Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (старшая группа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика «Солнце в комнате»

50% - высокий уровень;

40% - средний уровень;

10% - низкий уровень.

Методика «Как спасти зайку?»

50% - высокий уровень;

30% - средний уровень;

20% - низкий уровень.

Методика «Где, чье место?»

40% - высокий уровень;

40% - средний уровень;

20% - низкий уровень.

Итак, по результатам первичной диагностики высокий уровень творческого воображения по методике «Солнце в комнате» составлял 20%, по методике «Как спасти зайку?» - 20%, по методике «Где, чье место?» - 30%. Средний уровень по методике «Солнце в комнате» составлял 30%, по методике «Как спасти зайку?» - 40%, по методике «Где, чье место?» - 40%. Низкий уровень творческой активности по методике «Солнце в комнате» составлял 50%, по методике «Как спасти зайку?» - 40%, по методике «Где, чье место?» - 30%.

Развивающий эффект обучения просматривается в динамике. После проведения эксперимента 50% воспитанников оказались на высоком уровне по первой методике «Солнце в комнате», 50% по второй методике «Как спасти зайку?», 40% по третьей методике «Где, чье место?». На среднем уровне оказались 40% воспитанников по первой методике «Солнце в комнате», 30% по второй методике «Как спасти зайку?», 40% по третьей методике «Где, чье место?». На низком уровне оказались 10% воспитанников по первой методике «Солнце в комнате», 20% по второй методике «Как спасти зайку?», 20% по третьей методике «Где, чье место?».

Таким образом, большая часть дошкольников научилась составлять рассказ по картинке, они научились связывать в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Они устраняли несоответствие на картинках более сложным образом, при этом обращая внимание на мелкие детали. Дети среднего уровня научились решать задачи, творчески подходить к их решению, проявлять логику и инициативу. Дети стали справляться с методикой «Где, чье место», они стали располагать фигурки не на своих местах, а придумывать интересный способ их использования на другом месте. У детей развились творческие способности, они стали придумывать, фантазировать, размышлять и рассуждать. 10-20% детей остались на низком уровне развития творческого воображения, но с ними будет вестись дальнейшая работа в данном направлении. Педагоги будут работать с этими детьми индивидуально, будут использовать в работе предложенные на формирующем этапе игры, упражнения («Фоторобот», «Кляксы», «Придумай зарядку»), организованные театральные встречи, праздники, посвященные тому или иному событию. Педагог будет чаще беседовать с детьми, давать им возможность самостоятельно подумать, что-то сочинить, пофантазировать. Тогда в группе все дети приблизятся к среднему уровню, а низкого практически не останется.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования мне удалось решить несколько поставленных задач:

  • Охарактеризовать понятие воображение, его виды, функции, механизмы; определить, что это творческий процесс, который представляет собой психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов представления и восприятия, полученных в прошлом опыте.
  • Определить этапы развития воображения в онтогенезе; выделить четыре этапа развития воображения 1) до трех лет; 2) 3 года; 3) 3-5 лет; 4) 6-7 лет, доказать что оно зависит от возраста детей , индивидуальных особенностей личности, от умственного развития, от оценочных структур образа «Я», от коммуникации, черт характера и темперамента, а также от разработанности процесса обучения и воспитания.
  • Охарактеризовать формы проявления и методы развития воображения дошкольников; которым является игра, продуктивные виды деятельности, конструирование, театрализованная деятельность, чтение сказок, их инсценировка, народный фольклор: прибаутки, потешки, игра на музыкальных инструментах.
  • Провести экспериментальное исследование по развитию воображения у дошкольников, которое выявит низкий уровень развития воображения на начальном этапе;
  • Подобрать упражнения и игры для развития воображения у детей дошкольного возраста: «Несуществующее животное», «Выдумай историю», «Продолжи рисунок», «Клякса», «Оживление предметов», «Так не бывает», «Нарисуй настроение», «Рисунки с продолжением».
  • Провести контрольный эксперимент, который покажет увеличение среднего и высокого уровня развития воображения у детей группы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, 1998. – 240 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. – 93 с.
  4. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методическое пособие / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: РАО, 1997. – 136 с.
  5. Дъяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. – М.: РАО, 1996. – 197 с.
  6. Казакова Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
  7. Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве. – Орел: МП Простор, 1992. – 120 с.
  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с.
  9. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1994. – 272 с.
  10. Лапутина О.С. Развитие творчества в играх-драматизациях // Руководство играми детей в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1986. – 140 с.
  11. Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб.заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». 2006. – 608 с.
  12. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
  13. НемовР.С.Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
  14. Ничипорюк Е.А. Диагностика в детском саду: Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 94 с.
  15. Петровский А.В. Общая психология. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.
  16. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160 с.
  17. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей: [сб. статей] / под ред. А. В. Запорожца; [сост. Н. Я. Михайленко]. — М.: Просвещение, 1976. – 94 с.
  18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов. – М.: Академия, 1999. – 336 с.
  19. Шарагина Л.И. Логика воображения. – М., 2005. – 217 с.
  20. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / Под редакцией О. Ф. Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144 с.

Периодические издания:

  1. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 12. — 120 с.
  2. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993. – С.3.
  3. Доронова Т., Доронова Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» – М., 1997. – С. 27
  4. Камаева Т. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 6. – С.5-7.
  5. Кудрявцева В., Сидельникова В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 9, 10. – С.52-59.
  6. Маханева М.Д. Театральная деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 11. – С.6-14.
  7. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 10. – С.26.

Интернет – ресурсы

  1. Дударь А.В. Учебно-методический материал по теме: Опыт работы «Театрально-игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте». - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/21/moe-portfolio (дата обращения 15.06.2017)
  2. Жерело Л.В. Статья по теме: Статья "Развитие воображения в онтогенезе"- URL:https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/10/08/statya-razvitie-voobrazheniya-v-ontogeneze(дата обращения 25.03.2018)
  3. Попкова А.В. Учебно-методический материал на тему: Развитие воображение дошкольников - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/09/razvitie-voobrazhenie-doshkolnikov (дата обращения 25.03.2018)
  4. Шапкина Е.А. Методическая разработка по теме: Опыт работы: «Психолого-педагогические условия развития творческого воображения у младших дошкольников при работе с пластилином, тестом». - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/29/opyt-raboty-psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-tvorcheskogo (дата обращения 13.06.2017)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1

Игры по развитию воображения у дошкольников

«Несуществующее животное»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "

«Выдумай историю»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события.


«Продолжи рисунок»

Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

«Клякса»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

Ход игры: по этому принципу построен знаменитый тест Роршаха.

Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

«Оживление предметов»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

«Так не бывает!»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает! ».

«Нарисуй настроение»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: бумага, акварельные краски

Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.

«Рисунки с продолжением»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: бумага, акварельные краски

Ход игры: В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок.

«Новое назначение предмета»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета.

Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.