Файл: Представительная и непосредственная демократия как форма осуществления государственной власти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 790

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Институты непосредственной демократии исторически формировались как способы и средства выражения воли и интересов различных слоев общества, обусловленные историческими условиями, обычаями и традициями. Своевременные подходы к формам непосредственной демократии сводятся к следующим взглядам. Так, по мнению Н.В. Постового, к формам непосредственной демократии наряду с референдумом, выборами, отзывом выборных лиц, собраниями (сходами) граждан относятся также правотворческая инициатива граждан, обращения граждан в органы власти, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование[11]. Л.А. Нудненко, к числу институтов непосредственной демократии в системе местного самоуправления на современном этапе развития общества относит: местные обсуждения; обращения граждан в органы местного самоуправления и общественные объединения; петиции; отчеты депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед избирателями. В.Н. Руденко в систему институтов прямой демократии включает институт народного вето (аброгативного референдума), прямое волеизъявление граждан на выборах, роспуск выборных органов власти.

Комарова В.В. выделяет особые виды форм непосредственной демократии:

− императивной - окончательное решение определенных вопросов. К ним можно отнести выборы и референдум, а также новые формы императивного волеизъявления граждан, используемые на муниципальном уровне: сходы, отзыв, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

− консультативной - выявление, сопоставление воли народа и формируемого им органа власти (должностного лица). В законодательстве практически нет механизма учета высказанного консультативными формами народовластия волеизъявления. Обусловлено это тем, что не выполняется принцип общенародности. Вопрос, выносимый на любую из этих форм народовластия, может носить общественное и государственное значение, однако законодатель не устанавливает численность участников, позволяющую назвать эти формы способом общенародного волеизъявления, и, как уже упоминалось, нет механизма реализации. Речь идет о митингах, шествиях, демонстрациях, пикетированиях; публичных слушаниях; опросах граждан; обсуждении;

− регулятивной - участие народа в системе социального управления, сконструированного на принципах представительного правления и народного суверенитета. Эту группу обусловливает наличие механизма воздействия на решения властных органов населением. В нее входят обращения граждан; правотворческая инициатива, наказы избирателей; отчеты депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления; собрания и конференции граждан.


На наш взгляд особого освещения требует вопрос развития форм непосредственной демократии в местном самоуправлении, так как идея непосредственной демократии на муниципальном уровне публичного управления может быть реализована в больше степени, чем на любом другом.

На уровне местного самоуправления непосредственная демократия гарантируется Конституцией РФ. Так, в ст. 130 прописано, что местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления». В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераци[12] уточняется, что население самостоятельно и под свою ответственность осуществляет местное самоуправление. Другими словами, Закон предполагает сочетание форм непосредственной и представительной демократии при решении вопросов местного значения[13].

Формы непосредственной демократии, использование которых возможно на муниципальном уровне закреплены в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[14]. Законодатель делит их на два вида:

1) формы непосредственного осуществления местного самоуправления населением (референдум, выборы, голосование по досрочному отзыву выборного должностного лица, сход граждан);

2) формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

При некоторой схожести этих форм между ними есть различия. Так, реализация форм непосредственного осуществления местного самоуправления населением ведет к принятию властного решения по вопросам местного самоуправления (к примеру, референдум, выборы, на которых принимается решение о создании выборного органа, голосование по отзыву депутата представительного органа и т.д.).

Нормы, устанавливающие формы участия населения в решении вопросов местного значения, предусматривают, что помимо населения в решении вопросов местного значения участвуют и другие субъекты (органы, должностные лица местного самоуправления). Реализация форм этой группы ведет только к выявлению мнения по конкретному вопросу местного значения, решать же этот вопрос будут органы местного самоуправления или их должностные лица (например, публичные слушания, правотворческая инициатива, опросы граждан)[15].

Отличие названных форм друг от друга состоит в том, что формы первой группы являются обязательными. Так, выборы с определенной периодичностью обязательно проводятся в муниципальном образовании для того, чтобы сформировать представительный орган местного самоуправления. В предусмотренных действующим законодательством случаях являются обязательными проведение референдума, голосование о досрочном отзыве должностного лица.


Меньшая степень императивности присутствует в отношении форм второй группы. Здесь лишь публичные слушания являются обязательным этапом в принятии решения по строго определенному кругу вопросов. Остальные же формы представляют собой возможные механизмы участия населения в решении вопросов местного значения[16].

Реализация рассматриваемых форм недурственной демократии на муниципальном уровне публичного управления порождает целый ряд проблем:

Во-первых, одним из основных вопросов при обсуждении прямой демократии остается проблема ответственности. Теоретически такая форма демократии предполагает не только принятие и реализацию ключевых решений гражданами, но и прямую ответственность населения за принятие и исполнение принимаемых решений. Естественно, в таком случае встает вопрос о невозможности привлечения к ответственности всего населения или его части как субъекта принятия решений. Более того, в муниципальном праве нерешенным остается вопрос и об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления[17].

Во-вторых, существенно затрудняет развитие форм непосредственной демократии отсутствие сбалансированной системы правового регулирования институтов непосредственной демократии. Особые проблемы возникают с реализацией ее форм на уровне местного самоуправления.

В-третьих, актуализируется проблема «качества» решений, принимаемых с использованием форм непосредственной демократии. Речь идет об уровне компетентности и профессионализма субъектов принятия решений. Очевидно, что население не всегда осведомлено о характере и сути проблемы, выносимой, например, на референдум или публичные слушания. Однако решения, оформленные в виде муниципального правового акта становятся обязательными для исполнения. В-четвертых, сами органы местного самоуправления не всегда заинтересованы в широком использовании институтов непосредственной демократии и вовлечении общественности в решение вопросов местного значения, что негативно сказывается на их развитии и популяризации в местном сообществе.

Вместе с тем непосредственная демократия и реализации ее форм в практике муниципального управления является одним из самых действенных способов привлечения муниципального сообщества к решению местных проблем и контроля за деятельность органов местной власти и должностных лиц местного самоуправления.

Решения, принятые непосредственной при участии населения несмотря на их недостатки, указанные выше, являются выражением воли всего местного сообщества и обретают легитимные формы.


Таким образом, речь идет о необходимости развития и адекватного применения форм непосредственной демократии на местном уровне. Необходимо осознавать их социально-политический ресурс во взаимодействии власти и общества и эффективного развития муниципального управления.

    1. 2.3.Соотношение представительной и непосредственной демократии

Демократия – это один из политических режимом, особенностью которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Возникла эта форма правления в современной интерпретации в Древнем Риме и Древней Грецией и существует до сих пор.

Характерные черты демократии:

1. Возможность участия в выборах, референдумах, принятии Конституции. Периодическая выборность основных органов государства;

2. Абсолютное равенство граждан при участии управлении государственным аппаратом. Может быть формальным (юридическим) так и фактическим. Подчинение меньшинства большинству при принятии решении и их выполнении;

3. Право на разнообразие политических объединений и программ. В этом режиме допускается разномыслие, возможность легальной деятельности оппозиционных партий, профсоюзных и других общественных организаций. Через массовые организации стремятся воспользоваться возможностями участия в политическом процессе и оказания возможность давления на правительство с целью удовлетворения своих требований[18].

Существуют непосредственная и представительная формы демократии. Непосредственная или прямая демократия - это форма политической организации и устройства общества, где основные решения возбуждаются, принимаются и исполняются только самолично гражданами.

Непосредственная демократия имеет как положительные, так и отрицательные черты. Так, например, к негативной стороне мы можем отнести: она является достаточно дорогостоящей процедурой; он имеет невысокую эффективность из-за неудовлетворительной компетенции граждан:

1. большинство граждан довольно часто не желают добровольно заниматься политикой;

2. возможность возникновения опасности приверженности граждан к идеологии уравнительности и ущемлениям свободы, что приведет страну к тоталитаризму или авторитаризму.

К положительным моментам можно отнести то, что она дает огромные возможности гражданам для выражения своих интересов, а еще обеспечивает контроль за общественно-политической верхушкой. Наиболее распространёнными методами прямой демократии являются:


1. выборы;

2. народное голосование, также референдум;

3. народное обсуждение, а также инициатива граждан.

Прямая демократия наиболее развита в Швейцарии, штате Калифорнии Соединенных Штатов Америки, Лихтенштейне, Италии и ряду других странах, где часто проводятся референдумы. Во многих странах, существуют возможности инициировать референдум по инициативе простых граждан. При этом народное голосование и народная инициатива существует в большинстве государств, однако многие политические вопросы нельзя рассмотреть на референдуме.

Представительная или ее еще называют репрезентативная демократия - это политический режим, при котором основным источником власти народ, но управление государством предоставляется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная демократия - это ведущая форма политического участия в современных государствах. Её суть заключается в участии граждан выбора ими в органы власти своих представителей, которые необходимы для выражения их интереса, а также в их обязанности входят принимать законы и отдавать распоряжения. Представительная демократия остро необходима особенно тогда, когда из-за огромных территорий или вследствие других причин затруднено регулярное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов[19].

Проявлениями представительной демократии являются:

1. принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом;

2. формирование правительства парламентом;

3. право законодательной власти;

4. парламентский контроль над правительством, который включает в себя утверждение парламентом программы правительства, а также обязанность правительства и министра давать регулярный отчёт перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчёт и право парламента объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра.

К минусам репрезентативной демократии можно отнести:

1. данная форма демократии может привести к недоверии к власти и не желание участвовать в выборах;

2. политические партии оттесняют граждан непосредственного участия в политической жизни;

3. отбор кандидатов в законодательные органы проводятся самими политическими партиями;

4. искажение воли народа;