Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические положения о форме государственного устройства
1.1. Государство как целостное правовое явление
1.2. Содержание термина «форма государственного устройства»
1.3. Виды форм государственного устройства
Глава 2. Россия как уникальное федеративное государство
2.1. Формирование и развитие федерализма в России
2.2. Принципы федеративного устройства в Российском государстве
Первой особенностью российского федерализма выступает как раз социальное содержание различных национальностей, которые одновременно олицетворяют и представляют государственное единство Российской Федерации. Это объединение и сплочение огромного количества народностей вокруг «русского» народа, который выступает базой и основой для многонационального федеративного российского государства. Естественно, подобный симбиоз народов отражается и на содержании федеративных отношений, и на его структуре. Но главное — это неукоснительное следование принципу равенства каждого из народов.
Второй особенностью в федеративном российском государстве является особое сочетание территориального и национального начал. Так, к примеру, до принятия Конституции России 1993 года субъектами в России признавались только национальные государства и национальные образования. В настоящее время к субъектам Российской Федерации также причислены края и города федерального значения, которые приравниваются к областям по предметам компетенции[22].
Третьей особенностью российского федерализма можно назвать сам возраст государства. Если считать от момента принятия Конституции 1993 года и установлению в ней основ государства как многонациональной демократической федерации, то России всего двадцать четыре года. Несмотря на то, что формально на федеративное устройство российское государство взяло направление политики после Великой революции 1917 года, все же реальное развитие и установление федерализма проводится только с 1993 года. Период с 1920 года и далее, до 1993 года для России характеризуются различными направлениями в политики, которые не всегда способствовали развитию федерализма в государстве. Так, в период с 1920 по 1930 года господствовал командно-административный метод управления государством, где жесткая централизация и тоталитарный режим оттеняли в значительной мере элементы федерализма в стране. Дальнейший период развития российского государства приходится на расцвет тоталитарного режима, который по своей сути никак не совместим с федеративной формой устройства государства. В данный период республики и края в составе СССР получили право на свободный выход из состава СССР, что и было сделано большинством субъектов, которые в настоящее время объединились в Содружество Независимых Государств (СНГ).
Четвертой особенностью российского федерализма можно считать то, что долгое время российское государство развивалось не как договорная федерация, а как конституционная. Этот факт довольно сильно влиял, а именно ограничивал самостоятельность субъектов федерации в РСФСР. При СССР в нашей стране субъекты союзных государств получили большую самостоятельность и права, но централизация сводила на нет принципы федерализма и проводило государство к унитарному типу устройства. Данные исторические факты необходимы для уяснения процессов становления федерализма в сегодняшней России, поскольку они послужили определяющими факторами для нюансов, которые присутствуют в России в настоящее время[23].
Россия в настоящее время проходит процесс преобразования из конституционной федерации в конституционно-договорную, что значительно расширяет сферы деятельности для решения дел внутри субъектов по своему усмотрению.
Пятой особенностью для современной России можно указать то, что федерализм для нашего государства является самой выгодной и приемлемой формой государственного устройства исходя из размахов территории нашего государства. Излишняя централизация приведет к ослаблению порядка в более отдаленных районах, а при унитарной форме государства невозможно уследить за всеми многочисленными субъектами и административными единицами внутри необъятной страны. На примере России очевидно, как федерализм выгоден для государства и как он является одновременно воплощением реализации демократии при осуществлении политики.
Подводя итог главе, можно сделать следующие выводы.
Российское государство сегодня — это уникальный пример для подробного анализа федеративного устройства государства, не имеющего аналогов по всему миру. В составе населения страны «русские» составляют 85 процентов жителей, а остальные 15 процентов приходятся на многочисленных этнические группы, которые являются представителями зарубежных этносов
К сожалению, федеративное устройство России не исключает некоторых вопросов при осуществлении данного типа государственного устройства.
Для решения вышеуказанных проблем асимметрии вовсе не обязательно менять названия субъектов. Достаточно только уровнять права субъектов, оставив им права на самоопределение только в рамках национальных и исторических индивидуальных особенностей. Данное предложение не исключит в корне асимметрию федерации в России, но сведет ее на более низкий уровень, и асимметрия будет проявляться не на уровне государственного управления, а на уровне индивидуальных особенностей каждого субъекта, связанного с его экономическим, культурным, историческим, национальным, географическим и иными особенностями, что будет напротив, еще больше учитывать и подчеркивать независимость и самобытность каждого субъекта не ущемляя его прав и свобод.
В целях нормализации процесса разграничения предметов ведения и полномочий в план законотворческой деятельности новой Государственной Думы необходимо ускорить принятие федерального закона «О порядке и принципах разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
Осознание принадлежности к авторитетному могущественному Российскому государству сплачивает его народы, обеспечивает мир и согласие между ними.
Заключение
Подводя итог нашему исследованию, можно сделать следующие выводы.
Государство — это единственная организация, осуществляющая правотворчество. Государство создает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой, содержащей нормы права. Если бы не было права, то государство не смогло бы нормально осуществлять контроль над обществом и выполнять свои функции. Важнейшей функцией государства является регулирование общественных отношений и обеспечение высокого уровня жизни своих граждан.
Форма государства — это сложное представление, содержащее три компонента: форму правления, государственное устройство и политический строй.
В общей сложности конфигурацию государственного устройства можно описать как систему государственной власти по территориям (территориальной или национально-территориальной организации), которая характеризует баланс государства как целого и его составных элементов.
Федеративное государство — очень сложный тип государства, который состоит из нескольких государственных образований, которые в силу неких факторов объединяются для достижения общего благополучия и процветания.
Российское государство сегодня — это уникальный пример для подробного анализа федеративного устройства государства, не имеющего аналогов по всему миру. В составе населения страны «русские» составляют 85 процентов жителей, а остальные 15 процентов приходятся на многочисленных этнические группы, которые являются представителями зарубежных этносов
К сожалению, федеративное устройство России не исключает некоторых вопросов при осуществлении данного типа государственного устройства.
Для решения вышеуказанных проблем асимметрии вовсе не обязательно менять названия субъектов. Достаточно только уровнять права субъектов, оставив им права на самоопределение только в рамках национальных и исторических индивидуальных особенностей. Данное предложение не исключит в корне асимметрию федерации в России, но сведет ее на более низкий уровень, и асимметрия будет проявляться не на уровне государственного управления, а на уровне индивидуальных особенностей каждого субъекта, связанного с его экономическим, культурным, историческим, национальным, географическим и иными особенностями, что будет напротив, еще больше учитывать и подчеркивать независимость и самобытность каждого субъекта не ущемляя его прав и свобод.
В целях нормализации процесса разграничения предметов ведения и полномочий в план законотворческой деятельности новой Государственной Думы необходимо ускорить принятие федерального закона «О порядке и принципах разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
Осознание принадлежности к авторитетному могущественному Российскому государству сплачивает его народы, обеспечивает мир и согласие между ними.
Библиография
I. Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 42. — Ст. 5005.
II. Учебная и научная литература
- Авдеев Д.А. Современные проблемы российского федерализма / Д.А. Авдеев // Евразийский юридический журнал. — 2017. — № 6 (109). — С. 243-246.
- Белоконь Е.С. Федерализм как форма государственного устройства / Е.С. Белоконь // Современные научные исследования и разработки. — 2017. — № 4 (12). — С. 36-38.
- Брагова А.М. Понятие «государство» / А.М. Брагова // Самарский научный вестник. — 2016. — № 1 (14). — С. 93-97.
- Васякина Н.В., Носарева А.О. В чем заключается проблемы форм государственного устройства? / Н.В. Васякина, А.О. Носарева // Современные проблемы права, экономики и управления. — 2016. — № 2 (3). — С. 53-57.
- Верба Д.В. Особенности формы государственного устройства России на современном этапе / Д.В. Верба // Юридическая мысль. — 2017. — № 3 (101). — С. 8-16.
- Гельдибаев М.Х., Касаткина Н.А. Теоретические аспекты унитарной формы государственного устройства / М.Х. Гельдибаев, Н.А. Касаткина // Мир юридической науки. — 2017. — № 12. — С. 12-20.
- Гельдибаев М.Х., Касаткина Н.А. Форма государственного устройства: подходы к определению терминологии / М.Х. Гельдибаев, Н.А. Касаткина // Образование и право. — 2018. — № 12. — С. 56-62.
- Енсаев И.Ш., Чернова Э.Р. К вопросу о форме современного российского государства / И.Ш. Енсаев, Э.Р. Чернова // Colloquium-journal. — 2019. — № 5-6 (29). — С. 14-15.
- Кетова Е.В. О современном понимании сущности принципа российского федерализма / Е.В. Кетова // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2017. — № 1. — С. 129-134.
- Кетова Е.В. Понятие и сущность принципа российского федерализма / Е.В. Кетова // Философия права. — 2017. — № 1 (80). — С. 149-152.
- Костин А.В. Государственное устройство и система государственной власти в Российской Федерации / А.В. Костин // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. — 2018. — № 4. — С. 18-26.
- Кочетков В.В. Конституционные проблемы российского федерализма / В.В. Кочетков // Российский журнал правовых исследований. — 2016. — № 2 (7). — С. 112-121.
- Крупина В.Р. Система государственного и муниципального управления: история и современность / В.Р. Крупина // Эпомен. — 2019. Т. 26. — № 26. — С. 128-141.
- Куканов А.З. Классификации форм государственного устройства / А.З. Куканов // Правовая жизнь. — 2017. — № 2 (18). — С. 5-12.
- Куканов А.З. Понятие и классификация форм государственного устройства / А.З. Куканов // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — № 3-6. — С. 74-80.
- Лапина К.А., Цыганкова Е.А. Унитарное государство как форма государственного устройства / К.А. Лапина, Е.А. Цыганкова // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. — 2016. — № 12 (51). — С. 11-15.
- Медведев Н.П. К вопросу о территориальной организации власти и форме государственного устройства / Н.П. Медведев // Региональное и муниципальное управление: вопросы политики, экономики и права. — 2017. — № 1-2 (6-7). — С. 5-15.
- Пугацкий М.В. Элементы формы государства как основа правовых знаний / М.В. Пугацкий // Вопросы российского и международного права. — 2018. Т. 8. — № 5A. — С. 42-51.
- Пушкарева Н.А. Отечественный и зарубежный опыт публичного управления / Н.А. Пушкарева // Менеджер. — 2016. — № 4 (78). — С. 115-123.
- Савинов Д.М., Петров Н.А. Формы правления и типы государственного устройства / Д.М. Савинов, Н.А. Петров // Проблемы науки. — 2019. — № 2 (38). — С. 83-84.
- Федорец М.Н. О федеративности и унитарности государственно-территориального устройства России / М.Н. Федорец // Современное право. — 2016. — № 12. — С. 40-44.
- Федорец М.Н. Оптимизация модели государственно-территориального устройства Российской Федерации в современный период / М.Н. Федорец // Вестник Российской правовой академии. — 2017. — № 4. — С. 86-89.
- Федощева Н.Н. Проблемы реорганизации федеративных отношении в рамках Союза и РСФСР / Н.Н. Федощева // Современные проблемы права, экономики и управления. — 2016. — № 2 (3). — С. 286-291.
- Федощева Н.Н. Форма государства и государственное устройство: сравнительно-правовой анализ / Н.Н. Федощева // Современные проблемы права, экономики и управления. — 2017. — № 1 (4). — С. 150-154.
- Югов А.А. О форме государственного устройства России в широком и узком смысле / А.А. Югов // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 483-489.
-
Брагова А.М. Понятие «государство» / А.М. Брагова // Самарский научный вестник. — 2016. — № 1 (14). — С. 93-97. ↑
-
Крупина В.Р. Система государственного и муниципального управления: история и современность / В.Р. Крупина // Эпомен. — 2019. Т. 26. — № 26. — С. 128-141. ↑
-
Пушкарева Н.А. Отечественный и зарубежный опыт публичного управления / Н.А. Пушкарева // Менеджер. — 2016. — № 4 (78). — С. 115-123. ↑
-
Пугацкий М.В. Элементы формы государства как основа правовых знаний / М.В. Пугацкий // Вопросы российского и международного права. — 2018. Т. 8. — № 5A. — С. 42-51. ↑
-
Савинов Д.М., Петров Н.А. Формы правления и типы государственного устройства / Д.М. Савинов, Н.А. Петров // Проблемы науки. — 2019. — № 2 (38). — С. 83-84. ↑
-
Гельдибаев М.Х., Касаткина Н.А. Форма государственного устройства: подходы к определению терминологии / М.Х. Гельдибаев, Н.А. Касаткина // Образование и право. — 2018. — № 12. — С. 56-62. ↑
-
Федощева Н.Н. Форма государства и государственное устройство: сравнительно-правовой анализ / Н.Н. Федощева // Современные проблемы права, экономики и управления. — 2017. — № 1 (4). — С. 150-154. ↑
-
Куканов А.З. Понятие и классификация форм государственного устройства / А.З. Куканов // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — № 3-6. — С. 74-80. ↑
-
Медведев Н.П. К вопросу о территориальной организации власти и форме государственного устройства / Н.П. Медведев // Региональное и муниципальное управление: вопросы политики, экономики и права. — 2017. — № 1-2 (6-7). — С. 5-15. ↑
-
Васякина Н.В., Носарева А.О. В чем заключается проблемы форм государственного устройства? / Н.В. Васякина, А.О. Носарева // Современные проблемы права, экономики и управления. — 2016. — № 2 (3). — С. 53-57. ↑
-
Куканов А.З. Классификации форм государственного устройства / А.З. Куканов // Правовая жизнь. — 2017. — № 2 (18). — С. 5-12. ↑
-
Федощева Н.Н. Проблемы реорганизации федеративных отношении в рамках Союза и РСФСР / Н.Н. Федощева // Современные проблемы права, экономики и управления. — 2016. — № 2 (3). — С. 286-291. ↑
-
Белоконь Е.С. Федерализм как форма государственного устройства / Е.С. Белоконь // Современные научные исследования и разработки. — 2017. — № 4 (12). — С. 36-38. ↑
-
Верба Д.В. Особенности формы государственного устройства России на современном этапе / Д.В. Верба // Юридическая мысль. — 2017. — № 3 (101). — С. 8-16. ↑
-
Югов А.А. О форме государственного устройства России в широком и узком смысле / А.А. Югов // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 483-489. ↑
-
Кочетков В.В. Конституционные проблемы российского федерализма / В.В. Кочетков // Российский журнал правовых исследований. — 2016. — № 2 (7). — С. 112-121. ↑
-
Федорец М.Н. О федеративности и унитарности государственно-территориального устройства России / М.Н. Федорец // Современное право. — 2016. — № 12. — С. 40-44. ↑
-
Федорец М.Н. Оптимизация модели государственно-территориального устройства Российской Федерации в современный период / М.Н. Федорец // Вестник Российской правовой академии. — 2017. — № 4. — С. 86-89. ↑
-
Кетова Е.В. Понятие и сущность принципа российского федерализма / Е.В. Кетова // Философия права. — 2017. — № 1 (80). — С. 149-152. ↑
-
Кетова Е.В. О современном понимании сущности принципа российского федерализма / Е.В. Кетова // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2017. — № 1. — С. 129-134. ↑
-
Авдеев Д.А. Современные проблемы российского федерализма / Д.А. Авдеев // Евразийский юридический журнал. — 2017. — № 6 (109). — С. 243-246. ↑
-
Костин А.В. Государственное устройство и система государственной власти в Российской Федерации / А.В. Костин // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. — 2018. — № 4. — С. 18-26. ↑
-
Енсаев И.Ш., Чернова Э.Р. К вопросу о форме современного российского государства / И.Ш. Енсаев, Э.Р. Чернова // Colloquium-journal. — 2019. — № 5-6 (29). — С. 14-15. ↑