках реализации этой стадии начинающий бизнесмен, и руководителю уже действующей компании должны провести анализ возможности конкурентов, реализуемых ими товаров и методов работы в условиях рынка [24]. Процедура анализа конкурентов осуществляется в целях выявления рыночных границ. Реализация данной формы анализа требует осуществления обработки больших массивов информации.
В рамках анализа конкурентов приоритетное значение имеет:
- выявление сильных и слабых сторон;
- прогнозирование стратегии развития, а также конкурентных решений;
- определение возможных реакций конкурентов на действия реализуемые предприятием;
- установление влияние конкурентов на преимущества компании.
В ходе осуществления этой формы анализа появляется возможность определить границы среды и выделить в ней критические точки ключевых факторов, обладающих стратегическим значением. В качестве ключевого момента в данном случае выступает необходимость привлечения в процедуре анализа сотрудников предприятия. К примеру, в организации все подразделения ежемесячно заполняют специально разработанную анкету, в рамках которой затем отмечаются выявленные экспертами факты, тенденции внешней среды, которые с их точки зрения активно воздействуют на работу предприятия.