Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие внешней и внутренней среды предприятия
1.2 Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность предприятия
2.1 Управление предприятием в условиях неопределенности внешней среды
Пятый срез – производственный – включает перечень технологий, норм, правил и стандартов по производству товаров и контролю их качества. Разнообразные инновационные разработки и научные исследования, направленные на расширение ассортимента или повышение полезных свойств товара, также относятся к производственному срезу.
Задача ситуационного подхода в анализе и принятии управленческих решений заключается в рассмотрении поведения отдельных сотрудников, их групп, а также характер влияния руководящего персонала. Согласно экономической теории персонал является одним из основных факторов производства, однако в современных реалиях коллектив сотрудников становится стратегически важным элементом.
Управленческая задача состоит в том, чтобы максимально эффективно наладить организацию труда персонала, при этом стоит учитывать несколько составляющих этого процесса:
- принципы подбора и найма персонала;
- адаптация новых сотрудников;
- кадровый мониторинг, его методы;
- мотивация и стимулирование персонала;
- обучение, повышение квалификации кадров;
- создание и поддержание корпоративной культуры[8].
Так, система организационной культуры организации, неверно налаженная на предприятии, может стать его слабой стороной и в итоге затруднить достижение как краткосрочных, так и долгосрочных целей и промежуточных задач. Управление коллективом остается одним из стратегических направлений деятельности руководителей.
При анализе состояния компании и планирования дальнейшей стратегии устанавливается одна или несколько целей. Задача управляющего звена компании выбирать только достижимые цели, которые соответствуют состоянию рынка и самой компании.
Наличие достаточных финансовых ресурсов, персонала и эффективного планирования в совокупности приводит к правильному целеполаганию. При этом список общих целей следует разделять на подцели или задачи, ответственность за выполнение которых распределяется между сотрудниками или подразделениями организации. Для эффективной постановки целей руководство компании должно основываться на глубоких исследованиях рынка и текущего положения компании на нем.
После составления перечня целей компании необходимо разделить их на задачи, то есть на составляющие. Редко в какой-либо организации устанавливается только одна цель. Итак, стратегические цели компании преобразовываются в оперативные цели на год, полугодие или квартал. Далее цель разделяется на перечень конкретных задач, которые необходимо выполнить, чтобы достигнуть необходимого результата.
Каждая из установленных задач должна иметь задокументированный конечный результат, а также ответственных за ее выполнение отделов и конкретных сотрудников. Руководитель организации может контролировать процесс достижения цели предприятия поэтапно, а правильная работа кадровых менеджеров позволит каждому сотруднику нести личную ответственность за достижение общего результата.
Процесс преобразования сырья в готовую продукцию требует наличия определенных технологий. Если это завод по производству консервов, то необходимы специальные линии, обученный персонал, утвержденные стандарты и зарегистрированные патенты. Все вышеперечисленное относится к технологиям предприятия.
Технологии, как элемент внутренней среды, присутствуют даже в маленьких ИП или у фрилансеров. Например, фотограф или дизайнер используют в своей работе специальное программное обеспечение, аппаратуру и технику, без которых оставаться конкурентным на рынке просто невозможно.
Одним из первых этапов анализа внутренней среды предприятия является подробное рассмотрение организационной структуры. При этом маркетологами и управленцами устанавливается не только перечень внутренних отделов, но и взаимосвязь между ними, иерархическое подчинение и зависимость.
Иерархия в организации труда персонала помогает эффективно распределить труд. Сотрудников разграничивают и обособляют в отдельные группы и отделы, закрепляют их за разнообразными подразделениями. Иерархия на предприятии может быть горизонтальной и вертикальной, а эффективность и качество распределения труда выявляется при анализе. Одной из важных составляющих такого анализа может стать определение эффективности информационных и других потоков между подразделениями организации.
Внешняя среда косвенного воздействия включает систему факторов, не оказывающих прямого и немедленного воздействия на предприятия. Внешняя среда (ее характеристики) при косвенном воздействии могут сказываться на деятельности компании косвенным образом (например, посредством изменения факторов среды делового окружения) или через определенный промежуток времени.
Условно факторы внешней среды можно разделить на четыре групп[9].
1. Правовые и политические.
Самый простой пример, который можно привести для краткой характеристики этой группы - изменение налогового законодательства. Адаптация под новые налоговые базы зачастую проходит болезненно для организации. Здесь нужен не просто аналитик, а профессиональный юрист с многолетним опытом работы, для которого привычно и прогнозируемо любое движение в законодательстве.
Помимо налогов, изменения в сфере кредитной политики, патентного права, бюджетных планов правительства также могут повлиять на дальнейшую деятельность организации. Взаимодействие с другими государствами, внутриполитический строй - все это смело можно отнести к группе правовых и политических факторов. Это именно та часть внешней среды предприятия, на которую оно повлиять не может ни при каких условиях.
2. Экономические факторы.
Экономических факторов внешней среды организации много. Причем это могут быть явления, происходящие как внутри страны, так и вне ее. Первое, что, пожалуй, приходит в голову - это инфляция, общеизвестное явление экономики, влияющее на жизнь как физических лиц, так и юридических. Курс валют столь же неизменно влияет на жизнедеятельность пердприятия, как и предыдущий фактор. От позиции рубля на рынке зависит экспорт и импорт товаров и, соответственно, рентабельность того или другого.
Среди остальных экономических условий, составляющих внешнюю среду организации, выделяют:
- движения на рынке ценных бумаг;
- среднюю процентную ставку по кредитам, определенную Центробанком РФ;
- налоговые показатели;
- динамика движения потребительского спроса;
- внешнеэкономические связи государства[10].
3. Культурные и социальные.
К этой группе факторов внешней среды относятся:
- демографическая обстановка в государстве;
- уровень дохода и уровень жизни потенциального потребителя;
- образование и уровень занятости населения;
- социальное обеспечение;
- расовые предрасположенности[11].
4. Технологические.
В связи с развитием технологий на сегодняшний день уходят в прошлое предметы, обеспечивавшие быт и досуг в прошлом. Если организация хочет идти в ногу со временем, ей просто необходимо быть в курсе технических новинок. Помимо того, что это стимулирует спрос профильных предприятий, на условия труда это также оказывает не меньшее положительное влияние: большинство профессий сейчас основано на знании компьютера и других технических инноваций.
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Управление предприятием в условиях неопределенности внешней среды
Неопределенность внешней среды - это соотношение между количеством сведений о среде, которыми располагают организации, и уверенностью в точности данных сведений. Чем более неопределенное внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. В условиях высокой неопределенности во внешней среде предприятия могут использовать два подхода управления организацией:
1. Адаптация к условиям среды предполагает формирование структуры компании, которая способна отреагировать на перемены внешней среды, в которой имеется постоянный мониторинг перемен во внешней среде. Любое из изменений во внешней среде требует повышения гибкости структуры предприятия, способностей к быстрому и экономичному перераспределению функций и задач, разрешаемых теми или иными подразделениями организации или отдельными ее работниками;
2. Влияние на внешнюю среду предполагает реализацию мероприятий по целенаправленным воздействиям на факторы во внешней среде. В качестве таких мер можно использовать:
- стратегию конкуренции как фактор борьбы на рынке;
- рекламу как метод по управлению спросом;
- связи с общественностью как метод по повышению имиджа организации в обществе;
- политическую деятельность как стремление влияния на государство с помощью участия в разных общественных организациях и ассоциациях, лоббирующих интересы своих членов в различных органах госуправления[12].
Организация в рыночном хозяйстве постоянно взаимодействует с внешней средой. Она как выступает источник, с одной стороны, шансов получения прибылей и стабильного развития, расширения рынков, с другой - опасностей и угроз утраты завоеванной рыночной позиции, снижения спроса на товары (услуги), морального устаревания технологий, нововведений конкурентов и т.д.
Предпринимательскую деятельность осуществляют в условиях неопределенности, определяемой факторами (таблица 1).
Таблица 1
Типы внешней среды организации и их характеристики[13]
Тип внешней среды |
Характеристика типа внешней среды |
Простая статическая внешняя среда |
Характеризуется небольшим количеством релевантных факторов со слабо выраженной динамикой их изменения |
Простая динамическая внешняя среда |
Характеризуется незначительным количеством и ограниченной разнообразностью внешних релевантных факторов, но с достаточно высокой степенью их изменчивости во времени |
Комплексная статическая внешняя среда |
Характеризуется большим числом и разнообразием релевантных факторов, обладающих незначительной уравновешенной устойчивостью |
Комплексная динамическая внешняя среда |
Характеризуется большим числом и широким разнообразием основных релевантных факторов внешней среды предприятия с высокой степенью их изменчивости во времени |
Один из методов исследования неопределенности и ее учета при выборе стратегических решений – это метод сценарного планирования. Он дает возможности выявлять и идентифицировать важнейшие факторы влияния, их соотношение и влияние на развитие событий, выработать альтернативные варианты развития будущих событий, включая маловероятные сценарии, увязать качественные оценки с количественными данными, что может облегчить разработку практических решений (таблица 2).
Таблица 2
Уровни неопределенности внешней среды и соответствующие стратегические техники[14]
Уровень неопределенности внешних факторов |
Стратегическая техника |
Известны основные релевантные факторы и их предполагаемые значения на ближайший плановый период |
Техника стратегического планирования |
Известные основные факторы, влияющие на фирму, и предельный диапазон их значений |
Сценарное планирование |
Точный состав факторов, влияющих на фирму, неизвестен |
Форсайт-прогнозы будущих событий |
В свою очередь, с помощью PEST-анализа любое предприятие может провести оценку готовности к изменениям факторов во внешней среде. Данный анализ рассматривает воздействие на деятельность предприятия таких факторов, как политико-правовые, экономические, социокультурные, технологические и экологические. Рассмотрим данные факторы в таблице 3.
Таблица 3
PEST-анализ факторов макросреды организации[15]
Политико-правовые факторы: - Стабильность правительства; - Налоговое законодательство; - Контроль занятости населения; - Законодательство во внешней экономике. |
Экономические факторы: - Процентная ставка и курсы национальных валют; - Количество денежных средств в обращении; - Показатели уровня инфляции; - Показатели уровня безработицы; - Регулирование ценовой политики и заработной платы; - Уровень цен на топливо и электричество; - Политика в области инвестиций. |
Социокультурные факторы: - Демографическая структура населения; - Стиль жизни, обычаи, привычки; - Социальная мобильность населения; - Активность потребителей. |
Технологические факторы: - Защита в сфере интеллектуальной собственности; - Политика государства в области НТП; - Инновационные технологии в производстве. |
Экологические факторы: - Регулирование предельно допустимого уровня использования синтетических материалов |