Файл: Мораль и право как факторы регуляции общественных отношений.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
Регулируя общественные отношения, право определяет норму свободы в обществе, то есть устанавливает масштаб свободы и поведения человека. В этих целях право, с одной стороны, закрепляет меру полноты прав и свобод личности, а с другой, меру допустимых ограничений свобод человека.
Следует отметить, что регулирование правом общественных отношений, то есть правовое регулирование, осуществляется не прямо и непосредственно, а постепенно через волю и сознание людей как участников последних. Общественные отношения складываются в результате сознательной, волевой деятельности, действий людей. Воля человека при этом обусловлена условиями жизни, объективно существующими общественными отношениями. Однако люди вступают в общественные отношения осознанно, и в границах указанной обусловленности обладают определенной свободой воли, возможностью выбора того или иного варианта поведения. На сознание и волю людей можно влиять, предписывая им посредством правовых норм определенные правила поведения[13].
Ценность права как регулятора общественных отношений выражается в многообразии его определенностей, и, в первую очередь, в его функциях. Под функциями права подразумеваются основные направления юридического воздействия на общественные отношения, на поведение людей.
Функции права характеризуются определенными признаками. Они производны от сущности и иных компонентов социального назначения права в обществе. С этой точки зрения функции выступают как проявление права в общественных отношениях[14].
Функции представляют собой такие направления воздействия права на общественные отношения, которые обусловливают необходимость его существования в качестве социального явления. Функции выражают наиболее существенные черты права и направлены на решение основных задач, стоящих перед правом на конкретном этапе общественного развития. И, наконец, функциям права присуще постоянство осуществления, т. е. непрерывность и длительность действия[15].
В зависимости от оснований классификации можно выделить различные функции права. В первую очередь, следует выделить политические и юридические функции. Политические функции – это направление правового воздействия, выражающее политическое измерение, содержание права. В данном аспекте функции права в целом совпадают с функциями государства. Все основные направления деятельности государства осуществляются в правовых формах, на основе различных правовых актов, которые определяют характер и содержание этой деятельности. С одной стороны, можно выделить экономическую, социальную, экологическую и другие функции права, что соответствует аналогичным функциям государства. С другой стороны, если в основу классификации положить такой признак, как субъект государственной власти, то можно различать законодательную, исполнительную и судебную функции права[16].
Юридические функции представляют собой направления правового воздействия, которые рассматриваются в рамках самого права. Они выражают юридическое значение права для опосредуемых им общественных отношений и проявляются в юридическом содержании права. С этой точки зрения различаются регулятивная и охранительная функции. Именно они определяют необходимость права как явления общественной жизни, его назначение в обществе[17].
Регулятивная функция направлена на положительное правовое воздействие на общественные отношения. С ее помощью обеспечивается упорядоченность общественных отношений, введение их в определенные рамки в соответствии с потребностями общества. При выполнении данной функции право, с одной стороны, закрепляет господствующие общественные отношения, а с другой, – обеспечивает их развитие. Соответственно этому можно выделить регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую функции.
Главным юридическим средством осуществления статической функции является возложение на лиц пассивных обязанностей воздерживаться от неправомерных действий. В отличие от этого динамическая функция осуществляется путем возложения на лиц активных обязанностей совершать правомерные действия. Иначе говоря, она выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их динамики[18].
Наиболее характерными способами осуществления регулятивной функции права является установление правового статуса граждан, юридических лиц, определение компетенции государственных органов и полномочий должностных лиц, закрепление юридических фактов, связанных с установлением, изменением или прекращением правовых отношений и т. п. Охранительная функция права направлена на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Данная функция имеет целью пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительная функция права выражается в следующем: в определении запретов на совершение противоправных деяний; в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний; в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушение[19].
Таковы основные направления воздействия права на общественные отношения. В них выражается служебная, инструментальная роль права, его социальное назначение и ценность для отдельного человека, общества в целом.
В общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые и полезные для его существования. Социальная ценность является одним из внутренних свойств права и выражается в его способности правильно отражать объективные общественные потребности и способствовать их достижению. Социальная ценность существует именно как возможность и способность права служить целью и средством для удовлетворения социальных потребностей и интересов граждан и общества в целом, и в этом состоит назначение права[20].
Если рассматривать право с той стороны его сущности, которая характеризует право в виде регулятора общественных отношений, то ценность права определяется его способностью обеспечить определенные общественные интересы. С другой стороны, сущность права как общесоциального регулятора общественных отношений, его ценность определяется тем, что в обществе оно играет роль наиболее эффективного регулятора.
Социальная ценность права выражается в следующем: право обладает прежде всего инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. Тем самым право упорядочивает общественные отношения и выступает главным средством государственного управления.
Ценность права заключается в том, что оно воплощает общую, согласованную волю участников общественных отношений. Право способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные лица, так и общество в целом. Его высшая общественная ценность состоит в том, что право оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их общих и частных интересов. Показательно, что право не устраняет частный интерес, не подавляет его, а только согласовывает с общим интересом. При этом ценность права тем выше, чем полнее оно отражает своим содержанием частные интересы.
Ценность права определяется и тем, что оно фиксирует и определяет свободу личности в обществе: право не обозначает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы. Право и свобода неотделимы друг от друга. По своей сущности выступает и как исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, формальная свобода[21].
Ценность права состоит также в его способности выражать идеи справедливости. Право – это нормативно закрепленная и реализованная справедливость. Оно выступает критерием справедливого распределения материальных и иных благ, утверждает равенство всех граждан перед законом.
Как общесоциальный регулятор право выступает единственно возможным цивилизованным средством разрешения проблем международного и межнационального характера, является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия[22].
Таким образом, право — это свод законом и требований, которые регулируют общественную жизнь и взаимоотношения граждан отдельно взятого государства. Право для каждого должно стать незыблемым источником и ориентиром что «можно», а что «нельзя». При выявлении нарушений этих правил, следует определенная ответственность и назначается наказание.
Социальная ценность права определяется, кроме его функций, и той ролью, которую играет право в жизни общества и каждого человека. Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и общества в целом. Социальное назначение права плюрально, и оно отражается в ряде теоретических положений, таких как задача, цель, предназначение, роль, функции, важность, содержание и других, имеющих значительный практический смысл и действенность. Ценность права в общественной жизни может рассматриваться с двух наиболее теоретически и практически значимых позиций: социоцентрированной, в которой анализируются и регулируются социальные отношения между общностями и группами людей конкретного общества, а также многообразные виды их деятельности, раскрывающие место и роль данных социальных субъектов в обществе; человекоцентрированной, которая отражает первостепенную социальную значимость личности, в правовом измерении, аккумулированную в ее социальных правах, свободах и обязанностях. Данные подходы в единстве составляют социальную сферу общества в правовом пространстве как одну из основных структурированных его областей, регулируемых правом.
1.2. Понятие морали как социального регулятора общественных отношений
Каждый из нас чаще или реже слышит такие определения как: мораль, моральное и даже аморальное. Под этими терминами скрывается многое, особенно если копнуть чуть глубже в истоки происхождения этого слова. Мораль — это извечная граница между добром и злом, черным и белым, а также всеми ценностями, накопленными человечеством.
Мораль — это совокупность норм, правил, принципов, являющихся следствием внутреннего убеждения человека или воздействия на него силы общественного мнения[23].
Мораль появилась еще на заре общественных взаимоотношений, когда правовые устои и ответственность еще не были должным образом сформулированы. По сути это кодекс действий, общественных и личных реакций на любые обстоятельства и соглашения. При этом не существует точно прописанных норм морали, стандартная реакция может не соответствовать моральным нормам, принятых в определенных слоях общества[24].
Примером такого поведения может стать тонкости восточной и западной культуры, неизбежные непонимания и конфликты в мировоззрениях. В некоторых культурах было принято, например, оставлять слабых и пожилых людей на произвол судьбы, если обществу грозят лишения и дефицит необходимых продуктов. В Спарте обузой для общества считались не только инвалиды и тяжелораненые, но и даже просто непропорционально сложенные или с неподходящими для норм красоты чертами. Участь таких несчастных известна всем и не может не вызывать негодования в современном обществе. В тоже время на тот момент и в этой местности это считалось неизменным спутником успешного процветания и победы над врагами.
В современном обществе, к счастью, такого уже нет. Вместе с тем по – прежнему определенные группы людей попадают под когорту изгоев. В зависимости от стран и времени это могут быть люди нетрадиционной ориентации, вероисповедания, цвета кожи, происхождения или носители определенных заболеваний.
Моральная культура составляет «срез» культуры в целом, всех сторон и проявлений. Ее можно определить как достигнутый обществом и индивидами уровень человечности, гуманности в отношениях людей. Мораль опирается на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения личности. Моральное или нравственное сознание включает в себя моральные нормы и моральные принципы[25].
Нормы морали — это правила поведения людей в конкретных жизненных ситуациях.
Назначение норм морали — предоставление людям возможности определять степень соответствия своих действий признанным обществом представлениям о добре и зле, справедливости и несправедливости. Эти нормы возникают стихийно, существуют, как правило, в устной форме, отражаясь в сознании людей. Мораль формируется и поддерживается самим обществом, отвечает уровню его развития, тем общественным представлениям, которые сложились исторически и преобладают в обществе. Выполняются моральные нормы только теми людьми, для которых содержащиеся в них правила авторитетны. Итак, процесс реализации этих норм зависит от уровня информированности, развития и воспитания конкретной личности[26].