Файл: Управление запасами АО «Тамбовский хлебокомбинат».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Запасы на уровне фирм относятся к числу объектов, которые требуют больших капиталовложений, и поэтому являются один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако, многие фирмы, не уделяют этому должного внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах. И в результате этого фирмы обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось.

Управление запасами направленно на повышение скорости обращения вложенного капитала и рентабельности. Для реализации этой цели необходимо создать систему научно-методических рекомендаций, нацеленных на повышение эффективности управления запасами на предприятиях торговли.

Ситуация сложившаяся на предприятиях обусловливает необходимость формирования новых методических основ и разработки практических рекомендаций по построению системы управления запасами, как одного из важнейших условий повышения эффективности производства и развития отечественных предприятий.

Когда необходимо создать запас материальных ресурсов или предметов потребления с целью удовлетворения спроса на заданном интервале времени, возникает задача управления запасами.

Процессы управления запасами являются составной частью системы управления торговым предприятием, поэтому их эффективность характеризуется таким важным критерием, как величина затрат, образующихся при управлении запасами.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики предприятию торговли необходимо эффективно управлять товарными запасами во избежание излишков или недостатков товаров, а также потери части прибыли.

В последнее время на предприятиях обращают внимание на скопившиеся излишние запасы материальных ресурсов, которые, хранясь на складах, теряют свою стоимость, морально и физически устаревают и замораживают вложенные в них оборотные средства. Эта актуальная проблема определила необходимость постановки задачи исследования по созданию стратегии и методов управления излишними запасами.

Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.


Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходимо четко налаженная система управления ими.

Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.

Целью курсовой работы является совершенствование системы управления товарными запасами на примере предприятия АО «Тамбовский хлебокомбинат» .

Исходя из поставленной цели, в данной работе сформулированы задачи, среди них:

- рассмотреть теоретические основы управления товарными запасами на предприятии, в частности изучить понятие, сущность и виды товарных запасов;

- охарактеризовать систему управления товарными запасами;

- изучить планирование и методы управления товарными запасами;

- рассмотреть организационно-экономическую характеристику АО «Тамбовский хлебокомбинат»;

- проанализировать структуру и динамику товарооборота;

- проанализировать уровень товарных запасов;

- изучить пути совершенствования системы управления товарными запасами;

- рассмотреть экономико-математическое прогнозирование уровня товарных запасов;

- изучить мероприятия по совершенствованию системы управления товарными запасами и их экономическое обоснование.

Объект исследования: АО «Тамбовский хлебокомбинат».

Основной вид деятельно­сти предприятия продажа продуктов питания населению.

Предмет исследования - система управления товарными запасами.

Глава 1. Теоретические основы управления запасами на предприятии

1.1. Понятие, сущность и виды запасов

Товарные запасы – согласно ГОСТ Р 51303-99 – «количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату»[1].

По определению Стерлиговой А.Н., товарные запасы - это «запасы готовой продукции, находящиеся у организаций-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения»[2].

Таким образом, товарные запасы – это готовая продукция, предназначенная для реализации и находящаяся на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть запасы на предприятиях оптовой и розничной торговли, а также находящиеся в пути.


Товарные запасы классифицируются по следующим признакам:

  1. по целям использования:
  • потребительские товары – это товары, непосредственно предназначенные для конечного потребления, удовлетворения личных потребностей человека;
  • производственные товары – это товары, используемые в производственном цикле при создании новых товаров;
  1. по времени использования/потребления:
  • товары краткосрочного пользования, используемые один или несколько раз;
  • товары длительного пользования, используемые многократно;
  1. по характеру потребления:
  • товары повседневного спроса;
  • товары тщательного выбора;
  • престижные товары;
  1. по функциональной принадлежности:
  • товары – продукты питания;
  • промышленные товары;
  1. по видам запасов:
  • текущие запасы – это товары на стадии реализации;
  • подготовительные запасы – это товары на стадии предпродажной подготовки;
  • гарантийные (страховые) запасы – необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации на случай срыва запланированных сроков текущих поставок товаров, изменения интенсивности потребления при непредвиденном возросшем спросе;
  • сезонные запасы – это необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации в период сезонного колебания покупательского спроса;
  • переходящие запасы;
  1. по видам движения товаров в учете:
  • товары в пути;
  • товары на складе;
  • товары на стадии предпродажной подготовки;
  • зарезервированные товары;
  • товары в магазинах в процессе реализации;
  • товары на консигнации;
  • реализованные товары на ответственном хранении.

Товарные запасы - это количество товаров определенного вида, находящихся в данный момент в перевозке и на складах, в хранилищах, в сфере товарного обращения. Важным условием непрерывности процесса производства и обращения товаров служит наличие товарных запасов. Одновременно запасы не должны быть избыточными, так как при этом увеличиваются издержки производства и обращения.[3]

Как категория товарного обращения товарные запасы выполняют определённые функции и обеспечивают стабильный процесс обращения товаров:

- обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходование;


- поскольку являются формой товарного предложения, удовлетворяют платёжеспособный спрос населения;

- характеризуют соотношение между объёмом и структурой спроса и предложения.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах предприятий-производителей, в пути, на складах оптовых и розничных предприятий. Это обусловлено следующими факторами:

- необходимым временем для перевозки товаров от места производства до места продажи;

- сезонными колебаниями в производстве и потреблении;

- звенностью товародвижения;

- подсортировкой, подработкой и упаковкой, что является необходимостью необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый;

- условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиками и торговым предприятием;

- возможностями для хранения товаров;

- необходимостью образования страховых резервов и другими.

Товарные запасы торговых предприятий классифицируют по следующим признакам:

- по месту нахождения - товарные запасы в предприятиях торговли, в промышленности, в пути.;

- товарные запасы по назначению: на запасы текущего хранения, сезонного накопления, досрочного завоза;

- по срокам - товарные запасы на отчётную дату, входные или начальные, то есть на начало периода, выходные или конечные, то есть на конец периода;

- по показателям - абсолютные в стоимостном и натуральном измерении и относительные в днях-оборотах;

- по величине товарные запасы бывают максимальные, минимальные и средние.

Товарные запасы

По назначению

По срокам

По величине

По показателям

отчётные

текущие

входные или начальные

максимальные

в натуральных

сезонного хранения и досрочного завоза

минимальные

в стоимостных

выходные или конечные

средние

в днях оборота

целевого
назначения

Рис. 1. Классификация товарных запасов

Помимо вышеуказанной классификации товарных запасов, существует и другая, которая учитывает функции, выполняемые товарными запасами, и время их учета. В логистике выделяют следующие признаки классификации:

- по исполняемой функции подразделяют на текущие, подготовительные, страховые, сезонные и переходящие;


- по времени учёта, такая классификация позволяет выделить различные количественные уровни запасов. Их соотношение показано на рисунке 1.2.:

объём заказа

максимально желательный уровень

пороговый уровень

текущий запас

гарантийный запас

время

Рис. 2. Виды запасов по времени учёта

Таким образом, существование товарных запасов как категории товарного обращения обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров.

1.2. Характеристика систем управления запасами

Управление товарными запасами заключается в их нормировании, контроле над их состоянием и оперативном учёте. Нормирование подразумевает установление норматива товарных запасов. Под оптимальными понимают то количество товаров, которое обеспечивало бы бесперебойное их предложение покупателям при минимуме затрат.

Контроль состояния запасов - это изучение и регулирование уровня запасов с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений.

На практике применяются методы контроля, которые можно классифицировать по следующим признакам:

- величина заказываемой партии: одинаковая или разная;

- пороговый уровень запаса: наличие или отсутствие;

- порядок проверки: периодическая или непрерывная.

Существует две системы управления товарными запасами.

Система с фиксированным размером заказа - занимается определением размера заказа. Размер заказа строго фиксирован и не меняется ни при каких условиях.[4] Эта система учитывает факторы, которые действуют на величину затрат:

  1. Площадь складских помещений;
  2. Издержки на хранение запасов;
  3. Стоимость оформления заказа.

Все факторы взаимосвязаны между собой. Если сэкономить на затратах по хранению запасов, то возрастает рост затрат на оформление заказов. Если сэкономить на затратах на повторные заказы, это приведёт к потерям, связанным с содержанием лишних складских помещений. А если, значительно увеличатся затраты на хранение запасов при максимальной загрузке складских помещений, то вероятен риск появления неликвидных запасов.

Существует три основных параметра системы управления запасами с фиксированным размером запаса.

Это оптимальный размер заказа, который рассчитывается по формуле Вильсона: