Файл: Недостатки (ошибки) современной семьи в воспитании детей.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 371
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования основных ошибок воспитания детей в современной семье
1.1 Понятие и цели семейного воспитания в психолого-педагогических подходах
1.2 Проблемы современной семьи в воспитании детей
Глава 2. Эмпирическое исследование ошибок воспитания детей в современной семье
2.1 База, этапы и методики исследования
2.2 Анализ результатов (констатирующий этап)
2.3 Рекомендации для родителей по коррекции стиля воспитания (формирующий этап)
Дети в дошкольном возрасте очень подвижны, и не могут продолжительное время сосредоточиться на каком либо одном деле, быстро переключаются с одно занятия на другое. Школьное обучение потребует от них усидчивости, прилежания и сосредоточенности. Поэтому ещё в дошкольном детстве важно приучать ребенка к тщательности всех выполняемых поручений, учить доводить начатое дело либо игру до конца, при этом проявлять настойчивость и упорство. Эти качества необходимо вырабатывать в бытовой среде, в игре, включая ребенка в коллективный труд на огороде, при уборке помещения или играя с ним подвижные и бытовые игры[4].
Ребенок растёт в семье, а значит постепенно изменяются задачи, методы и средства воспитания. В программу воспитания включаются занятия спортом, продолжается закаливание и постоянное выполнение утренней гимнастики. Не последнее место занимают вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки привычек и навыков культуры поведения, личной гигиены. Закладываются правильное отношение между девочками и мальчиками – отношения товарищества, взаимной заботы и внимания. Семья – это самая первая школа общения ребенка. В общении с родственниками, в совместном бытовом труде у него формируется чувство взаимопомощи, долга. Дети очень чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят приказов, резкостей, нравоучений, тяжело переживают их грубость, обман и недоверие, подозрительность и мелочный контроль, неискренность и нечестность родителей[15].
Самым лучшим средством воспитания правильных отношений является именно личный пример матери и отца, их взаимное уважение, забота и помощь, проявление ласки и нежности. Если дети видят хорошее отношение в своей семье, то, уже став взрослыми, и сами будут стараться и стремиться к таким же хорошим и красивым отношениям. В детском возрасте очень важно воспитывать чувство любви ко всем своим близким – к сестрам и братьям, к родителям, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо и своих сверстников, а также нежность и привязанность к младшим. Огромная роль семье отводится в трудовом воспитании[9]. Дети вовлекаются непосредственно в бытовой труд, учатся выполнять некоторые трудовые обязанности в помощь матери, отцу, учатся обслуживать себя. Именно от того, как будет поставлено трудовое воспитание детей до школы, и зависит их успех в учении и в общем трудовом воспитании. Наличие у детей дошкольного возраста такого важного качества личности, как трудолюбие, есть очень хороший показатель их нравственного воспитания[17].
Семья располагает самыми благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. У ребенка чувство прекрасного начинается со знакомства с красивой и яркой игрушкой, уютной квартирой, красочно оформленной книгой. С ростом ребенка восприятие к прекрасному обогащается при посещении музеев и театров. Отличным средством эстетического воспитания является природа с её неповторимыми и красивыми пейзажами и красками. Походы и экскурсии всей семьёй в лес, за ягодами и грибами, на речку оставляют неизгладимые впечатления, которые ребенок пронесет через всю жизнь. При общении с природой ребенок радуется, удивляется, гордится тем, что он видел, - как раз в это время и происходит воспитание чувств. Интерес к красоте, чувство прекрасного помогают воспитанию потребностей создавать прекрасное и беречь его[10].
В настоящее время семья, как социальный институт, переживает достаточно сложный период, и этому способствует целый ряд факторов, к которым относятся:
1) Снижение времени, уделяемого родителями своим детям. Большинство современных семей ориентированы на обеспечение достатка своих семей, в связи с чем время уделяемое детям сильно занижено.
2) Формирование иной структуры семьи (нуклеарной) наиболее отчетливо проявляется в снижении числа детей воспитываемых в современных семьях. Большинство семей современной России отдают предпочтение 1-2 детям при этом их рождение все чаще откладывается на более позднее время, а молодые мамы стремятся скорее выйти из декретного отпуска, чтобы стабилизировать финансовое семейное положение и некоторое время поработать и уже потом рожать второго ребенка[1].
3) Переход от ранее распространенного авторитарного типа семьи (подчинении жены мужу, детей — родителям) к более демократическому (равноправность супругов и т.д.).
4) Изменение систем ролевых отношений в семье: от взаимодополняемости мужа и жены к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними. Все чаще встречаются семьи, в которых воспитанием детей занимается отец[20].
5) Изменение системы общественных нравственных ценностей (религии, традиции, обычаев)., в том числе снижение у детей и молодых людей чувства истинного патриотизма. Такое положение способствует разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит серьезный ущерб не только развитию конкретного человека, но и общества в целом. Для того, чтобы исправлять сложившуюся ситуацию, недостаточно мер принимаемых государством (развитие патриотических клубов, проведение различных культурно-массовых мероприятий патриотического характера и т.д.), прежде всего необходимо возрождать воспитание патриотизма именно в рамках семейного воспитания. Так как именно в семье формируются основные ценности ребенка[2].
6) Отдельной проблемой современного семейного воспитания (тесно зависимых от положения вышеперечисленных факторов), является чрезмерная жестокость детей. Безусловно, на рост жестокости подростков влияют множество факторов, одной из которых является чрезмерная занятость родителей и неблагоприятная психологическая атмосфера в семье.
Все чаще в новостях появляются видео с проявлением подростковой жестокости по отношению к сверстникам, старикам и животным.
Современным родителям срочно необходимо осознать, что жестокость – это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он растет, где формируется его личность.
Основными показателями свидетельствующими об изменении статуса семьи в современном обществе являются: рост числа неблагополучных семей (рост алкоголизма, наркомании, злостного уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка)[10].
Кроме проблем связанных с изменением положения и значения семьи как социального института, необходимо также обратить внимание на социально-экономические факторы влияющие на развитие семейного воспитания. К таким факторам можно отнести[12]:
1) Экономический кризис. Масштабный кризис, в котором оказалась наша страна, негативно сказался на материальном и нравственном здоровье современной семьи как института.
2) Повышенный уровень социальной тревожности и снижение уровня межнациональной культуры. Россия — огромная многонациональная держава, поэтому на протяжении долгого времени воспитание подрастающего поколения строилось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности. Но происходящие в современном обществе события (участившиеся межнациональные столкновения в быту, транспорте, торговле) способствуют повышению уровня социальной тревожности[10].
Что хуже всего, что все чаще в криминальных сводках новостей появляются сведения о конфликтах межнационального характера происходящих в школах, причем не только со стороны учеников, но и со стороны педагогов.
Такая негативная тенденция говорит о необходимости как можно скорее проанализировать причины возникновения подобных явлений, прежде всего педагогические. Проблемы в семье порождают проблемы в воспитании[19].
Конечно, это далеко не полный список изменений происходящих с семейным воспитанием в современном обществе. Но хотя бы частичное решение перечисленных выше проблем значительно укрепит современное положение семьи как социального института.
Успех воспитания ребенка в семье может быть обеспечен лишь в том случае, когда созданы благоприятные условия для всестороннего развития и роста ребенка.
1.2 Проблемы современной семьи в воспитании детей
Проблемам молодой семьи ученые стали уделять внимание сравнительно недавно. Изучением особенностей молодой семьи и ее становления занимались такие ученые, как Е.В.Антонюк, И.В.Дорно, В.И.Зацепин, М.З.Кинесса, В.И.Косачева, Д.Е.Немировский, В.В.Сысенко и др[20]. Исследования, проводимые в этом направлении, в основном касаются изучению отдельных сторон качества брака: его стабильности и устойчивости, совместимости супругов, роли семьи в обществе и т.д.
Семья – важнейший феномен, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Эксперты различных направлений науки и практики (медики, психологи, педагоги, социологи, юристы, историки) отмечают, что институт семьи сегодня переживает кризис. Игнорирование проблем семьи может обернуться социальной нестабильностью[20].
Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин. Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи определяется возможностями в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, а также семейной микросредой, образом жизни семьи в целом. Целью семейного воспитания должно быть создание всесторонне развитой личности, которая понимает ценность человеческих взаимоотношений[8].
Воспитателей ДОУ, школьных учителей, социальных педагогов и психологов тревожит педагогическая безграмотность родителей, которые, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, часто осуществляют воспитание не только вслепую, интуитивно, но и совершая серьезные ошибки. Сегодня исследователи отмечают, что семья нередко становится той средой, где под влиянием сложных социальных процессов, происходящих в обществе, у детей формируются злобность, агрессивность, этническая неприязнь, эгоизм, равнодушие[4].
Исторически социальное возвышение феномена «детство» привело к развитию родительских чувств, родительского долга, утвердилось в общественном сознании как нравственная ценность и с XVIII в. получило всеобщее признание как неотъемлемая характеристика семьи, стало частью этического кодекса. Выращивание ребенка в семье порождает усиление ее экономической функции – обеспечение жизнедеятельности семьи, так как семья обеспечивает здоровье, воспитание и образование ребенка. Экономическая база семьи определяет возможности, которые может получить растущий ребенок. Совместное воспитание ребенка обоими супругами делает семью психологически привлекательным и исторически устойчивым образованием. Финансовое благополучие семьи направлено на обеспечение её педагогической, воспитательной функции и проявляется в психологической защищенности, развитии личности и формировании позитивной «Я» – концепции всех ее членов [2].
В последние годы не только российскую, но и прогрессивно думающую мировую общественность в целом беспокоит идущая с запада проблема искажения традиционного понятия «семья» и публичная демонстрация модели нетрадиционной семьи, с нетрадиционной сексуальной ориентацией родителей как результат «открытости» общества[2].
Необходимо заметить, что накопленный отрицательный опыт общения в семье переносится на отношения школьника с социальным окружением, сверстниками, учителями, находя выражение в агрессии, направленной вовне, в том числе на родителей или на собственную личность, проявляясь в склонности к суицидам.
Проблема сверхзанятости родителей, дефицита общения родителей (особенно отцов) с детьми, склонности взрослых к алкоголизации и наркомании, проблема иждивенчества родителей или их полукриминальный образ жизни, конфликты в семье, случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия), типичные ошибки в воспитании детей (завышенные требования родителей к детям, преобладание в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми, широкая распространенность наказания (в том числе физических), отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы – все эти факторы оказывают негативное педагогическое воздействие на формирование личности ребенка[15].
Каждая семья своеобразно оказывает влияние на развитие детей. В идеальной модели семьи родители прививают детям трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, готовность оказать помощь, помогают реализовать свои физические и духовные возможности, вести домашнее хозяйство и т. п. Отношение родителей между собой и их отношение к детям, внутрисемейная атмосфера в целом – незаменимая практическая школа отцовства и материнства для подрастающего поколения. Неблагоприятная атмосфера в семье и неправильные приемы воспитания могут приводить к нарушению поведения и искажению характера ребенка[6].
Усугубляют семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Очевидно, что эффективнее заниматься профилактикой возможных проблем семейного воспитания. Для положительного, продуктивного взаимодействия родителей и детей взрослым надо овладевать совершенно новыми умениями и навыками, менять свои ценностные установки, развивая культуру семейных отношений [3].
Успешность выполнения семьей воспитательной функции зависит от общей и педагогической культуры родителей, уровень которой не у всех достаточно высокий. Поэтому возникает необходимость планировать и проводить с родителями традиционные классные родительские собрания, интерактивные лекции, беседы, мастер-классы, которые способствуют активизации самообразования, закреплению педагогических знаний, формированию воспитательных умений, повышению общей культуры.