Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие, история, элементы системы менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Управление современной компании невозможно осуществлять без учета основных функции в системе менеджмента. Система менеджмента определяет лицо компании, и, наоборот, компания определяет культуру. За рубежом комплексный подход к системе менеджмента стали внедрять с 1980-х годов, в России же десятилетия позже. Однако в настоящий момент становится актуальной для российских компаний, так как многие руководители стремятся повысить эффективность работы подчиненных новыми методами, для завоевания лидерства на рынках как российских, так и зарубежных.

В связи с этим особую актуальность приобретает проведение диагностики системы менеджмента в IT компании, которая позволит оценить текущее и желаемое состояние компании. В дальнейшем на основании полученных результатов можно будет выявить основные проблемы системы менеджмента и предложить рекомендации по их устранению.

Теоретической основой работы стал анализ отечественных и зарубежных моделей системы менеджмента В.А Спивака, Э. Шейна, В. Сате, М.К. де Врие и Д. Миллер, Ким Камерон и Роберт Куинн. Работы в области изучения эффективности системы менеджмента : Т. Дилл и А. Кеннеди, Д. Майстер.

Объектом исследования является компания ООО «KFC».

Предметом исследования выступает система менеджмента ООО «KFC».

Целью работы является исследование роли c система менеджмента деятельности предприятия и ее влияния на создание продуктивной и творческой атмосферы в компаниях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Изучить понятие, историю, элементы системы менеджмента.

2) Рассмотреть факторы, оказывающие влияние на систему менеджмента.

3) Провести диагностику системы менеджмента в компании «KFC»

4) Разработать рекомендации по управлению и совершенствованию системы менеджмента.

Проблема исследования заключается в полярном восприятии системы менеджмента на уровне управления и на уровне подчиненных. В то время как руководитель уверен в том, что система менеджмента, которую он транслирует, позитивно воспринимается подчиненными, они формируют собственную систему, отличную от системы руководителя. «Столкновение» двух систем приводит к негативным реакциям как со стороны руководителя, так и со стороны подчиненных.

Подчиненные считают руководителя жестким и невнимательным к их нуждам, руководитель считает подчиненных праздными и неэффективными.

В данной работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования); эмпирические (анкетирование, интервьюирование, наблюдение); методы математической статистики и обработки результатов исследования на основе сравнительного количественного и качественного анализа.


Структура работы включает в себя введение, три главы основного исследования, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы формирования и развития системы менеджмента

1.1 Понятие, история, элементы системы менеджмента

На сегодняшний день системы менеджмента является одной из важнейших составляющих успеха компании. Меняется концепция менеджмента, все больше изучаются явления и действия, которые оказывают неочевидное, но ощутимое воздействие на уровень прибыли предприятия. Несмотря на то, что понятие корпоративной культуры сравнительно новое, сама по себе она зародилась очень давно[1].

Впервые термин «система менеджмента» был сформулирован и применен немецким фельдмаршалом Мольтке в XIX веке, который использовал его для определения неформальных, но важных нюансов общения и отношений в высших чинах армии[2].

Одним из самых ярких примеров элементов системы менеджмента, не прописанной в уставе, является дуэль.

Система менеджмента формируется под воздействием людей, которые работают в компании, к тому же именно сама культура определяет поведение людей, и их взаимодействие друг с другом культура в компании помогает осознать свое место в обществе. Система менеджмента представляет собой сложный и многогранный феномен со сложной системой связей между его структурными элементами[3].

Ниже на рисунке 1 представлена временная шкала вкладов в систему менеджмента[4].

Рисунок 1. Временная шкала вкладов

При всем разнообразии определений и трактовок системы менеджмента, существует взаимосвязь, которая их объединяет[5]:

1) Многие авторы ссылаются в основном на поведение и действия людей в организации. Поведение и действия людей, прежде всего, связаны с восприятием окружающей среды и ее переменных.

2) Каждый сотрудник придерживается определенных ценностей и идеалов и это является одной из категорий, которую включают авторы в свои определения системы менеджмента. Ценности определяют главное и отбрасывают ненужное.


3) Символика является важным атрибутом понятия система менеджмента, ведь с помощью символики передаются ценностные ориентации для сотрудников.

Некоторые отличительные особенности, определявшие правила поведения, как писанные, так и неписанные, сформировались внутри особых социальных групп и сообществ еще во времена средневековых гильдий, причем зачастую нарушение этих правил могло караться исключением их членов из сообществ, а подчас и более жесткими мерами. Кроме того, различные объединения лиц часто имели общие внешние атрибуты. Как правило, они выражались элементами одежды, оружием, аксессуарами, особой символикой, манерами в поведении, которые выделяли их принадлежность к своему сообществу[6].

Принципы, формирующие систему менеджмента высокого уровня: высокий уровень материальных и духовных ценностей организации; системный подход, взаимосвязанность и дополнение компонентов системы друг другом, гармоничное развитие; использование современных достижений научно-технического прогресса; преобладание человеческих ресурсов над остальными, наибольшее внимание уделяется социальным и психологическим взаимодействиям внутри коллектива, личность сотрудника и его интересы как основные ценности для предприятия; отношения с субъектами как внутренней, так и внешней среды, основанные на взаимном доверии и желании дать друг другу что-то новое от сотрудничества, передать полезные навыки, информацию, компетенцию, получение большего количества данных о субъектах взаимодействия для лучшего взаимного понимания[7].

В последнее время интерес к системе менеджмента растет в геометрической прогрессии. На первый план вышла, конечно же, зарубежная литература, которая обратилась к этому феномену гораздо раньше отечественной. Однако и в современной российской науке уже появилось огромное множество понятий система менеджмента[8].

В силу своей функциональной специфики, система менеджмента выступает как инструмент управления кадрами компании. Кроме непосредственного влияния на поведение и отношения сотрудников через систему ценностей, норм, символов, система влияет на персонал посредством оказания влияния на другие элементы управления персоналом[9].

Наличие стройной системы ценностей и норм поведения позволяет организации создать единый вектор движения и развития компании её сотрудников. Впрочем, грамотно внедрённая система менеджмента позволяет не только улучшить процесс внутренней коммуникации, но и обеспечивает лояльность сотрудников, помогает поддерживать командный дух коллектива, от которого порой зависит безопасность компании.


В таблице 1 представлены виды систем менеджмента по преобладающему стилю управления[10].

Виды системы менеджмента

Вид корпоративной культуры

Описание

Преимущества

Недостатки

Авторитарная

Централизация власти, строгая служебная иерархия, тотальный контроль над сотрудниками. Мнение коллектива не учитывается. Решения принимаются руководителем единолично или в узком кругу ближайших сподвижников

Руководитель может контролировать все участки работы. Четкая дисциплина. Может быть эффективна в условиях антикризисного управления и в переходный период. Не рекомендуется для постоянного использования.

Негативно влияет на морально-психологический климат в коллективе. Ведет к снижению инициативы и личной ответственности сотрудников. Отсутствие обратной связи в отношениях подчиненный-начальник.

Либеральная

Руководство организации не принимает активного участия в управлении коллективом. При решении возникающих проблем и конфликтов занимает нейтральную позицию.

Отсутствие жесткого контроля открывает возможности для самореализации сотрудников. Может функционировать в творческих коллективах при условии наличия у сотрудников высокого уровня самодисциплины.

При отсутствии самодисциплины сотрудников приводит к их деморализации и срыву работы всей организации.

Демократическая

Рациональное распределение обязанностей между всеми членами коллектива. Делегирование полномочий, коллегиальное принятие ключевых решений, наличие двухсторонней обратной связи

Способствует формированию благоприятного психологического климата в коллективе, повышает лояльность и личную ответственность сотрудников. Целесообразна в периоды стабильного развития.

Может вызвать затруднения при принятии решений с случае большой разобщенности взглядов сотрудников на определенные вопросы. При недостаточном авторитете руководителя может привести к саботированию его решений[11].

Процесс менеджмента - это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально - экономической системы. Это психологическое поле сформировано ценностными установками руководителя, часть из которых является базой для выстраивания политики организации. Основанием для формирования системы менеджмента определенного типа является не прописанная миссия и философия компании, а реальное ежедневное поведение топ-менеджмента организации.


Для сотрудников компании поведение руководителя определяет осознание себя и своего места в компании, отношение ко времени, риску, деньгам, лояльность к компании и мотивацию к работе и личной инициативе. Все это является проявлениями системы менеджмента, по которым можно определить ее тип[12].

1.2. Факторы, оказывающие влияние на развитие системы менеджмента

На развитие системы менеджмента оказывает влияние множество факторов, однако их можно классифицировать, разбив на 3 группы[13]:

1. Личностно-поведенческие. Факторы этой группы относятся к индивидуальным особенностям и характеристикам сотрудников фирмы, как руководителя, так и подчиненных. Они оказывают непосредственное влияние на формирование системы ценностей внутри компании, а также на проявления системы менеджмента предприятия во внешней сфере.

К личностно-поведенческим факторам можно отнести[14]:

А) Управленческие ценности – основные аспекты деятельности фирмы, на которые компания обращает внимание в первую очередь. К примеру, это может быть получение прибыли, удовлетворение запроса клиента, качество продукта, личность сотрудника и его условия работы. На их основе выстраивается система мотивации в компании.

Б) Индивидуальные личные и профессиональные особенности сотрудников Данный фактор оказывает огромное влияние на внутрикорпоративное общение. К примеру, система менеджмента очень сильно зависит от среднего возраста сотрудников, их мировоззрения, хобби, интересов, уровня профессионального развития. На основе этих особенностей распределяются роли и положения в фирме, складывается культура общения.

В) Личные и профессиональные особенности лидера – как лидер компании, руководитель зачастую является объектом для подражания сотрудников. Поэтому ему необходимо серьезно относиться к своей работе, быть в курсе всех событий, происходящих как внутри компании, так и снаружи.

Необязательный, но очень важный параметр – наличие у руководителя хотя бы базовых профессиональных навыков, которые есть у его подчиненных. Так он может поддержать беседу, высказать мнение по проблеме, возникшей в ходе работы, дать подчиненному консультацию. Такой подход вызывает укрепление доверия со стороны сотрудников – они чувствуют, что руководителю фирмы не чужда их область деятельности, и он понимает, как она устроена. Также важно умение руководителя выслушать своего сотрудника, войти в его положение, дать совет, поддержать в необходимый момент[15].