Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (старшая группа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В дошкольном возрасте развитие познавательных процессов у детей идет по двум направлениям:

  1. Постепенное обогащение опыта, накопление знаний об объектах действительности, что приводит к познавательной активности воспитанников. Чем больше перед детьми открывается сторон действительности, тем шире возможности для становления познавательных процессов.
  2. Постепенное углубление и расширение познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Воображение проходит длительный путь развития в онтогенезе.

  1. Этап до трех лет. Образы детей не четкие, не адекватные содержанию, Анализ носит избирательный характер, а синтез представляет уподобление. На данном этапе ребенок воспринимает основные действия взрослого, у него преобладают сенсорно моторные формы, а также возникают речевые формы. В этом возрасте отсутствует планирование продуктов воображения. Воображение «творит» только идею, а её сукцессионное разворачивание обычно лишь воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью. Предложение заранее составить план деятельности, а потом действовать по нему нередко приводило к разрушению деятельности, переходу на низшую ступень или отказу от неё [29; с. 1].
  2. 3 года. На данном этапе у ребенка происходит становление словесных форм воображения, появляется комбинирование и преобразование образов представлений. Детализация образа идет посредствам слова, возникает фантазийная ложь. Воображение становится самостоятельным процессом. Появляется аффективное воображение, которое связано с осознанием ребенка своего «я», и отделением себя от других. Воображение детей трех лет отличается своей беднотой, так как у ребенка маленький жизненный опыт. Это подтверждается тем, что он легко комбинирует в своем сознании образы разных предметов, дает фантастические толкования явлениям жизни, но не умеет правильно объяснять наблюдаемые события.
  3. 3-5 лет. На данном этапе ребенок начинает планировать предстоящие действия. Сначала планирует один шаг, видит результат, затем продумывает следующий шаг, выстраивает целую цепочку преобразований. Такая возможность ступенчатого планирования приводит к возможности, направленного словесного творчества. У ребенка устанавливаются элементы сюжетно-ролевой игры, он представляет состояние другого человека, фантазийный характер игровых действий снижается. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны, самостоятельны.
  4. 6-7 лет. Воображение старшего дошкольника носит активный характер. Образы содержательны и специфичны. У ребенка возникает интеризованное воображение, ему больше не нужны внешние опоры. Дети верят в возникшие образы, как в реальные явления, но эти образы разрознены, не объединяются в целую картину, зависят от внешних условий. В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при выполнении заданий на воображение. Целостный образ начинает строиться способом «включения»: он по-прежнему создаётся на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения [29; с. 1].

Пиком развития воображения у детей считается период от 5 до 12 лет. А старший дошкольный возраст, по мнению исследователей (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской) является наиболее активным периодом в развитии способностей к творческой деятельности, в это время дети все больше уделяют внимания замыслу произведения, которое отражает сюжет их рисунка или игры.

Воображение у старших дошкольников проходит несколько этапов развития. На первой стадии в воображении большую часть занимают домыслы, сказки, грезы. Эта стадия характерна для младшего дошкольного возраста, во время которого дети много играют. На данном возрастном этапе воображение можно разделить на познавательное (дети разыгрывают знакомые им действия) и аффективное (проигрывают свои переживания).

Затем наступает следующая стадия, на которой к сказкам добавляются практические образы из жизненного опыта. Это время совпадает со средним дошкольным возрастом. Познавательное воображение носит воспроизводящий характер, действия ребенка подчинены образцам, он начинает планировать свою деятельность, продумывая свои действия шаг за шагом.

На третьей стадии способность фантазировать начинает контролировать интеллект. Только в старшем дошкольном возрасте дети начинают осознано создавать образы. Они принимают участие в творческой деятельности, активно фантазируют.

Таким образом, воображение проходит длительный путь развития в онтогенезе. Исследователи выделяют несколько этапов становления воображения: 1) до трех лет; 2) 3 года; 3) 3-5 лет; 4) 6-7 лет. Воображение дошкольников зависит от их возраста, индивидуальных особенностей личности, от умственного развития, от оценочных структур образа «Я», от коммуникации, черт характера и темперамента, а также от разработанности процесса обучения и воспитания.

1.3. Формы проявления и методы развития воображения дошкольников

Воображение ребенка начинает формироваться в игре. Затем проявляется в сочинении сказок, рисовании. Здесь дети опираются на непосредственно воспринимаемые предметы, или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, затем сами планируют свое произведение. В процессе рисунка дети несколько раз могут менять свой замысел. Горб задуманного верблюда может превратиться в крыло бабочки, которая потом становится птицей, луна становится солнцем, а солнце превращается в звезду или цветок [30; с. 1]. Данные превращения активно комментируются детьми, по комментариям можно узнать, что у ребенка нарисовано. Дети не обращают внимания на качество рисунка, их фантазии оказываются богаче, чем изображения, черточки, точки могут оказаться лесом, деревом, самолетом.


Словесное творчество открывает для воображения детей богатые возможности, которые не ограничиваются техническими приемами. Дети включаются в литературные произведения, живут переживаниями героев, многие сами сочиняют различные истории, в которых фантазии перемешиваются с обычной жизнью.

Взрослея, в играх ребенка большее место занимает речь, а действию уделяется меньшее внимание. Воображение переносится в речевой план, ребенку нужен партнер, который будет выступать в роли слушателя. Он не вмешивается в игру, но необходим как опора образа. Ребенок рассказывает содержание игры, произносит реплики за себя и за другого персонажа. Дошкольник представляет действие предмета через свое собственное действие, при этом принимает на себя роль как образ действия. Таким образом, формируется субъективное воображение.

Объективное воображение проявляется в конструировании, когда ребенок строит, делает сооружения. Постройки могут быть значительно меньше, чем герои, которые будут там проживать. Но ребенок вообразит, что им там будет комфортно. Внутренняя позиция ребенка должна быть соотнесена с предметной средой.

Важную роль на развитие воображения дошкольников оказывает игра. Взрослые должны выступать не просто наблюдателями игры, а управлять ею, включать в нее различные творческие элементы. На раннем этапе игры дошкольников носят предметный характер, дети выполняют действия с различными предметами, главной задачей педагога является возможность научить ребенка по-разному обыгрывать один и тот же предмет.

Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества [30; с. 1]. Педагог должен уметь делать игры дошкольников разнообразными, чтобы они не играли в одинаковые игры. Можно поиграть вместе с детьми, разыгрывая разные ситуации. Для развития воображения разработаны многие игры, одним из создателей которых является Б.Н. Никитин. Одним из методов развития воображения является театрализованная деятельность. Это вид деятельности во время, которого учащиеся осваивают средства сценического искусства, и согласно выбранной роли участвуют в подготовке и разыгрывании театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

В играх драматизациях дети являются непосредственными участниками спектаклей. Они сами исполняют роли своих персонажей, переживают их жизнь, используя мимику, жесты, интонацию. Игры-драматизации помогают ребенку самореализоваться, проявить себя, показать свои возможности и способности, индивидуальные черты характера. «Дети учатся подчинять свои желания, раскрепощаться и перевоплощаться, активные дети выплескивают свои эмоции» [1; с. 5]. В играх – драматизациях у детей зарождаются два вида отношений – реальные и воображаемые.


В театрализованных играх дети могут подражать героям любимых мультфильмов и сказок. Перевоплотившись в героя, дети подражают ему своим поведением. Любимые герои могут быть как положительными, так и отрицательными. Дети в основном подражают положительным персонажам, так как знают, что их любит и поощряет общество. Но воспитанникам приходится играть и злые роли, здесь должна прийти на помощь публика, которая осудит поступки героя, чтобы ребенок понял, что в жизни так нельзя себя вести.

Для того чтобы театрализованная деятельность была эффективной в работе с дошкольниками и развивала их психические процессы, в том числе воображение педагоги должны создать необходимые условия: активно работать с детьми, развивать их способности, привлекать к работе родителей воспитанников, создавать театральные уголки, участвовать в спектаклях.

Воображение дошкольников можно развивать с помощью продуктивной деятельности. Работая с пластилином, ребенок делает объемные фигуры, которые формируют в его сознании образ предмета. Основное средство передачи изображения в лепке – передача объемной формы. Цвет дети используют ограниченно. Создавая фигуру, ребенок видит результат своего труда, берет в руки, ощупывает, может изменить его. Слепленная фигура имеет объем, её ребенок может воспринимать с разных сторон. Объемные фигуры формируют у детей умение ориентироваться в пространстве, моделировать мир, а также усваивать другие математические представления.

Во время лепки ребенок изображает все стороны предмета. Лепка совершенствует природное чувство осязания обоих рук, активное действие которых учит наиболее точно передавать форму. Это помогает развивать у детей чувство самостоятельности, они самостоятельно выполняют работу без показа взрослого. По мнению, Е. А. Флёриной, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Т. Н. Дороновой, Г. Г. Григорьевой, О. М. Дьяченко все виды художественной деятельности развивают воображение дошкольников. Исследователи выделяют две формы воображения: объективное и субъективное.

2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


2.1 Экспериментальное исследование по развитию творческого воображения дошкольников

Исследование проходило в детском саду «Теремок» в старшей группе. В исследовании участвовало 27 детей.

Цель исследования:

Выявить уровень сформированности творческого воображения у старших дошкольников.

Задачи исследования:

- выявить уровень сформированности творческого воображения у старших дошкольников посредствам использования в работе с детьми музыкального фольклора;

- подобрать игры и упражнения для развития воображения дошкольников;

- провести эксперимент и оформить результаты исследования.

Исследование проходило в несколько этапов:

1 этап – подготовительный (подбор методов и средств диагностики);

2 этап – констатирующий (выявление уровня развития творческой активности);

Опытно – экспериментальная работа проводилась с помощью следующих методик «Солнце в комнате», «Как спасти зайку», «Где чье место».

Для выявления уровня развития творческой активности были разработаны следующие критерии.

Методика «Солнце в комнате»

- умение давать правильный конструктивный ответ,

- умение устранять несоответствие творчески,

Методика «Как спасти зайку»

- умение использовать предметы в готовом виде;

- умение использовать предметы в стандартном и нестандартном виде;

Методика «Где, чье место?»

- умение выполнить задание педагога.

Для проведения констатирующего этапа исследования были разработаны уровни сформированности творческой активности в старшей группе.

Высокий уровень,

Средний уровень;

Низкий уровень.

Для высокого уровня характерно – Конструктивный ответ (разделить несоответствующий элемент с другими, сохранив условия ситуации: нарисовать окно, нарисовать вокруг солнца рамку).

Дети выбирают более комплексный и сложный вариант, используя в качестве основы преобразование наличного материла – например, надуть шарик, чтобы зайка на нем улетел, или сделать кораблик из листа.

Дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой, он и будет вести объяснения.