Файл: Формы государственного устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неписаные конституции — конституции, состоящие из норм конституционного характера, которые содержатся в конституционных обычаях и других актах.

Конституцию может составлять и принимать учредительное собрание (например, Конституция Франции, конституция Италии 1947 года), регулярным парламентом (например, Конституция Дании, конституция РСФСР 1978 года), съездом советов депутатов (Конституция РСФСР 1917 года), временным парламентом (например, Конституция ФРГ и ГДР 1949 года), народом (например, Конституция России 1993 года), главой государства (Конституция Германии 1871 года).

Конституция в отличие от других нормативно-правовых актов обладает высшей юридической силой, которая действует на территории всего государства, а также является базой для всего законодательства. Конституция закрепляет в себе форму государственного устройства, форму правления, политический режим и систему высших органов власти[15].

Конституция включает в себя различные права и обязанности. К ним можно причислить следующие: право личной неприкосновенности, тайна частной переписки; свобода труда и передвижения; свобода совести; свобода слова и печати; гражданское равенство; свобода собраний и союзов; право подавать петиции; право граждан принимать участие в народном и местном областном представительстве; в контроле за деятельностью властей, в политической и общественной деятельности страны.

Конституция отличается от других нормативно правовых актов порядком ее принятия. Принятие конституции происходит с соблюдением принципа гласности и при поддержании высокого общественного интереса. Вопрос о принятии конституции выносится на всегосударсвтенный референдум. Закон о порядке внесения изменений и дополнений в конституцию принимается парламентом.

Таким образом, можно сделать вывод, что конституция — нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, которая распространяется на всю территорию государства.

Конституция является факультативным признаком, потому что она не обязательна для государства. Были в истории страны, которые существовали без конституции. Например, когда СССР распался в 1991 году, Украина стала существовать как отдельное государство, а конституция у неё появилась только в 1996 году.

Государственные символы — это закрепленные в конституции внешние знаки государства, которые выражают принципы государственной власти и государственный суверенитет.

Государственные символы также являются факультативными признаками государства, а значит, не является обязательным. В государственные символы входит государственный гимн, герб, флаг и столица государства[16].


Таким образом, можно сделать вывод, что государственные символы, ровно, как и конституционные признаки не являются наиболее важными признаками государства.

По форме государственного устройства Россия — федерация договорно-конституционная, ассиметричная, созданная по национальному (республики) и территориальному (края и области) качеству. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — равноправных субъектов РФ. Республика (государство) имеет свою собственную конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют собственный устав и законодательство. Федеративное устройство РФ сформировано на ее государственной неделимости, единстве системы государственной власти, размежевании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равенстве и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными организациями государственной власти все субъекты РФ между собой равны. В статье 65 главы 3 «Федеративное устройство» Конституция РФ определила, что в составе РФ находятся 85 субъектов, учитывая недавнее присоединения Крыма и Севастополя.

Конституция 1993 г. продолжила процесс улучшения федеративных взаимоотношений. Она фиксирует утверждение, которое дозволяет одолеть крайние подходы к государственному устройству, каковые культивируются некоторыми политическими силами: сепаратизм республик, то есть их выход из состава РФ, с одной стороны, и возвращение к унитарной структуре регионов — с другой[17].

Получаем, что только демократический федерализм способен привнести политическую устойчивость в межнациональные взаимоотношения. Идя по этому пути, новая Конституция зафиксировала равноправие всех субъектов Федерации, провела более отчетливое деление предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.

2.2. Принципы федеративного устройства в Российском государстве

Основополагающие принципы устройства российского государства прописаны в статьях 4 и 5 главы 1 Конституции РФ, а самому федеративному устройству государства посвящена третья глава Конституции.


Раскроем принципы федеративного устройства в российском государстве более подробно.

Принцип государственной целостности в федеральном государстве означает, что, не смотря на относительную самостоятельность субъектов, государство остаётся территориально единым, а суверенитет распространяется по всей его территории. Также федерация обладает единым экономическим и правовым пространством, единой денежной единицей на всей территории федерации, и единым государственным языком.

Принцип единства системы государственной власти означает единство природы власти. Власть на всей территории федерации обладает однотипностью организации, как на федеральном, так и на региональном уровнях, едиными целями и источниками, единой иерархией соподчинения государственной власти на всей территории государства.

Принцип равноправия и самоопределения народов, населяющих федеративное государство — Россию означает, что все субъекты федерации имеют равные права и свободы, а ущемление по национальной принадлежности или религиозному принципу не допускается. Так, в части 3 статьи 5 Конституции РФ сказано, что государство основано на «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». Термин «народ» в данном случае имеет несколько значений. Это представители конкретной этнической группы, населяющей различные субъекты Российской Федерации — татары, мордва, чуваши, различные диаспоры, так и одновременно все население, которое проживает в настоящее время на территории России без разделения на национальные или этнические принадлежности. Самоопределение народов не подразумевает возможность выхода их субъекта из состава Российской Федерации, поскольку это также противоречит Конституции РФ[18]. Самоопределение в данном случае подразумевает право иметь собственные обычаи, праздники или национальные костюмы. С точки зрения права, самоопределение народа дает им возможность менять по своему усмотрению статус и название субъекта, в котором они проживают, объединяться с иными субъектами Российской Федерации по их взаимному волеизъявлению, или, наоборот, разъединяться. При этом все субъекты сохраняют свое равноправие юридического статуса.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и государственной власти в субъектах Федерации означает, что часть вопросов может решаться на местах и исходя из интересов субъекта. Как раз-таки мера свободы в принятии решения на местах без вмешательства федеральной государственной власти и является самым выгодным признаком федеративного устройства в государстве для его субъектов.


Следует также обратить внимание, что понятия «разграничение предметов ведения» и понятие «разграничение полномочий (компетенций)» не являются тождественными. Предметы ведения Российской Федерации, или ее субъектов, или же муниципальных образований означают те сферы общественных отношений, где соответствующие органы государственной власти реализуют свое правовое регулирование. Когда же речь идет о полномочиях, это означает конкретные права и обязанности определенного органа публичной власти, которыми он обладает для решения задач и функций в рамках предмета своей деятельности. Если речь идет о компетенции, то необходимо подразумевать совокупность всех государственно-властных полномочий органа власти по определённому предмету ведения. Полномочия, равно как и компетенция — это свойства, которыми обладают только государственные органы и органы местного самоуправления и должностные лица[19].

Самые базовые принципы разграничения властных полномочий между центром и субъектами в Российской Федерации утверждены в Конституции РФ и детально раскрыты в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» , где сказано, что система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации[20].

При этом статья 1 выше указанного закона также повторяет вслед за Конституцией РФ основополагающие принципы осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации. К ним причислены:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;


б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Данные принципы повторяются и перекликаются в разных законах для того, чтобы подчеркнуть их важность и незыблемость. Все государственное устройство федерации, как на федеральном, так и на региональном уровне должно быть подчинено данным принципам и следовать им в любой своей деятельности для поддержания грамотного подчинения и взаимодействия на всех этапах формирования федеративного государства и его субъектов.

2.3. Россия — особенное федеративное государство

Российская Федерация уже продолжительное время имеет статус самого обширного и протяженного государства на всей политической карте мира. Подобных России государств не было во всей истории. Кроме того, Россия объединяет под эгидой своего гражданства огромное количество населения, которое характеризуется самыми различными национальностями, традициями, обычаями и у каждого из них своя история. Россия объединяет самое большое количество субъектов, входящих в ее федерацию, и отдельно стоит выделить, что количество субъектов возрастает. Так, в 2014 году были присоединены Крым и Севастополь, что является гордостью для российских граждан[21].

В составе населения страны «русские» составляют 85 процентов жителей, а остальные 15 процентов приходятся на многочисленных этнические группы, которые являются представителями зарубежных этносов.