Файл: Мораль и право как факторы регуляции общественных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право же напротив направлено на отрицательные качества человека, тем самым ориентирует человека на то, чего совершать нельзя, дабы не нарушить состояние общества, в котором царит справедливость, равенство, свобода.

Следующим аспектом соотношения права и морали является то, что мораль не обозначает четких последствий за несоблюдение норм морали.

Необходимое в морали неоднозначно и представляет возможность выбора: «налево пойдёшь – себя потеряешь, направо пойдёшь – коня потеряешь».

Данное обстоятельство подтверждает тот факт, что мораль не только отрицает, а наоборот, предполагает свободу выбора действий субъектом регулируемых отношений. В праве же за несоблюдение норм всегда четко определена юридическая ответственность субъекта правоотношений[40].

Пятым аспектом соотношения права и морали является тот факт, что правила поведения, регулируемые моральными нормами, возникают в процессе повседневной жизнедеятельности человека, из интересов ближайшего круга людей. В праве же правила поведения исходят от государства и направленны на защиту интересов государства, а также соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Шестой аспект заключается в том, что необходимое в морали всеобще и внеситуационно. Быть «чуть-чуть честным» или «благородным на 30 %» невозможно, как невозможно в одной ситуации быть честным, а в другой нет, но сохранять «звание» честного человека. Необходимое в праве конкретно и ситуационно, оно предполагает определённую градацию законности и её зависимость от ситуации. Скажем, убийство с отягчающими признаками и убийство в состоянии аффекта в праве квалифицируются по-разному, с учётом конкретной ситуации[41].

Седьмой аспект включает в себя тот факт, что необходимое в морали индифферентно к выгоде, целесообразности, тогда как должное в праве всегда целесообразно с точки зрения существующего права.

Нецелесообразность в праве – это нарушение права.

Несмотря на то, что нормы морали и права имеют общее происхождение и во многих своих чертах схожи, они также имеют и ряд противоречий, когда моральные принципы не только не созвучны с нормами права, но и жестко им противоречат. Необходимо отметить то, что эти противоречия не являются критичными и не разводят оба вида социальных норм четко в разные стороны. Они возникают в определенные временные периоды и обычно легко преодолимы.

К таким противоречиям можно отнести ситуацию, когда интересы общества не в полной мере совпадают с интересами государства. Тогда государство, как единственный законный создатель норм права, своей деятельностью может противоречить моральным устоям, принятым в данном обществе. В таком случае необходимы изменения в одной из норм, чтобы сбалансировать их существование.


Противоречия могут возникать также в ситуациях, когда государство по каким-либо причинам незначительно копирует нормы права у другого государства. В таком случае при удачном применении заимствованных правовых норм может произойти видоизменение морали данного общества. Или же скопированная норма со временем видоизменится до того вида, который в полной мере будет соответствовать моральным представлениям общества.

Конечно, одним из противоречий у данных социальных норм является различие их структур. Так, правовые нормы государства едины, и не позволяют рассматривать тот или иной поступок с разных сторон. А мораль, неоднородная по своему составу, может иметь различные формы и рассматривать под разным углом одно и то же действие. Исходя из различия моральных представлений в одном обществе может происходить разделение людей на группы, которые будут поддерживать противоположные варианты отношения к событиям, но при этом закон будет рассматривать этот же вопрос руководствуясь единым принципом.

Мораль сама по себе достаточно динамичная и легко изменяемая форма права, она меняется под влиянием развития общества и легко подстраивается под новые условия. А нормы права более консервативны, могут не успевать за развитием общества, что может вызывать достаточно жесткие противоречия[42].

Таким образом, зачастую между правом и моралью могут возникать противоречия. Причины этого явления могут быть различны. Кто-то считает, что причина в экономической жизни, другие – в формальной определенности норм права.

Они отражают диалектику развития правового и нравственного регулирования. Эти противоречия можно преодолеть. Например, путем выработки принципиально новых нравственных принципов или с помощью внесения некоторых корректировок в действующее законодательство.

Ряд правовых норм имеет прямое отношение к охране моральных интересов членов общества. Таковыми являются нормы семейного, гражданского права, о защите интересов воспитания и т.д. Нормы уголовного права устанавливают ответственность за нарушение нравственных интересов граждан.

Закономерность развития этих взаимосвязанных элементов общества: права и морали состоит в том, что единство требований норм морали и права сближает и объединяет их.

Сближение права и нравственности проявляется в переплетении способов воздействия моральных и правовых норм. Так, если повышается роль убеждения и воспитания, то сужается область действия принуждения, в том числе наиболее острой ее формы — уголовного наказания. Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство предусматривает возможность использовании мер общественного воздействия за совершенные впервые нетяжкие преступления. Несмотря на моральные убеждения, нормы мораль обязательны для каждого члена общества. Зачастую данных убеждений недостаточно, и в таком случае органы государственной власти обязаны применять необходимые меры принуждения.


Вывод по главе 3.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что право и мораль являются равноценными регуляторами общественных отношений и нельзя выделить превосходство одного над другим. Для личности юридические обязанности есть не только внешние, но и внутренние, что и обеспечивает их добровольное соблюдение и исполнение. Отличительная особенность необходимого в праве заключается и в том, что императивность и категоричность обязанностей в правовом государстве сочетаются с возможностью их той или иной корректировки с учётом самой личности, сложившейся конкретной ситуации.

В заключение хочется сказать, что нормы права и морали пронизывают нашу повседневную жизнь. Переплетаясь и взаимодействуя они создают некую основу, для дальнейшего развития общества в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Право – это комплекс норм и принципов, установленных государством и выступающих в качестве регулятора отношений в социуме. Формально они служит для закрепления мер свободы, равенства и справедливости с учетом общественных интересов. Реализация этих норм и принципов должна обеспечиваться всеми мерами легального государственного влияния, включая принуждение.

Мораль - это совокупность норм, правил, принципов, являющихся следствием внутреннего убеждения человека или воздействия на него силы общественного мнения.

Мораль - это извечная граница между добром и злом, черным и белым, а также всеми ценностями, накопленными человечеством. Мораль чрезвычайно гибко подстраивается под потребности и настроения основой части общества и требует соблюдение определенного протокола взаимоотношений, даже если отдельный индивид с ней не согласен. С другой стороны, индивидуальная реакция человека может быть вызвана личностными ощущениями и не согласовываться с мнением окружающих. В этом случае, такая реакция может вызвать осуждения и негативную реакцию, но не преследуется наказанием и юридической ответственностью.

Взаимодействие данных понятий представляет собой сложный и многогранный процесс. Право, влияя на мораль, укореняет ее в обществе, и наоборот, под влиянием морали право расширяется, увеличивает свою роль в качестве регулятора общественных отношений.

Как средства социального и нормативного регулирования, право и мораль взаимопроникают и дополняют друг друга. Данные понятия неотделимы, функционируют как единое целое, переплетаются между собой.


Совместно регулируя общественные связи они порождают собой явление морально-правового воздействия. Право и мораль – составные части данного явления. Они не теряются в нем, и не теряют своих индивидуальных качеств, и объединяясь, образуют некую социальную ценность, которая в свою очередь активно влияет на общество в целом.

Между моралью и правом существует единство и взаимосвязь:

- мораль и право выполняют регулирующую функцию в обществе, то есть, направлены на социальные связи человека;

- мораль и право имеют сходные структуры, нормативы и принципы;

- мораль и право должны соответствовать друг другу и утверждать в обществе принципы добра и справедливости;

- мораль и право не должны противостоять друг другу.

В то же время между моралью и правом существуют отличия:

- нормы права — это сумма законов, предписаний, положений, санкционированных государством;

- нормы морали — «санкционированы» только общественным мнением, то есть они формируются в процессе непосредственного общения людей;

- нормы права всегда конкретны и однозначны в толковании (например, «Уголовный кодекс»);

- нормы морали допускают различное толкование и восприятие в зависимости от этнических, религиозных и других особенностей общества;

- нормы права формируют правила поведения в виде прав и обязанностей;

- нормы морали существуют не только в виде прав и обязанностей, но и в виде общих принципов, целей, лозунгов и т. п.;

- нормы права обеспечиваются государственным принуждением;

- нормы морали обеспечиваются привычкой, внутренним убеждением, моральным, общественным влиянием и другими негосударственными методами.

Значительные отличия права и морали позволяют обществу и государству гибко использовать наиболее приемлемые для конкретной ситуации средства в процессе регулирования общественных отношений. Так, например, обязанность уступать место старшим в общественном транспорте носит моральный характер, а обязанность платить за проезд — правовой.

Итак, мораль и право имеют общее предназначение в процессе регулирования общественных отношений и разное воздействие и значение в обеспечении системности общества.

Часто правовые и моральные нормы приходят в противоречия. Характерным примером будет определение наказания за некоторые проступки, например, когда степень вины намного превышает уровень определяемого искупления. С другой стороны, вендетты часто воспринимаются обществом более лояльно, особенно когда совершенно чудовищное с точки зрения морали преступления, а наказание было гуманным и не соответствовало общественному мнению.


Мораль и право — взаимосвязанные понятия, без которых невозможно создать ни одно общество. Для морали характерны более обтекаемые формулировки и больше личностного смысла. Каждый человек может совершенно по-разному воспринимать догмы. На это влияет уровень образования, среда окружения и воспитание.

Право в этом плане менее гибкий механизм. В идеале соблюдение правовых норм требуется от абсолютно каждого гражданина определенного государства. Правовые законы чаще изменяются в зависимости от механизмов регулирования обществом. За несоблюдение правовых норм предполагается определенного наказание, в то время как нарушение морали носит чаще всего общественную оценку.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что мораль и право имеют свои особенности, которые позволяют существенно отграничить их друг от друга. Нельзя не сказать и о том, что понятия морали и права с точки зрения правил формальной логики соотносятся как общее и частное. То есть, мораль предъявляет к человеку более высокие требования, нежели право, она выступает в роли критерия оценки права. А вот право – это некий нравственный минимум морали.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые источники

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

Специальная литература

  1. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие / Отв. ред. Р. В. Шагиева. М. : Инфра-М, 2016.
  2. Ахметгараев И.Р. Функции права: эволюция и модернизация // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 4. С. 85.
  3. Бялт В.С. Право и мораль в системе социального регулирования / В.С. Бялт // Ленинградский юридический журнал. – 2015. – №3. – С. 9–16.
  4. Ваньков А.В. Единство и различия правовых норм и норм морали // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2017. № 3 (9). С. 31-35.
  5. Гриценко В.В. Об основных функциях и методологии науки российского права // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 2. С. 129.
  6. Дзыбова С. Г. К вопросу о значении взаимодействия права и морали для развития правовой системы общества Российская юстиция.-2014. - N 4.-С. 55-56
  7. Иванов А.В. Теория государства и права: учебно-методический комплекс. - Барнаул: АИТиП (филиал) АТиСО, 2015. - С.28-31.
  8. Кант И. Критика практического разума. – М.: Норма, 2013. – С. 39-58.
  9. Карамышева М.С. Технократические идеологии современности, религиозная мораль и нравственность / М.С. Карамышева, А.И. Воронко, Е.Н. Катасонова, И.С. Бакланов // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. – 2015. – №4. – С. 168–173.
  10. Керимов. Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. Монография / Д. А. Керимов. Москва, 2014. (6-е изд.). С.105
  11. Константинова А.В. Реализация функций права // Юристъ - Правоведъ. 2015. № 1. С. 124.
  12. Крутов А.В., Фирюлина А.А. Отличительные особенности права и морали // В сборнике: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА БУДУЩЕЕ НАУКИ сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2016. С. 152-154.
  13. Кузьмин Ю.А. Мораль и право (философский аспект) // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 57. С. 353-357.
  14. Лановая Г.М. Различия права и морали: ценностный аспект // История государства и права. 2016. № 15. С. 33-37.
  15. Макарова Н.А. Об особенностях классификации функций современного российского права // Юристъ - Правоведъ. 2014. № 6. С. 103.
  16. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права : учебник, - 2015. - с. 150- 154.
  17. Мелешко Е.Д. Мораль и право как социокультурные регуляции // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2014. – № 2. – С. 45 – 47.
  18. Новиков М.В. Понятие функций права как отражение его сущности на различных этапах развития общества // Вестник Владимирского юридического института. 2014. № 2. С. 182.
  19. Палазян А.С. Характеристика функций права в системе категорий диалектики // История государства и права. 2014. № 6. С. 4.
  20. Рассолов М.М. Теория государства и права. Учебник. Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.)
  21. Сигалов К.Е. Право и история: методологические функции исторической науки // История государства и права. 2014. № 7. С. 23.
  22. Сорокин В.В. Понятие и сущность права в духовной культуре России: Монография.-М.:Проспект, 2007.С.128-192.
  23. Теория государства и права. Ларина О.Г., Ламанов Е.Н., Шевцов А.Л., Чапчиков С.Ю., Емельянов А.С. Курск, 2015.
  24. Теория государства и права: конспект лекций в схемах: [пособие для подгот. к экзаменам/ ред.-сост. В. П. Водопьянов].-М.: А-Приор, 2014.-С.189-198.
  25. Теория государства и права / Под. ред. С.С. Алексеева.- М.: Норма, 2015. -С.56-60.
  26. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н. И. Матузова А. В. Малько.-2-е изд.,перераб. и доп. М.: Юристъ, 2014. –С.320-345.
  27. Фатхутдинова А.М. Общие и различные свойства морали и права // Инвалиды и общество. 2016. № 1 (19). С. 62-69.
  28. Фатхутдинова А. М. Проблемы соотношения государства и нравственности // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015. № 2 (37). С. 58–61.
  29. Фролова Е. А. Право и мораль (критическая философия права и современность).-2013. - N 1.-С. 13-23.
  30. Шевель В.А. Проблемы выработки понятия функций права // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 3. С.11.