Файл: Представительная и непосредственная демократия как форма осуществления государственной власти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 788

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отсюда возникает необходимость введения процедуры делегирования власти, т.е. передачи определенными группами населения своих властных полномочий какому-то конкретному их представителю. Реализация народного суверенитета через выбранных представителей – что было, кстати говоря, абсолютно неприемлемым в глазах древнего афинянина или Жан – Жака Руссо – превратилось в необходимое и обязательное условие практического осуществления демократических процедур.

Прямое демократическое правление путем непосредственного волеизъявления граждан осталось в античном прошлом за исключением не часто встречающейся в нынешних условиях практики проведения плебисцитов или референдумов. Кроме того, в процессе исторического развития произошла диверсификация самого демоса, который распался на отдельные группы интересов, возникшие на основе экономических, этнических социальных, профессиональных и иных различий. Первоначальная античная гомогенность (хотя бы в идеале) относительно немногочисленного демоса, объединенного территорией города, общим языком, религией, расой, историей и т.д. становится в последние столетия практически невозможной.

В XX веке утверждается принципиально новый момент в понимании демократии – представление о том, что она не ведет и не должна вести к единомыслию и всеобщему согласию. Напротив, предполагается и признается неизбежность и естественность политических разногласий, трений, противоречий и конфликтов. Из этого вытекает организационный и идеологический плюрализм современной демократии, означающий легальное и легитимное существование ее в рамках разнообразных автономных друг от друга и от государства ассоциаций, преследующих различные, подчас противоречащие друг другу цели и интересы[6].

Суть современной плюралистической демократии – в признании этих различий не только реальным, но и естественным, не подлежащими нивелированию. В наше время понятие демократия расширилось и стало включать не только нормативные определения как системы политического правления и ее характеристики (от всенародности до форм участия граждан в самоуправлении), но и также мировоззренческие подходы к отношениям между людьми, этнические, философские и иные основания человеческого существования в условиях современности.

Вместе с тем идеалы демократии остались фактически такими же, как в VI веке до н.э., за исключением одного – сейчас гораздо больше ценится отдельная личность, ее мнение и интересы, политическая активность. Подобный подход, во многом опирающийся на ценностное отношение к человеку, побудил современных политологов отличать демократию в широком, даже идеальном смысле от ее собственно политического, преимущественно институционального базиса. В последнем случае сторонники эмпирической демократической теории рассматривают обширнейший набор факторов, способствующих установлению более стабильных форм демократического правления на всей планете. Правда, в последнее время ученые опять все чаще признают, что демократия – это понятие, которое в современности, несмотря на массу исследований, решительно не поддается четкому научному определению.


Вместе с тем одна из самых популярных в мировой политологии дефиниций современной демократии – полиархия. Это не система власти, которая воплощает в себе демократические идеалы во всей их полноте, но правление, в достаточной степени приближающееся к таким идеалам. Наиболее последовательно различение идеалов и институционального оформления демократии проводит Роберт Даль которого с общего согласия политологи именуют патриархом исследований плюралистических моделей. Он предложил использовать для обозначения институциональных решений фактически реконструированное им понятие полиархии.

Эллины слово «полиархия» воспринимали преимущественно в негативном смысле – как разброд в стране властвующих, рассогласованность правления. В контексте же современности это понятие, напротив, подчеркивает политический плюразизм и способность институтов нынешней демократии обеспечивать взаимодействие и координацию интересов индивидов и групп утраты их самостоятельности и принципиального равенства.

Таким образом, изучив теоретические аспекты демократии, можно заключить, что, демократия представляет собой народовластие – одна из основных форм правления, политической и социальной организации общества, государства и власти, политический режим, развивается и прогрессирует в истории, конечно связанными с республиканской формой государства.

Общепризнанно, что демократический режим представляет собой состояние политической жизни социума, при котором государственная власть организуется на базе принципов широкого и реального участия его населения, их общественных объединений в образовании государственной политики, формировании и функционировании государственных органов, исполнении и гарантии прав и свобод личности. В научной литературе отмечается о наличии различных характеристик свыше 400 подходов демократии. Однако сам термин демократия все еще остается расплывчатым. Да и в реальной жизни иногда очень трудно проследить истинность демократического строя. Поэтому западные политологи ввели понятие «либеральная демократия» и разработали множество теоретических концепций демократии, где особое внимание уделяют ее моделям. Неудивительно поэтому, что на протяжении свыше двух с половиной тысячелетий с возникновения понятия демократия и становления первых демократических процедур и практик мы сталкиваемся с целым расходящимся веером как различных идей и концепций демократии, так и попыток предотвратить их в жизнь[7].


Изначально понятие демократии оказалось противопоставленным власти одного (монархии или тирании) и власти немногих (аристократии или олигархии). Но их кого состоялся демос? Все ли жители афинского полиса входили в его состав? Отнюдь. В действительности, из состава демоса были исключены рабы, варвары, женщины, дети, преступники, изгоняемые отступники от общих для всех правил и верований и др.

Глава 2. Представительная и непосредственная демократия как форма осуществления государственной власти

2.1. Представительная демократия

В Российской Федерации единственным носителем и источником власти является ее многонациональный народ Для реализации своего права на участие в делах государства народ уполномочен выбирать своих представителей в органы власти. Право граждан на представительство следует из конституционной концепции суверенитета народа, согласно которой народ вправе осуществлять государственную и муниципальную власть как непосредственно, так и через своих представителей. В конституционном праве представительство, будучи непосредственно связанным с проявляемыми в виде правоотношений отношениями власти, является одной из фундаментальных категорий[8].

В зависимости от того, как народ участвует в управлении делами государства, демократия делится на прямую и представительную. Прямая (непосредственная) демократия предполагает прямое участие граждан в принятии решений. Особенностью прямой демократии является использование граждан государства, которые несут прямую ответственность за принятие и исполнение решений. В настоящий момент такой способ принятия решений возможен в небольших населенных пунктах, общинах, на собраниях граждан. В современном обществе наиболее эффективны опосредованные формы участия граждан в политической жизни общества.

Как писал В. М. Устинов: «представительная демократия предпочтительная не потому, что прямая невозможна или непрактична, но потому, что она может дать лучше и больше, чем прямая». В основе представительной демократии лежат отношения представительства. Так, Н. И. Лазаревский определял представительство «как отношение двух или нескольких лиц, когда одно лицо имеет право исполнять какие-либо действия за другое лицо или за других лиц с тем, чтобы то, что совершит представитель, имело те же последствия, какие имели бы действия представляемого. Из самого существа представительства вытекает, что представитель может совершать только те действия, на которые правоспособен представляемый».


В сфере публичных интересов представитель действует от имени всего народа. Такие отношения не носят личный характер. Они основаны на передаче полномочий представителям действовать от имени и в интересах народа во всех сферах жизни общества. При этом при осуществлении своих полномочий представитель действует лишь на основании закона и своих внутренних воззрений. Т.к. отношения между представителями и представляемыми не предусматривают подготовку первыми отчетов об итогах своей деятельности, единственной мерой воз- действия избирателей может быть не переизбрание своего представителя на новый срок.

Представительная демократия — это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления. В. Е. Чиркин выделяет 4 существенных признака представительной демократии:

1) представительные органы по своему составу и характеру действий выражают интересы народа;

2) органы представительной демократии занимают решающее место в системе государственных органов;

3) представительные органы обсуждают и решают вопросы на началах подлинной коллегиальности;

4) избранные представители пользуются поддержкой избравшего их населения и уважение со стороны иных государственных органов. Представительная (опосредованная) демократия предусматривает реализацию воли народа через его представителей[9].

Граждане выбирают в органы власти (как на местном, так и на федеральном уровнях) своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы. Органами представительной демократии могут являться органы законодательной власти.

А. Т. Карасев указывал, что представительная система общества соответствует политической системе общества, включая такие элементы как политические партии, иные негосударственные некоммерческие объединения, средства массовой информации и т. д. Ее ведущим звеном является система представительных органов власти.

Г. Еллинек писал, что парламент является в юридическом смысле организованным народом. Наделение властью отдельных лиц или групп через механизм представительства при всеобщем избирательном праве — важнейшее условие существования современных демократий. Именно делегирование полномочий дает право представительным органам выражать интересы народа. Благодаря праву представлять интересы народа представительные органы государства осуществляют функции народного представительства. В силу этого выделяют следующие свойства представительного органа: выборность и представление интересов народа; коллегиальность по составу и порядку выработки и принятия решений; особый характер связи народных представителей с избирателями[10].


Существование представительной демократии обусловлено невозможностью использования институтов прямой демократии при решении всех вопросов государственного и местного значения. Представительная демократия необходима, когда государство имеет значительную территорию и большое население. Дж. Миль отмечает, что в обществе, если оно превышает своими размерами маленький город, все члены могут лично принять участие только в самой ничтожной части общественных дел, идеальным типом совершенной формы правления может быть только представительный.

Прямая демократия ограничена возможностью принятия решения. Народ имеет возможность проголосовать только «за» или «против», при этом возможность высказать свое иное суждение по данном вопросу не предоставляется. Ряд вопросов государственного и местного значения требует специальной квалификации, что также обуславливает необходимость существования специальных органов. Ежедневное применение форм прямой демократии невозможно, в силу значительно большой территории и большого населения. Институт же представительной демократии позволяет добиться постоянного и непрерывного функционирования государственной власти, осуществление ее на профессиональной основе. Представительство является эффективной системой управления государством, которая обеспечивается специально обученными профессиональными кадрами. Институт представительной демократии обеспечивает представление интересов различных общественных сил (народа) на местном, региональном и федеральном уровнях.

2.2. Непосредственная демократия

Муниципальный уровень власти является наиболее приближенным к населению и является сферой выражения и реализации интересов общества на местном уровне. Местное самоуправление в той или иной степени предполагает коллективное принятие решений, где субъектами выступают не только представители органов власти, но и непосредственно население.

Таким образом, сама природа местного самоуправления предполагает прямое (непосредственное) участие граждан в решении вопросов местного значения.

В науке и практике публичного управления идея прямого участия населения в решении государственных и местных дел давно является предметом острой дискуссии. Представители разных школ и направлений высказывают полярные мнения о возможности применения форм непосредственной демократии на современном этапе развития государства и общества. Суть непосредственной демократии заключается в том, что основные решения инициируются, принимаются и реализуются непосредственно гражданами. Очевидно, что в реальной политико-управленческой практике сущность непосредственной демократии реализовать невозможно, но использование отдельных форм в процессе принятия управленческих решений и взаимодействия власти и общества необходимо.