Файл: Недостатки (ошибки) современной семьи в воспитании детей.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 370
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования основных ошибок воспитания детей в современной семье
1.1 Понятие и цели семейного воспитания в психолого-педагогических подходах
1.2 Проблемы современной семьи в воспитании детей
Глава 2. Эмпирическое исследование ошибок воспитания детей в современной семье
2.1 База, этапы и методики исследования
2.2 Анализ результатов (констатирующий этап)
2.3 Рекомендации для родителей по коррекции стиля воспитания (формирующий этап)
На первом этапе для определения особенностей воспитания детей дошкольного возраста в семье был сконструирован диагностический комплекс: Методика «Типовое состояние семьи» Р. В. Овчаровой, методика «Стили и методы воспитания ребенка в семье» Л.П. Жолобова, анкетирование родителей «Семейное воспитание» (автор Хоменко И.А. - модификация Ворониной О.И.). методика «Паровозик» Велиевой С.В (краткое описание методик представлено в приложении 1).
Общий анализ результатов исследования свидетельствует о необходимости систематического целенаправленного консультирования родителей с целью содействия благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в семье, коррекции стилей и методов воспитания ребенка в семье, повышения уровня культуры родителей в семейном воспитании, улучшения эмоционального состояния ребенка в семье.
С целью помощи родителям в процессе воспитания детей было решено составить рекомендации, в которых подробно описывается зависимость нарушений в поведении детей и возможные последствия от стиля семейного воспитания.
Заключение
Известно, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, и от ошибок никто не может быть застрахован, даже самые опытные и грамотные педагоги и родители. Поэтому, в конечном счете, имеет значение не сам факт, что взрослый ошибается, а то, как часто, какие именно ошибки допускаются. Ведь страшна не сама по себе ошибка, а ее последствия. Считаем, что помимо негативной функции, описанной многими исследователями, ошибки помогают выявить разнообразные точки зрения между родителями, дают дополнительную информацию или знания, являются предпосылкой правильных эффективных действий. Положение о двойственном характере ошибок в семейном воспитании нуждается в более глубоком теоретическом осмыслении и подтверждении результатами опытно-экспериментальной работы.
Раскрытие понятийно-категориального аппарата ошибок в семейном воспитании позволяет разработать технологию управления ошибками родителей, к которой можно отнести симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, минимизацию и коррекцию. Основываясь на анализе литературы, мы приходим к выводу о том, что представлены лишь отдельные элементы управления ошибками в семейном воспитании. Например, в своей работе В.М. Целуйко [21] описывает, что наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье – предупреждение педагогических ошибок родителей. А это, в свою очередь, предполагает осознание и правильное истолкование наиболее типичных из них. Знание даже этих типичных особенностей семейного воспитания поможет избежать многих недоразумений во взаимоотношениях с собственными детьми.
В работе была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, было рассмотрено и исследовано консультирование родителей по воспитанию детей дошкольного возраста в семье, были отобраны и апробированы эффективные способы консультирования родителей детей дошкольного возраста.
Таким образом, был разработан комплекс консультаций для родителей по воспитанию детей дошкольного возраста в семье. Цель и задачи работы выполнены.
Опытно-экспериментальная работа позволила сделать следующие выводы:
1. Для успешного взаимодействия педагогов и родителей необходимо единство мотивов.
2. Каждая группа родителей уникальна и для того, чтобы сотрудничество стало эффективным, необходимо досконально изучить потенциал, мотивы и потребности каждой семьи.
3. Необходимо изучать уровень элементарных педагогических знаний и умений у родителей по воспитанию детей.
4. Наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями являются совместные консультации и беседы родителей с детьми.
5. В работе необходим индивидуальный подход к каждой семье.
Итогом данной работы является повышение уровня педагогической культуры родителей, понимание и осознание ответственности за воспитание своих детей, практические умения организации жизни и деятельности детей в семье. Следствием этого является увеличение количества родителей, обращающихся за консультацией к специалистам и педагогам ДОО.
Список литературы
- Адлер А. Наука о характере: понять природу человека. – 3-е изд. – Гаудеамус, Академический проект, 2011. – 253 с.
- Бадретдинова Р.В., Батурина О.С. Толерантность педагогов к детям с ограниченными возможностями // Всероссийский конкурс выпускных квалификационных работ по специальности «Педагогика и психология»: сб. тезисов. / отв. ред. О.В. Лозгачева; Урал. гос. пед. ун-т ; факультет психологии. – Екатеринбург, 2011. – С. 9–11.
- Баерюнас З.В. Типичные ошибки семейного воспитания подростков // Проблемы быта, брака и семьи. Вильнюс,1970. – С. 135–142.
- Батурина О.С. Концепт ошибка: психологический смысл // Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях: Материалы Республиканской научно-практической конференции (26 апреля 2012 года, г. Уфа). – Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2012. – С. 20–23.
- Батурина О.С. Педагогические ошибки в обеспечении психологической безопасности образовательного процесса // «Человек и современное общество: вопросы педагогики и психологии»: материалы международной заочной научнопрактической конференции. Часть II. (25 января 2012 г.) – Новосибирск: Изд. «ЭКОР-книга», 2012. – С. 113–116.
- Батурина О.С., Моисеева Л.В. Теоретический экскурс в проблему профессиональных ошибок // Психология труда и профессиональное развитие педагога: актуальное состояние, проблемы и перспективы. Материалы I Международной научно-практической конференции (16 ноября 2012 года, г. Бирск) / под ред. к.пс.н., доцента К.В. Сапегина и к.пс.н. О.С. Батуриной. – Бирск: Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», 2012. – Ч 1. – С. 16–20.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1994. – 196 с.
- Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1987. – 25 с.
- Варывдин В. А. Управление системой социальной защиты детства: учебное пособие / Варывдин В. А. – М.: Педагогическое социум России, 2014. – 191 с
- Гарбузов В.И, Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – Л.: «Медицина», 1977. – 272 с.
- Гозман Л. Я. Психологические проблемы семьи / Л. Я. Гозман, Е. И. Шлягина / Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 186-187
- Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях / Т. А. Гурко // Социологические исследования. – 2017. – № 1. – С. 74
- Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских отношений // Вопросы психологии. – 1995. – № 7. – С. 39–46.
- Зайнышев И. Г. Технология социально-педагогической деятельности: учебное пособие / И. Г. Зайнышев. – М.: Владос, 2014. – 13 с
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
- Колягин В.Г. Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития. – М., 2011. – 25 с.
- Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения. – Курган.: Книга-сервис, 2000. – 189 с.
- Кравченко А. И. Основы социологии: учебное пособие / А. И. Кравченко. – Екатеринбург: Деловая книга. – 2014. – 314 с
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – 2-е изд. доп. – и перераб. – Л.: Медицина, 1983. – 259 с.
- Медведева Н.В. Современные задачи школы и семьи в воспитании младшего школьника // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 3. – С. 19–24.
- Николаева Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация педагогической и социальной помощи неполным семьям. пособие для психологов и педагогов / Николаева Я. Г. – М.: Владос, 2016. – 159 с
- Нурлигаянова О.Б. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Ярославль, 2006. – 21 с.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др. ред. Е.Г. Силяева. – М.: «Академия», 2002. – 137 с.
- Психология социально-педагогической деятельности: учебное пособие / под ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2015. – 351с.
- Растим здоровых, умных и добрых: пособие для студентов и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / под ред. Л.В. Ковинько. – М.: Академия, 1996. – 288 с.
- Сафиева Э.Т., Батурина О.С. Психология педагогических ошибок родителей детей младшего школьного возраста // Психолого-педагогические проблемы в системе современного образования. Материалы конференции от 28 октября – 2011. – Бирск: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2011. – С. 112–113.
- Селиванов Ф.А. Поиск ошибочного и правильного. – Тюмень, 2003.
- Тетерский С. В. Введение в социальную работу / С. В. Тетерский. – М.: Академический Проект, 2016. – 494 с.
- Технология социально-педагогической деятельности / под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Владос, 2014. – 240 с
- Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с
Приложения
Приложение 1. Описание методик
1. Методика «Типовое состояние семьи» Р. В. Овчаровой.
Инструкция: мысленно вернитесь в свою семью. Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете домашние дела на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким (какой) вы чувствуете себя чаще всего? Отметьте это на шкалах.
Бланки вопросов и ответов к методике «Типовое семейное состояние» представлен в приложении 1.
Обработка результатов: баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом, суммируются. Состояние констатируется, если сумма оценок по шкалам превышает или равна следующим диагностическим значениям:
- по шкале «У» (общая неудовлетворенность) - 26 баллам,
- по шкале «Н» (нервно-психическое напряжение) - 27 баллам,
- по шкале «Т» (семейная тревожность) - 26 баллам.
2. Методика «Стили и методы воспитания ребенка в семье» Л.П. Жолобова.
Инструкция: перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить в жизни с вашим ребенком. Решение предложенных ситуаций вами и определяет стиль вашего воспитания ребенка в семье. Дайте свой вариант ответа на предложенные ситуации и подсчитайте свои очки. Список вопросов и ответов представлен в приложении 1.
Анализ результатов теста. Стили и методы семейного воспитания.
0-18 очков. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забываете, что ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях.
Если вы над этим не задумаетесь, это может привести к тому, что ребенок, столкнувшись с взрослым миром, может в нем просто потеряться и не найти себя.
Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.
19 - 35 очков. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок. Однако, в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: доверяя своему ребенку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребенка и может привести в подростковом возрасте к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации.
36 - 50 очков. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь чужим умом, и создаете все возможные условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений.
Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребенка, а идете рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками, педагогами. Вы учите своего ребенка не только осознавать свои ошибки, принимать их на свой счет, но и создаете условия для их самостоятельного исправления.
Вам нравиться видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.
3. Анкетирование родителей «Семейное воспитание» (автор Хоменко И.А. - модификация Ворониной О.И.).
Цель - изучить особенности информационной культуры родителей в семейном воспитании. Методика проведения. Родителям предлагают ответить на ряд вопросов. Вопросы и варианты ответов представлены в приложении 1.
Полученные результаты данной методики позволят исследователю, понять какие информационные источники и формы необходимо использовать в работе с родителями в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, а также определить роль педагога в воспитании и обучении дошкольников.
4. Методика «Паровозик» Велиевой С.В.
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребенка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».
Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.
Обработка данных.
1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую.
2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую.