Файл: Недостатки (ошибки) современной семьи в воспитании детей.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 372
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования основных ошибок воспитания детей в современной семье
1.1 Понятие и цели семейного воспитания в психолого-педагогических подходах
1.2 Проблемы современной семьи в воспитании детей
Глава 2. Эмпирическое исследование ошибок воспитания детей в современной семье
2.1 База, этапы и методики исследования
2.2 Анализ результатов (констатирующий этап)
2.3 Рекомендации для родителей по коррекции стиля воспитания (формирующий этап)
Вывод по 1 главе
Вопросы семейного воспитания в настоящее время являются одними из наиболее распространенных объектов исследований, прежде всего это связано с изменением роли семьи в современном обществе.
Воспитание – это такой процесс взаимодействия детей и родителей, который должен непременно доставлять удовольствие как той, также и другой стороне. В семье цели воспитания могут быть весьма различными по содержанию, характеру и спектру.
Дошкольники и младшие школьники в семье получают первый нравственный опыт, учатся делать людям доброе, радостное, приятное, учатся уважать старших.
Преобразование всех сфер жизни человека требует качественного изменения системы семейного воспитания. Оно уже не может осуществляться на основе только передачи опыта старшего поколения младшему в стихийной, не опирающейся на достижения современной науки, форме. Родители, как первые в жизни каждого человека воспитатели, должны получить специальные знания о том, как в условиях информационной революции, постоянного обновления технического оснащения быта, возникновения новых форм общения между людьми, необходимости повышения личной ответственности ребенка за свои поступки, осуществлять нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание. При этом новой задачей является 110 активное участие семьи в выработке навыков самообразования, самовоспитания, самоорганизации, самоопределения у детей разного возраста.
Актуальная задача – совместное воспитание подрастающего поколения усилиями семьи, школы, средств массовой информации, учреждений культуры на основе общих представлений о тех качествах, которые необходимы человеку для жизни в динамично меняющемся мире.
Глава 2. Эмпирическое исследование ошибок воспитания детей в современной семье
2.1 База, этапы и методики исследования
Исследование проводилось среди 10 дошкольников ДОУ «Солнышко» г. Москва и их родителей в количестве 10 человек.
Работа проводилась в 2 этапа:
1 этап - констатирующий: на данном этапе нами было проведено тестирование и анкетирование родителей с целью выявить возможные трудности взаимоотношений детей и родителей в семье, стили и методы воспитания детей, особенности информационной культуры родителей в семейном воспитании. Далее было проведено тестирование детей с целью определить особенности эмоционального состояния ребенка.
2 этап - формирующий: на данном этапе разработан комплекс индивидуальных консультаций родителей по воспитанию детей дошкольного возраста в семье. Разработанный комплекс реализован с родителями, в семьях которых выявлены нарушения детско-родительских отношений.
3 этап - контрольный: на данном этапе проведено повторное тестирование и анкетирование родителей и детей. Реализована диагностика детско-родительских отношений и психологического развития детей, с которыми проведена коррекционная работа, по методикам констатирующего этапа, а также дан сравнительный анализ контрольного и констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
На первом этапе для определения особенностей воспитания детей дошкольного возраста в семье был сконструирован диагностический комплекс.
1. Методика «Типовое состояние семьи» Р. В. Овчаровой.
2. Методика «Стили и методы воспитания ребенка в семье» Л.П. Жолобова.
3. Анкетирование родителей «Семейное воспитание» (автор Хоменко И.А. - модификация Ворониной О.И.).
4. Методика «Паровозик» Велиевой С.В (краткое описание методик представлено в приложении 1).
Особенностью проведения начальной диагностики является ее интегрированный характер. Она включает комплекс диагностических методик, позволяющих определить различные показатели всех структурных компонентов педагогической компетентности родителей.
2.2 Анализ результатов (констатирующий этап)
После проведения с испытуемыми запланированных тестов нами были получены следующие результаты.
Результаты тестирования родителей по методике «Типовое состояние семьи» Р. В. Овчарова представим в виде рисунка 1.
Из рисунка 1 видно, что среди испытуемых родителей дошкольников преобладают родители, отметившие типовое состояние в норме. Таких родителей было отмечено 50%. Однако, следует отметить, что у многих родителей показатели были на границе со значениями нарушений состояний семьи.
Рис. 1 Результаты исследования типового состояния семьи (констатирующий эксперимент)
Показатели нервно-психического напряжения были отмечены у 20% испытуемых. Семейную тревожность также показали 20% родителей. Общую неудовлетворенность показали 10% испытуемых родителей.
Далее представим результаты диагностики по методике «Стили и методы воспитания ребенка в семье» на рисунке 2.
Рис. 2 Результаты исследования стилей и методов воспитания ребенка в семье (констатирующий эксперимент)
Из рисунка 2 видно, что среди испытуемых родителей дошкольников преобладают родители, отметившие хаотичный + попустительский стиль воспитания ребенка в семье воспитания ребенка в семье. Таких родителей было отмечено 50%. в вопросах воспитания они стараются идти в ногу со временем. Эти родители считают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок. Однако, в своих методах воспитания они не всегда последовательны: доверяя своему ребенку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения. Они могут как бы спохватиться и попытаться взять бразды правления в свои руки, что вызовет недоумение ребенка и может привести в подростковом возрасте к конфликтам и ссорам.
Демократический стиль воспитания ребенка в семье был отмечен у 30% испытуемых. Эти родители осознают, что ребенок не может проживать свою жизнь чужим умом, и создают все возможные условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений. Они не отстраняются от воспитания своего ребенка, а идут рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, педагогами.
Гиперопеку + авторитарный стили показали 20% родителей. Такие родители считают необходимым воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, что он должен повторить их в себе. Они забывают, что ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях.
Далее проанализируем ответы родителей на вопросы анкеты «Семейное воспитание» (автор Хоменко И.А. - модификация Ворониной О.И.), которые помогут определить особенности информационной культуры родителей в семейном воспитании.
Так по 30% родителей считают свои знания о воспитании детей достаточными, и вполне достаточными. Считают недостаточными свои знания о воспитании детей и сомневаются в своем ответе на данный вопрос по 20% испытуемых родителей.
По 10% родителей информацию о воспитании черпают из средств массовой информации и специальных книг по педагогике. Из бесед с друзьями и знакомыми узнают информацию о воспитании 60% родителей и только 20% родителей получают информацию от воспитателя.
Для 20% родителей дошкольников на первом месте в воспитании ребенка стоит проблема непослушания детей и для 10% - нарушение поведения детьми.
Проблема отсутствия свободного времени в воспитании ребенка стоит на первом месте для 50% родителей. Также 20% родителей отнесли СМИ к основной проблеме в воспитании детей.
Далее 20% родителей ответили, что хотели бы изменить в своих отношениях с ребенком свой собственный авторитет. Доверия от своих детей добиваются 30% родителей. Недостаточно проводит времени вместе с ребенком 50% родителей.
На пути решения проблем 60% родителей видят именно недостаток времени, по 10% видят в качестве проблемы непонимание детей и нежелание что-то менять. Также 20% родителей считаю, что им ничего не мешает.
В помощи педагога-психолога 30% родителей нуждаются наиболее остро, 20% - в помощи воспитателя. Никто из родителей не отметил потребности в помощи администрации ДОО и врача. В ничьей помощи не нуждаются также 50% испытуемых.
50% родителей считают, что семья оказывает большее влияние на ребенка, в равной степени во влиянии на ребенка отмечают семью и воспитателя 30% родителей. И 20% испытуемых считают воспитателя, как наиболее влияющего на ребенка.
По 10% родителей дошкольников хотели бы получать информацию о воспитании и развитии ребенка в форме занятий и родительских собраний, 30% - в виде наглядного материала и 50% - в виде устной консультации.
Далее было проведено исследование особенностей эмоционального состояния испытуемых дошкольников по методике «Паровозик» С.В.Велиевой. Полученные результаты представим в виде рисунка 3.
Из рисунка 3 видно, что среди испытуемых дошкольников никто из детей не показал позитивного психического состояния, что очень настораживает. Так большинство детей, 50% отметили показатели негативно- психического состояния низкой степени, 30% испытуемых показали негативно-психическое состояние средней степени и 20% дошкольников показали негативно-психическое состояние высокой степени.
Рис. 3 Результаты исследования особенностей эмоционального состояния старших дошкольников (констатирующий эксперимент)
Анализ полученных результатов тестирования и анкетирования родителей позволяет судить о том, что многие родители испытывают некомфортное состояние в собственной семье, родители плохо осведомлены в вопросах воспитания дошкольников и занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с ДОО, а также допускают ошибки в стиле и методах воспитания детей. Результаты тестирования самих детей этих родителей, даже тех, у кого некоторые показатели в норме, просто заставляют бить тревогу. Абсолютно все дети имеют негативно-психическое состояние в разной степени, и никто не показал позитивного психического состояния.
Общий анализ результатов исследования свидетельствует о необходимости систематического целенаправленного консультирования родителей с целью содействия благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в семье, коррекции стилей и методов воспитания ребенка в семье, повышения уровня культуры родителей в семейном воспитании, улучшения эмоционального состояния ребенка в семье.
2.3 Рекомендации для родителей по коррекции стиля воспитания (формирующий этап)
Теоретический анализ, проведенный в первой главе и результаты констатирующего эксперимента позволили определить цель и задачи формирующего эксперимента.
Формирующий эксперимент был направлен на определение эффективных педагогических условий сотрудничества педагога с родителями по воспитанию детей дошкольного возраста.
В связи с поставленной целью формирующего этапа определена задача: разработать комплекс индивидуальных консультаций для родителей по воспитанию детей дошкольного возраста в семье.
Формирующий эксперимент носил поисковый характер, т.к. в ходе него подбирались и адаптировались к реальной ситуации различные формы и методы сотрудничества ДОО и семьи.
Задача комплекса индивидуальных консультаций заключается в сокращение дистанции между педагогом и родителем, оказание психологической помощи в воспитании детей, повышение психологической и педагогической грамотности родителей.
Одной из основных задач работы комплекса консультаций наряду с развитием детей дошкольного возраста, является необходимая диагностическая работа с детьми, направленная на выявление уровня особенностей развития ребенка, а также консультативная работа с родителями дошкольников, целью которой является выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для развития ребенка.
Формы проведения индивидуальных консультаций родителей: беседы, консультации, творческие задания, упражнения информационно-аналитические (опрос, анкетирование, тестирование).
Формирующий этап исследования для создания комплекса индивидуальных консультаций состоит из нескольких этапов:
1 этап - подготовительный (анкетирование родителей, начальная диагностика).