Файл: История развития менеджмента (Основные этапы и значение изучения истории становления менеджмента, современный российский менеджмент).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
- акцент на материально-технической базе производства;
- усиление внимания к организационной культуре и к различным формам демократизации управления;
- локомотив развития – конкурентная борьба.
IX этап - наше время. Этот период движения менеджмента связан с управлением в условиях рынка. Он обеспечивает ориентацию компании на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме прибыль.
По нашему мнению, для современного менеджмента характерны:
1. Непрерывное стремление к повышению эффективности производства и бизнеса в целом;
2. Предоставление широкой хозяйственной самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решения;
3. Постоянная корректировка целей и программ в зависимости от динамики развития рынка, изменений внешней среды;
4. Ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности фирмы;
5. Использование современной информационной базы при принятии управленческих решений;
6. Изменение функции планирования - от текущего к перспективному;
7. Проведение детального экономического анализа каждого управленческого решения;
8. Способность разумно рисковать и управлять риском.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии. Это явление представляет собой четкое доказательство существования там практики управления. Параллельно с развитием теорий и школ управления в менеджменте, огромную роль в практике управления, играют модели менеджмента.
2.2. Значение изучения истории становления менеджмента, современный российский менеджмент
В современном мире, традиционно, выделают три модели менеджмента Американская, Японская и Европейская. По нашему мнению, для современного этапа развитие менеджмента, необходимо, выделить еще одну, четвертую Российскую модель менеджмента.
В России пока существует только около 55 программ МВА и около 100 факультетов, ведущих подготовку менеджеров.
Ежегодно получают дипломы примерно только 5 тыс. магистров МВА и примерно 15 тыс. – дипломы менеджеров. Между тем потребность в менеджерах в РФ определяется цифрой 100 тыс.
В связи с этим, анализ опыта подготовки менеджеров в технических университетах, имеет большое значение, и говорит о том, что специалисты с хорошим техническим образованием, которые получили знания области менеджмента имеют неплохие результаты в предпринимательской деятельности – тогда, когда «бизнес-составляющая» учебных программ становится одним из приоритетных направлений развития учебного процесса в техническом университете.
Балтийский государственный технический университет («Военмех») начал подготовку специалистов по программам бизнес- образования одним из первых в России. [4, с.12]
Необходимо было изменить учебный процесс таким образом, что бы выпускники вуза адаптировались к быстрым изменениям условий рынка и имели необходимые экономические знания по организации бизнеса.
Для решения таких задач в области организации и политики образования в Балтийском государственном техническом университете (БГТУ) в 1992 году был создан факультет международного промышленного менеджмента. В учебных программах факультета были предусмотрены: развитие подготовки по бизнес-управлению и проблемам организации бизнеса, взаимный, в том числе международный, обмен профессорско-преподавательским составом и студентами, стажировки, проведение международных конференций.
Совместно со Школой бизнеса университета (SIB) норвежского города Буде с 1992 года началось обучение студентов по двухгодичной программе, дающей квалификацию «Master of Business Administration and Engineering» (MBAE). [13,с.31]
Программа была создана для формирования на базе инженерной подготовки управленческого образования, органически встроенного в учебный процесс в университете.
Цель – повышение компетенции студентов, получающих экономические и технические знания (в том числе с помощью зарубежных преподавателей); овладение ими знаниями во многих областях, необходимых для успешной работы в условиях рыночной экономики; повышения уровня квалификации преподавателей БГТУ до уровня, сопоставимого с уровнем педагогического персонала SIB; создание системы контактов между БГТУ и SIB, с одной стороны, и представителями бизнеса – с другой.
При этом норвежская сторона методически обеспечивает учебный процесс, предоставляет основную и дополнительную литературу на английском языке.
В течение первых трех лет студенты занимаются по учебному плану в соответствии с российским государственным образовательным стандартом по специальности «Менеджмент». Затем в течение четвертого и пятого года обучения в университете в учебный процесс дополнительно встраивается блок из семи дисциплин на английском языке: финансовый учет, экономика, маркетинг и предпринимательство, управленческий учет, финансовый менеджмент, международный маркетинг. (Дополнительная учебная нагрузка студентов с учетом самостоятельной подготовки составляет 12 – 16 часов в неделю.) [11]
Основная идея программы – организация конкурентоспособного, признанного и за рубежом инженерно-экономико-управленческого образования, которое позволило бы удовлетворить спрос как российских, так и зарубежных предприятий, работающих в России, на специалистов с данной профессиональной подготовкой.
Каждый год 10 лучших студентов- четверокурсников направляются для продолжения учебы в Норвегию и по окончании учебы получают европейский диплом магистра.
За 15 лет в БГТУ подготовлено свыше 400 таких специалистов.
Особенностью обучения на факультете международного промышленного менеджмента БГТУ являются: и очень большой объем лингвистической подготовки (два иностранных языка); и фундаментальная подготовка по маркетингу, экономике, менеджменту; и подготовка по дисциплинам технического цикла, позволяющая более профессионально заниматься менеджментом на промышленных предприятиях.
На протяжении многих лет на вступительных экзаменах на факультете – высокий и устойчивый конкурс; проходной балл по трем предметам – 15. Среди экзаменов – письменный экзамен по иностранному языку.
Опыт факультета в подготовке специалистов в области бизнес-образования позволил сделать следующий шаг в этом направлении.
10 лет назад в университете был создан Институт международного бизнеса и коммуникации (ИМБК). Это подразделение БГТУ – аналог бизнес-школ при ведущих университетах мира.
С помощью норвежской стороны был оборудован специальный учебный класс. Процесс подготовки будущих менеджеров обеспечен зарубежной литературой по бизнес- управлению. Появились первые совместные научные работы преподавателей БГТУ и Университета г. Буде.
Совместная подготовка специалистов по международному промышленному менеджменту признана норвежским правительством лучшей российско-норвежской образовательной программой. [11]
Подготовлены и выполняются и другие программы международного сотрудничества в сфере образования. В 2006 году началась реализация научно-образовательного проекта «БГТУ-FESTO» с участием германской стороны по специальности «Мехатроника» с использованием современной учебной лабораторной базы FESTO. Учебная программа, помимо изучения инженерных дисциплин, предусматривает овладение двумя иностранными языками и серьезную подготовку по экономико-управленческим вопросам.
Вместе с тем, на протяжении уже восьми лет в БГТУ по программам МВА повышают квалификацию менеджеры среднего и высшего звена управления. Это также международный проект, который в 1999 году получил статус государственной программы.
В 2005 году была открыта и аспирантура для защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по бизнес- управлению и международной степени Ph.D («доктор философии»), соответствующей российской степени кандидата наук. [3]
Использование практики организации международного образования позволило университету сохранить его кадровый потенциал и привлечь новый контингент квалифицированных преподавателей. Учебные программы, сочетающие инженерно-техническое образование и экономические дисциплины, остановили и отток абитуриентов, начавшийся в 90-е годы в связи с падением престижа технических специальностей.
Международное сотрудничество в подготовке менеджеров продолжает развиваться.
В 2006 году Балтийский государственный технический университет приступил к реализации контракта с Норвежской ассоциацией судовладельцев (NSA). Контракт предусматривает не только организацию учебного процесса, но и трудоустройство (после полугодового обучения) на норвежских и совместных российско-норвежских предприятиях. БГТУ выбран в качестве партнера с учетом пятнадцатилетнего опыта успешного сотрудничества с университетом города Буде. [11,с.26]
Стоит отметить, что в данном случае вступительный экзамен проводится на английском языке в форме компьютерного те ста, определяющего интеллектуальные способности будущего специалиста.
В то же время весь процесс обучения ведется только российской стороной. Участие норвежской стороны ограничивается рекомендациями по программе обучения.
В дальнейшем предполагается набирать на каждый курс пятьдесят человек. Выпускникам будет предложено трудоустройство в компаниях, связанных с добычей и транспортировкой нефти и газа, а также с морскими перевозками. Норвегия испытывает нехватку квалифицированных инженеров, а репутация российской высшей школы в области подготовки специалистов ею высоко оценивается.
С целью подготовки современных менеджеров в августе 2007 года подписаны совместные учебные планы и по специальности «Аэрокосмический менеджмент» с тем же университетом города Буде в Норвегии.
Разрабатываются также образовательные проекты с участием шведского института космической физики, имеющего большой опыт в подготовке магистров по космическим технологиям.
1. Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку.
Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо.
2. Посредством постепенного развития менеджмента, усилилась значимость и улучшилась отношение к самому понятию менеджер.
Колоссально изменилось количество и качество его задач. Такие понятия как ответственность, организованность, инициативность и прочее просто сливаются воедино с понятием менеджер.
3. Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления
4. Менеджмент олицетворяет культуру каждой национальности.
Методы и модели решения, контроль и планирование, организованность, системность и структурность менеджмента, раскрывает полностью традиции, обычая, моральные и нравственные качества людей в конкретной страны.
5. Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возникновение управления как такового связано с необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, не зависимо от сферы, в которой этот труд осуществлялся - военной, строительной и пр. Функция управления этим трудом реализовалась в основном представителями власти - государственной, военной, религиозной.
Появление и оформление управления как области научных исследований было:
- во-первых, ответом на потребности большого бизнеса в профессиональном управлении.
- во-вторых, этому способствовала открывшаяся возможность воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции.