Файл: Недостатки (ошибки) современной семьи в воспитании детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 этап - практический. Консультирование родителей и поддержка семьи:

- Методическое консультирование - все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута дошкольника, способов дополнительного образования и т. д.

- Психологическое консультирование - все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией.

3 этап - результативный (сравнительная диагностика). Он же контрольный этап исследования.

Рассмотрим содержание каждого этапа.

1. Подготовительный этап. Целью подготовительного этапа формирующего эксперимента стало формирование мотивации у родителей к сотрудничеству с педагогами ДОО по воспитанию детей в семье.

Для реализации этой цели были поставлены задачи:

- изучение семей воспитанников для определения социального статуса и мотивации родителей,

- создание положительного образа воспитателя в глазах родителей;

- информирование родителей об успехах и достижениях ребенка.

Основными формами работы с родителями на этом этапе стали: опросы, индивидуальные беседы, родительские собрания, консультации специалистов ДОО

Методы и приемы: ежедневные беседы, наблюдение, различные наглядные методы: стенды, папки-передвижки и т.п.

С целью изучения семей воспитанников были:

1. Продуманы формы работы с родителями и проведены:

- ежедневные беседы с родителями. В личной беседе родители получали информацию о том, что происходило с их ребенком в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения и трудности принес ему день. Активно использовался прием авансирования успеха по отношению к детям.

- консультация на тему: «Развитие ребенка - что это?» с целью формирования мотивации путем придумывания нового мотива.

2. Использованы эффективные методы:

-анкетирование и составление социального паспорта семьи, что позволило разделить родительский коллектив на группы: - благополучные, условно благополучные, неблагополучные. Учет психологических знаний о возрастных и интеллектуальных особенностях родителей позволил правильно выстроить общение и рационально организовать обучение;

-разработаны наглядно-текстовые формы работы с родителями. Шпаргалки для родителей; стенды, папки-передвижки.

Любой комплекс мероприятий работы с родителями в ДОО начинается с диагностики. Диагностики не должно быть слишком много, она должна иметь цель и результат. Т.е. проведенное обследование должно быть количественно и качественно проанализировано и по результатам должна вестись коррекционно-развивающая работа.


В начале учебного года (август-сентябрь или сентябрь-октябрь) проводится диагностика развития детей по диагностическим комплектам для каждой возрастной группы. По ее результатам заполняются карты психологического развития на каждого ребенка. Также отслеживается эмоционально-волевое развитие детей (в течение года в зависимости от приоритетов работы). Для этого проводятся наблюдения различных режимных моментов, специальное тестирование, беседы, анкетирования воспитателей, родителей. На основании диагностики формируются группы риска и развития, определяются дети и их семьи для индивидуальной работы.

В середине и в конце года проводятся промежуточная и итоговая диагностика детей, посещающих занятия психолога, для отслеживания динамики корректируемых и развиваемых процессов. По результатам даются рекомендации родителям.

Также в течение года могут быть запланированы индивидуальные диагностики родителей для решения текущих проблем и повышения интереса к психологическим знаниям (например, проводится анонимная анкета для выявления преобладающих в воспитании методов воздействия).

В ходе нашего исследования на начальном этапе работы в ДОО с детьми и родителями провели диагностику путем анкетирования родителей с целью изучения семьи и отношения родителей к воспитательному процессу и тестированию детей на их эмоциональное состояние.

На основе данных после обработки анкет составили первоначальное представление о детях и их родителей. Статистически обработанные результаты позволили предвидеть трудности, которые родители испытывают в воспитании ребенка, помогли увидеть обобщенный портрет родителя дошкольника.

Результатом первого этапа формирующего эксперимента стало:

- создание непринужденной дружеской обстановки, в которой воспитатели и родители научились понимать друг друга;

- сокращение психологической дистанции между педагогами и родителями;

- возникновение у родителей мотива к организации воспитания ребенка в семье;

- составление плана дальнейшей работы по сотрудничеству педагогического коллектива и родителей детей.

2. Практический этап. Целью второго этапа формирующего эксперимента стало повышение уровня педагогических знаний и умений у родителей по воспитанию ребенка в семье.

Для реализации этой цели были поставлены задачи:

- информирование родителей об особенностях развития детей;

- формирование у родителей активной позиции в образовательном процессе.


Основными формами работы с родителями на этом этапе стали: индивидуальные консультации, беседы.

Планируя различные формы работы с родителями, мы руководствовались содержанием направлений этих форм.

Таким образом, определены три направления в работе с родителями: просветительство, обучение практическим умениям, вовлечение родителей в образовательный процесс.

С целью просвещения родителей были продуманы и проведены индивидуальные беседы, консультации на различные темы.

С целью обучения практическим умениям и вовлечения родителей в образовательный процесс были разработаны наглядно-текстовые формы работы с родителями:

- традиционный стенд для родителей;

- папки-передвижки на различные темы;

- шпаргалки для родителей, содержание которой позволяет получить информацию на любую тему.

Родители имеют возможность взять домой шпаргалку для более детального изучения, задать свой вопрос или предложить свою тему для обсуждения на одной из встреч с родителями.

Консультации для родителей могут быть устными и письменными, плановыми и неплановыми, т.е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон. Тематика консультаций разнообразная, например, «Развитие представлений об окружающем», «Способы получения ребенком знаний», «Развитие инициативы детей». Письменные (заочные) консультации удобны тем, что у педагога есть время подготовиться к освещению проблемы, выявить потребности родителей в знаниях. Так, готовится ящичек или конвертик для вопросов родителей с изображенным на нем вопросительным знаком, в который родители опускают записки с вопросами. Педагог обрабатывает «почту», готовит ответы на интересующие вопросы в разной форме, например, информации на стенде «Консультация по вашей просьбе», «Спрашивали - отвечаем».

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.


Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.

Так как в данной группе испытуемых детей у всех были выявлены эмоциональные проблемы, нами был разработан комплекс индивидуальных консультаций родителей по воспитанию детей дошкольного возраста, который включает в себя: диагностику (анкетирование, опрос, тестирование); устные индивидуальные методологические и психологические беседы и консультации; печатные информационные стенды для личного прочтения; коррекционно-развивающую работу с активной формой работы. Годовой план консультаций на группу и тематический план индивидуальных консультаций может меняться в зависимости от просьб родителей или же мнения воспитателя по поводу освещения различных проблем. По данному плану с родителями или детьми в начале каждого месяца проводят диагностику, по результатам этой диагностики «проблемную» семью направляют на консультирование с воспитателем, психологом или логопедом, тем родителям, которым индивидуальная консультация не назначена, предоставляется возможность ознакомиться с полезной наглядной информацией по воспитанию на стендах или же других объектах для ознакомления родителями.

Результатом второго этапа является:

- эмоциональное сближение родителей и детей в совместном выполнении различных заданий;

- повышение уровня компетентности у родителей в вопросах воспитания детей;

- создание активной позиции родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОО.

С целью помощи родителям в процессе воспитания детей было решено составить рекомендации, в которых подробно описывается зависимость нарушений в поведении детей и возможные последствия от стиля семейного воспитания.

Для этого родителям были выданы памятки, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Рекомендации для родителей

Стили семейного воспитания

Признаки нарушений в поведении ребенка

Возможные последствия стиля воспитания

Рекомендации родителям и педагогам

Гиперопека (чрезмерная помощь со стороны родителей, отношение к ребенку теплое)

1. Несамостоятельность, неуверенность в себе

2. Избалованность, завышенная самооценка

3. Ожидание внешней помощи

4. Безответственность, несобранность, невнимательность, неусидчивость

5. Зависимость от оценок других Ранимость, чувствительность

1. Запаздывание социальной зрелости

2. Формируется чрезмерное преувеличение собственной значимости

3. В переходном возрасте – наибольшее число нервных срывов или нарушений поведения («восстание» против родительской опеки)

4. Эгоизм, стремление к легкой жизни, ожидание внешней помощи

5. Иногда проявляют тревожность, беспомощность, ранимость.

6. Возможно развитие зависимого поведения (алкоголизм, наркомания)

Родители не должны вмешиваться в дела ребенка (учебу, общение с друзьями, интересы). Родителям следует предоставить ребенку возможности выбора, позволить ему увидеть последствия собственных правильных и неправильных действий. Родителям необходимо допускать изменение и обсуждение своих требований.

Рекомендации преподавателям: - поощрение самостоятельности учеников; - развитие чувства ответственности за свою жизнь.

Сверхконтроль (чрезмерная требовательность к ребенку, подавление его инициативы, холодное эмоциональное отношение)

Возможны два варианта поведения ребенка в зависимости от особенностей личности:

1. Отсутствие инициативы, нерешительность, робость, зажатость (подавленная личность)

2. Упрямство, своеволие, отклоняющееся поведение, стремление к признанию и самоутверждению (протестующая личность)

1. Низкая самооценка, ребенок хорошо знает свои слабые стороны и игнорирует сильные

2. Повышенное стремление к признанию, самоутверждению.

3. Возможна неуправляемость, агрессивность, вспышки грубости

Родителям следует отказаться от излишнего контроля во всех сферах жизни ребенка, развивая у него самостоятельность. Взрослым необходимо быть открытыми для обсуждения семейных правил, предоставить ребенку право выбора.

Рекомендации преподавателям: - создание атмосферы принятия ребенка; - Снижение уровня требований, поощрение самостоятельности у ребенка.

Эмоциональное отвержение (непринятие одной или нескольких особенностей ребенка, игнорирование

1. Реакции протеста, реакции оппозиции

2. Уход в мир грез; ребенок замыкается в себе

3. Агрессивность

1. Не умеет сочувствовать, сопереживать

2. Поиск выгодных форм взаимодействия с окружающими

3. Высокая вероятность соматических заболеваний

4. Возможно развитие зависимого поведения (алкоголизм, наркомания).

В семье необходимо удовлетворение базовой потребности ребенка в любви и принятии, создание безопасной и теплой атмосферы, обеспечивающей доверие к миру. его потребностей;

нередко жестокое обращение с ним; эмоциональное насилие)

Рекомендации преподавателям:

- установление теплых доверительных отношений с ребенком;

-демонстрация принятия, выделение и поощрение сильных сторон ребенка.

Неустойчивый стиль (непоследовательность воспитательных принципов, чередование разных стилей воспитания, связанное с текущей ситуацией или настроением родителя)

1. Повышенная тревожность

2. Импульсивность

3. Неуверенность

4. Скандалы, истерики

5. Проблемы в отношениях со взрослыми и сверстниками

6. Ребенок не знает, какую реакцию у родителя вызовет его сегодняшний поступок и он сам

1.Не формируется самоконтроль и чувство ответственности

2.Снижена социальная адаптация

3.В сложных ситуациях у человека проявляется агрессия, неуправляемость

Родителям необходимо создать атмосферу стабильности и упорядоченности окружающего мира, предоставить детям четкие ориентиры в оценке поведения. Выработка ясных и конкретных требований к ребенку у обоих родителей.

Рекомендации преподавателям: - содействие развитию самоконтроля и самоанализа.

Либеральный стиль (низкий уровень контроля со стороны родителей; ребенок предоставлен сам себе; отношение к ребенку теплое)

1. Вовлеченность ребенка в асоциальные группы, т.к. у него не развиты психологические механизмы самостоятельного, ответственного поведения

в обществе

2. Конфликтные отношения с теми, кто не потакает ему

3. Не способен учитывать интересы других людей

4. Ребенок не имеет собственного мнения

1. Человек не готов к ограничениям и ответственности

2. Чувствует страх и неуверенность, т.к. отношение родителей воспринималось, как отсутствие любви и проявление равнодушия

Родители должны выработать семейные правила и обязанности, которые упорядочат жизнь ребенка и привьют ему навыки ответственного поведения.

Рекомендации преподавателям:

- формирование у ученика четкого представления о правилах поведения и границах самостоятельности;

- обучение самоконтролю.

Попустительский стиль (низкий уровень контроля со стороны родителей; родители безразличны к потребностям ребенка, родители заняты собственными проблемами)

1. Ребенок ищет выгодные формы взаимодействия с окружающими

2. Не умеет искренне сочувствовать и сопереживать

3. Склонен к проблемному поведению

4. Любит хвастаться, ищет внимания

1. Ребенок не любит умственный и физический труд

2. Не имеет собственного мнения

3. В отношениях с людьми использует угодничество, лесть, подхалимаж

Родителям необходимо вернуться к необходимому родительскому контролю, проявлять интерес к жизни ребенка; оказывать ребенку эмоциональную поддержку и прививать ему чувство ответственности за свою жизнь.

Рекомендации преподавателям:

-проявление позитивного внимания к личности ребенка - обучение правилам поведения

- выявление сильных сторон ребенка и содействие развитию интересов


2.4 Эффективность проведенной работы (контрольный этап)

Результативный этап (сравнительная диагностика) по содержанию совпадает с содержанием контрольного этапа исследования.

Контрольный эксперимент был направлен на выявление динамики сотрудничества педагога и родителей по воспитанию детей дошкольного возраста.

В контрольном этапе исследования была проведена диагностика по тестам констатирующего этапа исследования.

Рис. 4 Результаты исследования типового состояния семьи (контрольный этап)

Рис. 5 Результаты исследования стилей и методов воспитания ребенка в семье (контрольный этап)

Рис. 6 Результаты исследования особенностей эмоционального состояния дошкольников (контрольный этап)

Составим сравнительные диаграммы методов воспитания в семьях и психологического развития детей на констатирующем и контрольном этапах.

Анализ «Сравнительной голограммы психологического развития детей на констатирующем и контрольном этапах исследования» показывает положительные результаты коррекционной работы по преодолению нарушений детско-родительских отношений.

Рис. 7 Сравнительная диаграмма (Типовое состояние семьи)

Рис. 8 Сравнительная диаграмма (Стили и методы воспитания ребенка в семье)

Рис. 9 Сравнительная диаграмма (Особенности эмоционального состояния)

На итоговом этапе родители делились впечатлениями о проведенных беседах и консультациях. Они пришли к общему мнению, что стали по-другому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать внимание на своего ребенка как на личность.

В целом, мы можем сделать вывод, что наблюдается позитивная динамика психологического развития детей вследствие улучшения детско-родительских отношений. Детско-родительские отношения влияют на психологическое здоровье детей, а их нарушения приводят к детскому психологическому нездоровью.

Сравнительный анализ показал видимые улучшения в психологическом здоровье детей экспериментальной группы.

Вывод по 2 главе

Исследование проводилось среди 10 дошкольников ДОУ «Солнышко» г. Москва и их родителей в количестве 10 человек.