Файл: Формы государственного устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Единой точки зрения на вопрос о структурных элементах государства не имеется, в прочем, как и на большинство вопросов во всем праве. Поэтому преобладающей считается то мнение, которое поддерживается большинством. В нашем случае в вопросе об элементах права это традиционная трехчленная структура. При этом в советский период развития права содержание формы государства отождествлялось с его формой правления, то есть только лишь с одним его элементом. Основанием подобного суждения являлось то, что в советское время была распространена идеология о том, что единственных основополагающим для формы государства элементом являлся вид политического уклада государства , при этом яростной критике подвергались основополагающие труды теории права таких известных правоведов как Бюрдо, Дюверже и Руффия. Таким образом советские ученые-правоведы делали акцент на суверенитет государства, упуская из виду его внутренние основополагающие законы и принципы устройства. Так, согласно суждениям данных авторов, форма устройства государства есть его территориальное устройство государственной власти, характеризующееся видом взаимоотношений между органами власти и всем государственным аппаратом в целом.

Сегодня же, наоборот для права характерна и другая крайность — это преуменьшение значения определения элементов формы государства. Дело в том, что сегодня превалирует мнение, что элементы формы государства чересчур раздут и значение их преувеличено. Говоря об этом утверждается, что в правовых источниках придается уж слишком большое значение содержанию понятия «форма государства». При этом очень часто происходи путаница самого содержании этого понятия и в него вкладывают как вид государства, так и просто политический уклад государства. Именно по этой причине сегодня в праве стараются избегать чрезмерного употребления данного словосочетания и заменяют его синонимичными высказываниями тип «административно-территориальное деление» или «политический уклад жизни общества»[7].

Достигая компромиссного решения в этом вопросе, учёные подразумевают под формой государства как территориальный орган, так и достижения в государстве общего баланса правления путем взаимодействия отдельных его компонентов. Форма государства — это прежде всего баланс его государственных органов и процесс достижения этого баланса с помощью установления вида политической системы и формы политического устройства. Конфигурация государственного и административно-территориального устройства соединяет в себе методику объединения народонаселения на установленной территории, а также вид его взаимоотношения посредством различных территориальных и политических организаций с государством в целом, а также взаимоотношение главных и местных органов власти и управления, разделение полномочий между ними. Предлагается воспринимать государственное устройство страны как способ организации всех структурных его элементов для достижения оптимального его функционирования достижения политической уели и общего благосостояния его народа. При этом народ и политическая верхушка каждого конкретного государства сами для себя решают, какими способами и приемами для них будет наиболее благоприятно достигать поставленной цели.


Отталкиваясь от вышеописанных умозаключений, можно сделать вывод, что форма государства — это совокупность его структурных элементов, которые позволяют достичь благополучного развития этого государства.

1.3. Виды форм государственного устройства

Сегодня практика мирового применения государственного устройства выявила две эффективные и работоспособные формы устройства государства — это унитарная и федеративная[8]. Конечно же, в истории встречались и долгосрочные конфедерации, но правоведы толкуют данные виды устройства не как конкретного государства, а союз суверенных государств, которые объединяются для достижения какой-либо цели на некоторое время, потому конфедерацию нельзя воспринимать как вид устройства государства. В то ж время, на сегодняшний день косвенно под признаки конфигурации подпадает образование — Европейский союз, который осуществляет свое функционирование уже довольно длительное время, чем побуждает теоретиков права пытаться раскрыть сущность конфигурации как вид государственного устройства, вернее даже межгосударственного устройства. В последнее время в мировом сообществе можно даже сказать, что модно заключать различные между государственные союзы, что вносит трудности к толкованию содержания их статуса.

Унитарное государство — это исторически первая форма государства, в составе которого не имеется иных государственных образований, но при этом данный тип государства может иметь административные единицы — области, округа и районы.

Федеративное государство — очень сложный тип государства, который состоит из нескольких государственных образований, которые в силу неких факторов объединяются для достижения общего благополучия и процветания.

Конфедерация — союз нескольких самостоятельных государств, сохраняющих свой суверенитет, но объединяющихся для достижения конкретных общих целей.

Сегодняшняя наука конституционного права воспринимает федерализм одновременно как принцип, режим и форму государственного устройства. Федеративное устройство государства позволяет достичь одновременно и целостности, и деления государственной власти при реализации деления государственной власти при условии наличия территориальной организации на нескольких уровнях[9]. При этом, современные правоведы размышляют о том, что некоторые политико-территориальные виды государственного устройства имеют свое влияние не только на внутреннюю организацию государства, но и на его внешнюю характеристику. Например, можно такое сказать о федерализационной форме государственного устройства, который является средством улучшения отношений также и между общественными негосударственными структурами, влияет на организацию мирового пространства и влияет на их согласованность.


Сущность федерализма также раскрывается и через общую согласованность всех уровней территориальной организации как государственных так и общественных органов власти и выступает сегодня как ключевая идея при перспективе реализации будущих тенденций в общественных, внутригосударственных и межгосударственных взаимоотношений, поиске путей их улучшения. Федеративные взаимоотношения в своей юридической природе есть способ взаимодействия между гражданами и государством, который характеризуется стремлением обоих сторон правоотношений достигать целостности мира и гражданского согласия в области осуществления управления государством , ведь федерация — это одновременно государство в государстве, или множество государств в государстве, но которые сохраняют свой суверенитет частично. Самое сложное федеральной модели государства — добиться равного правового положения всех его субъектов, не задев ничьих прав и интересов.

Исконно федерация происходит от латинского слова «федерато», что означает объединение. Федерации могут образовываться не только в рамках государство ведения, но и как общественны объединения и союзы. Например, в унитарных государствах федерализм проявляется децентрализованностью системы правления внутри этих государств. При этом в скором времени такое государств трансформируется в такое государство, которое уже будет занимать промежуточно место между унитарным и федеративным государством. Таким государствам дают название полуфедераций или квазифедераций. Если говорить о сегодняшнем времени, то такими государствами можно назвать Италию и Испанию[10].

Помимо этого, есть союзы между государственного характера, при котором государства сохраняют свой суверенитет. Такие союзы носят названия конфедераций. В настоящее время конфедерацией можно косвенно назвать такое объединение государств как Европейский союз. Предполагается, что в идеальных условиях все государства мира должны войти в этот союз и таким образом мы получим одно единое государства всего земного шара — всемирную федерацию.

Конечно же, подобные идеи носят скорее фантастические перспективы их реализации, но все же при идеальном раскладе достижение подобной затеи вполне реально[11].

Таким образом, подводя итог главы, можно заключить, что государство — это единственное властное образование в обществе, которое устанавливает свои законы, обладающие юридической силой на всей территории образования государства. Посредством права государственная власть осуществляет управление, контроль и подчинение его общества — народа данного государства воли и политическим интересам верхушки власти и реализует направленность политики в своих интересах. При этом государство обеспечивает самую важную функцию — регулирование общественных отношений и обеспечение своего народа безопасностью. Все это государство реализует с помощью образования государственного аппарата, который состоит из государственных органов, каждый из которых выполняет свою порученную функцию и полномочия.


Форма государства есть набор некоторого количества элементов, которые оказывают ключевое влияние на способ формирования и влияния на государственное образование и устройство политической власти и взаимоотношений с его гражданами. Сегодня практика мирового применения государственного устройства выявила две эффективные и работоспособные формы устройства государства — это унитарная и федеративная.

Глава 2. Россия как уникальное федеративное государство

2.1. Формирование и развитие федерализма в России

Российское государство сегодня — это уникальный пример для подробного анализа федеративного устройства государства, не имеющего аналогов по всему миру.

В своем формировании российский федерализм миновал три ключевых этапа[12]:

1) образование федеративной базы в социалистический период (1918 — 1936 гг.);

2) закрепление фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937 — 1985 гг.);

3) тотальное изменение всего государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.

Федерализм был присущ исконно для российского государства. В царский период он проявлялся в виде наличия земель, губерний и уездов. Даже после революции 1917 года новые органы государственного управления не смогли избежать федерального устройства России, поэтому РСФСР была образована именно как федеративное государство с учетом самобытности народов, которые образуют государство РСФСР. Утвержденная в июле 1918 года первая Конституция нового государства также отразила ее федеративное устройство и позицию системы государственного целостности РСФСР. Первоначально в РСФСР господствовала автономная форма самоуправления в виде республики, позднее были учреждены коммуны и автономные области. Высшей формой организации позднее стала автономная республика, которая была автономна в принятии своих законов и осуществления своих интересов. При этом автономные рабочие коммуны и автономные области не имели атрибутов государственности в отличие от республик.

Вхождение РСФСР в состав СССР ознаменовал собой этап окончания становления самой Российской Федерации. В 1923 г. Воплощаются в жизнь самые широкомасштабные реформации форм автономии: упраздняются автономные рабочие коммуны, которые реформируются в автономные республики, появляется новая форма автономии — национальный округ (первым образован Коми-Пермяцкий)[13].


В Конституции РСФСР 1925 г. проблемам автономии была посвящена целая глава, где были определены две формы автономии — автономная республика и автономная область и расписаны соответствующие их полномочия.

Принятая 21 января 1937 г. Конституция РСФСР огласила наличие в составе России семнадцать автономных республик и шесть автономных областей, во всех автономных республиках были приняты собственные конституции.

Формирование федеративного устройства в период с 1937г. до утверждения Конституции РСФСР 1978 г. имело сложный и разноплановый характер: в период Великой Отечественной войны образовалась организация по упразднению автономных формирований, заселенных представителями следующих национальностей: балкарцев, ингушей, крымских татар, поволжских немцев, чеченцев и других. После XX съезда КПСС снова начала возрождаться государственность репрессированных народов, их права восстанавливались; в связи с добавлением новых территорий в состав РСФСР вливались новые автономные образования.

Конституцией РСФСР 1978 г. декларировала, что в составе РСФСР наличествовало 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов.

Значительным шагом в формировании РСФСР явилось принятие 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР Декларации «О государственном суверенитете РСФСР».

Распад СССР спровоцировал формирование сепаратистских идей в национально-государственных формированиях, входящих в состав Российской Федерации. На IV Съезде народных депутатов России была подтверждена важность поднятия юридического статуса во всех автономных республиках, упразднив из их названия слово «автономия», результатом чего явилось утверждение нового официального наименования этих республик — «республики в составе РСФСР».

Конституция — это самый важный для государства закон. Это особый нормативный правовой акт, который имеет высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конституция принимается путем всеобщего равного референдума или учредительным собранием.

В праве различают юридическое и фактическое понятие конституции. Юридическая конституция — системы правовых норм, которые регулируют определённый круг общественных отношений. Фактическую конституцию составляют реально существующие отношения»[14].

По форме конституции бывают двух групп учреждения: Писаные и неписаные. Писаные конституции — единый нормативно-правовой акт или совокупность конституционных законов. Писаные конституции в свою очередь делятся на кодифицированные и некодифицированные. Кодифицированные — состоят из одного нормативного правового акта — конституции. Некодифицированные — совокупность законов и других нормативно-правовых актов, имеющие нигде не закрепленное название «конституция».