Файл: История развития менеджмента (Основные этапы и значение изучения истории становления менеджмента, современный российский менеджмент).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время, исследование операций и научных методов управления не является самостоятельно научной дисциплиной, скорее оно выполняет роль науки в сфере управления.

Специалист по исследованиям операций и научных методов управления не должен в тонкостях знать все законы, управляющие природными явлениями, но в то же время, он обязан уметь применять достижения всех научных дисциплин, способных помочь идентификации модели [3].

Теорию «X» и теорию «Y» предложил Дуглас Макгрегор, который рассматривал мотивацию человека с двух противоположных сторон [7].

Теория «X», по мнению автора, допускает, что большинство людей не заинтересованы в ответственности и что люди работают либо только из-за денег, либо из страха перед некими угрозами. Создав теорию «X», МакГрегор пришёл к выводу, что такое понимание человеческой природы не соответствует действительности, а менеджмент, построенных на этом подходе не отвечает современным потребностям. Таким образом, была создана теория «Y», основным постулатом которой является то, что люди не ленивы и не безответственны. Люди могут быть самоуправляемыми и творческими в работе при правильной мотивации. Следует особо подчеркнуть, что теория «X» и теория «Y» не являются взаимоисключающими противоположностями. Классический менеджмент основывается на первой из них, а вторая – более реалистична и полна.

Предположения теории «У» сводятся к тому, что нет врождённой неприязни к труду, внешний контроль и санкции – не единственный и не самый эффективный способ контроля (мотивации), большинство работников способны проявлять изобретательность и что, наконец, потенциал интеллекта «среднего» индивида используется далеко не полностью.

Наиболее известный основоположник теории менеджмента является Абрахама Масло, который пришёл к результату о существующей иерархией потребностей, в основе которой лежат физиологические потребности, на которые опираются потребности в безопасности, принадлежности, самоуважения и самоактуализации.

Исследования выше перечисленных авторов способствовали возникновению в 60-ые годы особой управленческой функции «управление персоналом».

Теория Маслоу была послужила основой для многих моделей мотивации труда, в том числе, поведенческих подходов (бихевиоризма).

Эта одна из областей гуманистического менеджмента предполагает использование научных методов для изучения поведения людей. Корни подхода уходят в психологию, социологию, экономику. Главная задача бихевиоризма – идентификация и анализ движущих мотивов поведения, взаимодействие работника с другими людьми в организационной среде.


В 1970-80-ые годы число разновидностей бихевиористских теорий начало значительно расти, что во многом было связано с ростом значения человеческого фактора и усилением конкуренции. Появление нового направления было прямо связано с переходом от экстенсивных к интенсивным методам управления производством.

Считаем целесообразным обратить внимание на количественную школу науки управления, которая сформировалась в 50-ые годы XX в. которая действует и процветает по сей день. Именно данная школа при помощи разработке и применению моделей, в дальнейшем привела к расширению знания сложных проблем в управлении.

Широко использованы количественные методы в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях. Интерактивное планирование основывается на идее о том, что основные препятствия проведению изменений «скрываются» не в общем контексте проблемы, а в сознании членов организации. Но эти препятствия нередко оказываются не более чем предположениями. Интерактивное планирование представляет собой методологию, которая способствует внедрению предшествующих идей в реальный мир. Впервые его основные положения были изложены Акоффом [1] и Расселом [3]. Предлагаемый метод включает в себя пяти этапов: формулировка «мешанины»; планирование целей; планирование используемых средств; планирование ресурсов; разработка способов внедрения и контроля.

В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», во-первых, и используются системный и ситуационный анализ с применением математических методов и ЭВМ («РС»), во-вторых [2, 15].

В школе науки было создано большое число правил, принципов, подходов. По мнению ученых, введение новых методов менеджмента показывает влечение организаций к завоеванию высоких результатов, усиления социальных начал, росту постиндустриальных элементов жизнедеятельности фирм – информационных, безотходных, космических, биологических технологий, расширение и усложнение правовой базы, новых форм конкуренции, типов послепродажного обслуживания и т.д. Назовем лишь некоторые новые эффективные подходы: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация (конгломераты), теория Z, бюджетирование (с нулевой базой), кружки качества, портфельный менеджмент.

Кроме процессного подхода в конце 60-ых – 70-ых годов широко стали применяться системный и ситуационный - 80-ые 90-ые годы подходы.

Системный подход рассматривает процессы и явления в виде совокупных целостных элементов, структур, которые управляют ими. Системы имеют иерархичность, горизонтальные и вертикальные связи, системы имеют определенные функции, центростремительные и центробежные тенденции, обратные связи (помимо прямых), экзогенные и эндогенные факторы развития. Системы делятся на закрытые, функционирующие изолированно (независимо) от внешней среды, и открытые – связанные с метасистемой, внешним воздействием. Простые и сложные системы различаются деревом целей.


Системный подход в 60-70-е гг. становится универсальной идеологией менеджмента, а системный анализ – общепризнанным инструментарием.

Использование теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию (фирму) в единстве составляющих ее частей и их разновременной динамики. Методология системности помогла интегрировать вклад всех школ, в разное время доминировавших в теории и практике управления, не противопоставляя, а дополняя и пополняя известные управленческие новации.

Ситуационный или кейзовый подход (кейз-ситуация) является и способом мышления, и набором конкретных действий. Разработанный в Гарвардской школе бизнеса (США) этот подход направлен на выработку ситуационного мышления и непосредственное использование полученных теоретических знаний, ведёт к анализу реальных ситуаций и принятию типологичных решений.

В отличие от других подходов, Ситуационный подход практикуют в нестандартных ситуациях, неопределенности, неожиданности реакции окружающей среды.

Данный подход развивает у менеджеров такие качества,как: гибкость, предвидение, умение принять запрограммированные решения в нестандартных ситуациях, быть оригинальными в достижении целей. Это управление антикризисного типа, массовых расстройств типичного хода процесса, катаклизмов и т.п. Однако он довольно позже пришел в «жизнь менеджмента». Учет ситуаций очень важен и при сравнении стилей управленческой культуры в различных странах. В описываемый период появились заметные различия и в национальных (страновых) подходах.

Наиболее ярко это видно при сравнении американской, японской и европейской традиции.

В конце XX века, на рубеже 90-ых годов, в развитии менеджмента просматриваются следующие тенденции:

1. Усиление научно-технического прогресса для достижения целей компании, доминирования качества продукции среди конкурентов, усложнения места и роли предложения (сэплайсайдеры) в экономике – произошел как бы возврат (на новом историческом уровне) к проблемам производства, осознании значения материально-технической базы современного производства.

2. Усиление внимания к различным формам демократизации управленческих функций, участие рядовых работников в управлении, в прибылях.

3. Возрастание влияния международных внешних условий, интернационализация управления. Возникает проблема «стыковки» местного (национального) и международного типов управления, пределов универсальности методов менеджмента, учет неустранимых национальных стилей менеджмента.


В 1987 г. были введены в действие пять международных стандартов ИСО (МС ИСО 9000, МС ИСО 9001, МС ИСО 9002, МС ИСО 9003 и МС ИСО 9004) на системы качества [5].

Вместе с ранее выпущенным терминологическим стандартом ИСО 8402 они образовали основополагающий комплекс международных стандартов по качеству, охватывающий практически все возможные области применения.

Разработчиками стандартов были проанализированы существующие в различных странах национальные и ведомственные организационные документы по управлению качеством и обеспечению качества.

Одним из направлений поиска является выведение общих принципов повеления сложных систем с помощью синергетической методологии, которая включает в себя принципы нелинейности, бифуркации и самоорганизации, не замкнутость экономических систем, неравновесность экономических процессов, не единственность экономических эволюций (управленческих решений). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент».

В качестве одного из ярких примеров синергизма, подчеркивающих универсальность принципов эволюции, можно привести факт возникновения дополнительной стоимости, которая появляется в результате слияния (объединения) двух и более фирм. Возникает кооперативный экономический эффект. Синергизм непредсказуем, поэтому слияние получается более проблемным, чем обычные инвестиции и инновации. Возьмем принцип самоорганизации и рассмотрим в качестве другого примера следующее положение: имеет место все более осознаваемое стремление предприятий обеспечить многообразие реакций («смотреть и в зеркало, и в окно»), адекватное многообразию внешних воздействий, при которых организация сможет проводить осознанную стратегию достижения целей.

Рост же внутренней энергетики обеспечивается использованием положительного эффекта масштаба и внутренней взаимосвязью видов деятельности, за счет чего снижаются затраты ресурсов на обеспечение внешней стратегии.

Гейтс замечает в своей книге, если в 80-ые годы все решало качество, а в 90-ые – реинжиниринг бизнеса то ключевая концепция нынешнего десятилетия – скорость [6].

Здесь и скорость изменения характера бизнеса, здесь и вопросы оперативности управления бизнес-процессами, здесь и динамика изменения образа жизни потребителей и их запросов под влиянием все большей доступности информации. Скорость роста качества продукции и скорость совершенствования бизнес-процессов будут намного выше, а при достаточно большом значении этих показателей произойдет изменение характера самого бизнеса. Если организация, выпускающая или распространяющая продукцию, способна реагировать на рыночную ситуацию быстро и незамедлительно, то она уже становится компанией, занимающейся услугами по предложению этой продукции.


В настоящий момент можно выделить 9 этапов в развитии менеджмента: I этап - связан с учением Ф. Тейлора в книге «Принципы научного управления». В ней он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Повышение эффективности деятельности – научный подход к организации производства.

II этап - появилась классическая (административная) школа управления, родоначальником который стал А. Файоль. Он впервые предложил новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения. Повышение эффективности деятельности – выделение базовых функций управление и их успешная реализация.

III этап - «неоклассический», нарождается и начинает развиваться школа «человеческих отношений», развитие которой связано с именем ученого Э. Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений. Повышение эффективности деятельности – развитие человеческих взаимоотношений в процессе организации производства.

IV этап - относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления. Повышение эффективности деятельности – социальный подход к управлению.

V этап управленческой мысли развивается в 1970 – 1980 гг., происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Повышение эффективности деятельности – использование экономико-математических методов в управлении.

VI этап - можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Повышение эффективности деятельности – системный подход к управлению.

VII этап относится к 80-м гг. ХХ века, которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры", как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами. Повышение эффективности деятельности – рационализация организационных структур управления.

VIII этап - относится к 90-м гг. ХХ века. На этом этапе просматриваются три основы повышения эффективности: