Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (старшая группа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, «Я волшебник, я оживлю эту картинку», а затем следует фантазия-рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались». Далее следует сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем, когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют [21; с. 120].

Для среднего уровня характерно – Более «сложное» устранение несоответствия: простой ответ (нарисовать в другом месте – на улице) – три балла, сложный ответ (переделать рисунок – превратить солнце в лампу).

Ребенок предлагает использовать предмет в не совсем стандартном виде – например, палочку использовать в качестве бревна, на котором зайка доплывет до берега.

Особых проблем при выполнении третьего задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере, малыши стараются это доказать. «В прошлом году на даче я как кошка залезла на дерево (помещает кошку на дерево), папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т.п. [21; с. 120].

Для низкого уровня характерно – Отсутствие ответа.

Ребенок выбирает предметы, которые можно использовать в готовом виде – ведерко, блюдце, палочку, с помощью которой можно спасти зайку – один балл. Дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т.п.


Для определения уровней нами были предложены следующие задания:

Задание №1 Необходимо подготовить картинку с изображением комнаты, в которой находится солнце и человек. Также понадобится карандаш.

Педагог показывает картинку ребенку. Дошкольник должен перечислить все, что он видит на картинке. После того, как он все перечислил, педагог предлагает обратить внимание на солнце в комнате. Есть ли здесь ошибка? Как можно исправить картинку, чтобы она была правильной?

Задание №2

Педагогу необходимо приготовить следующий инвентарь:

  • блюдце,
  • ведерко,
  • деревянная палочка,
  • сдутый воздушный шарик,
  • лист бумаги,
  • фигурка зайки.

Все предметы раскладывают на столе перед ребенком. Психолог берет в руки зайчика и рассказывает про него историю: «Это зайка. Однажды он решил поплавать в море на корабле и уплыл очень далеко. Начался шторм, поднялись волны, зайка стал тонуть. Но мы с тобой можем спасти зайку. Для этого мы можем воспользоваться предметами, которые лежат перед тобой. С помощью какого предмета ты бы спас зайку».

Задание №3

Для того чтобы так играть, надо уйти от конкретности и реальности (в данном случае вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком — общение взрослого с ним (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой. Иными словами, ребенок должен проявить свое воображение.

На этом принципе и основана игра-методика «Где чье место?». Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок (см. рисунок 1). Отдельно вырезаются кружки-вставки (см. рисунок 1, 2).

Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».

Рис.1. Методика «Где, чье место?»

Рис. 2. Кружки-вставки для методики «Где, чье место?»

Анализ результатов данной методики оценивался по трехбалльной шкале.

- 3 балла – правильное выполнение задания, конструктивный ответ, комплексный и сложный вариант выполнения.

- 2 балла – небольшие неточности в выполнении задания, использования предметов стандартным и нестандартным способом.

- 1 балл – отсутствие ответа, трудности в выполнении задания, использование предметов только в готовом виде.


Чтобы определить уровень сформированности творческого воображения приступим к анализу методик:

Рис. 3. Уровни сформированности творческого воображения у старших дошкольников на констатирующем этапе

Методика «Солнце в комнате»

20% - высокий уровень;

30% - средний уровень;

50% - низкий уровень.

Методика «Как спасти зайку»

20% - высокий уровень;

40% - средний уровень;

40% - низкий уровень.

Методика «Где, чье место»

30% - высокий уровень;

40% - средний уровень;

30% - низкий уровень.

Нами были получены следующие результаты:

По методике «Солнце в комнате» было выявлено, только у 20% воспитанников высокий уровень развития творческого воображения, они могут анализировать картинку, находить ошибки, исправлять с помощью сложных вариантов преобразования, замечать мелкие неточности. 30% старших дошкольников находятся на среднем уровне. Они устраняют несоответствия на картинке более простым методом, также исправляют ошибки и неточности, но часто не замечают мелкие детали. 50% воспитанников находятся на низком уровне – они испытывают трудности при выполнении задания, не могут найти ошибки, не знают, как их исправить.

По методике «Как спасти зайку» 20% дошкольников находятся на высоком уровне, они выбирают сложный вариант, используя в качестве основы преобразование наличного материала – например, надуть шарик, чтобы зайка на нем улетел, или сделать кораблик из листа. 40% детей находятся на среднем уровне – они предлагают использовать предметы не стандартным способом. 40% детей находятся на низком уровне. Они затрудняются с решением задачи, не проявляют творческой инициативы и логики.

По методике «Где, чье место» 30% воспитанников находятся на высоком уровне. Они могут смоделировать в уме ситуацию, ставят кружочки в необычные места и объясняют свой выбор. 40% детей находятся на среднем уровне, они не всегда могут объяснить свой выбор, рассказы, составленные ими имеют реальную почву, они не испытывают особых проблем при выполнении задания. 30% детей находятся на низком уровне.

2.2 Работа с детьми на формирующем этапе исследования

Для развития воображения детей дошкольного возраста мы использовали следующие методы:

  1. Заменители предметов. В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Воображение этих детей опирается на предметы, не похожие на те, которые они заменяют. Со временем необходимость во внешних опорах пропадает. Ребенок умеет представлять действие с воображаемым предметом.
  2. «Опредмечивание» неопределенного объекта. В незавершенной фигуре видит конкретный предмет. Для осуществления данного метода детям предлагались недорисованные фигуры, которые они заканчивали, и делали из них полноценные образы.
  3. Создание образов на основе словесного описания. Детям предлагалось создать образы во время словесного описания педагога, когда тот читал, любимые ими произведения.
  4. Развитие пространственного воображения. Для этого используются игры и упражнения на представление взаимного размещения нескольких предметов в пространстве.
  5. Создание и реализация плана задуманного. Детям предлагалось создавать небольшие завершенные произведения рисунки, конструкции, истории.

Сначала педагоги направляют свои усилия на развитие невербального воображения. В рамках этого блока предлагаются игры, содержащие разные приемы: воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, эталонов, игры с опорой на реальность. Все эти игры сопровождаются пояснениями взрослого, интересным рассказом, иногда показом. Например, в игре «Кляксы» взрослый показывает детям, как ставить кляксы, демонстрирует различные способы получения клякс. Разглядывание различных пятен стимулирует воображение дошкольников.

В игре «Фоторобот» детям предложили представить себя детективами, которые ищут опасного преступника, составляют его фоторобот, придумывают его профессию, рассказывают о его характере.

Затем педагоги развивают невербальное воображение дошкольников. Здесь применяются игры, которые направлены на создание самостоятельных образов, предполагающих творчество детей. Первая игра-беседа – вводная, в которой важную роль играет взрослый, а дети становятся его помощниками. Затем дети сами становятся творцами, наблюдателями. Эффективным приемом в формировании воображения являются наводящие вопросы.

Также детям была предложена работа со схематическими изображениями человечка в игре «Придумай зарядку». Перед началом упражнения детям показывается схематическое изображение человечка, который выполняет различные движения. Затем им предлагается самим придумать и изобразить комплексы упражнений для зарядки.

Развитию невербального и эстетического восприятия способствует проведение серии игр с красками автора О. М. Дьяченко: «Три краски», «Натюрморт», «Рисунок пальцами», «Музыка». В игре «Музыка» детям предлагалось прослушивать музыкальные произведения, затем изображать образы, навеянные музыкой. Используя всего лишь четыре краски – красная, синяя, зеленая, желтая. Выигрывает ребенок, который создал наиболее выразительное, оригинальное изображение и подобрал к нему походящее название.

На последнем этапе работы у детей развивают вербальное воображение. Для этого детям была предложена игра «Шкатулка со сказками». Дети садятся в круг, в шкатулке лежат кружки разных цветов, они по очереди достают кружок и придумывают сказочных персонажей, атрибуты, сочиняют сказки. Также в работе с детьми использовались игры путешествия, сценарии которых составлялись таким образом, что дети читали стихи и пели песни.

Развивалось воображение дошкольников с помощью театрализованной деятельности. Для этого организуются театральные игры, в которых педагог должен поощрять творческие способности детей и исполнительское мастерство, побуждать к импровизации мимикой и жестами, развивать выразительные движения детей [28; с. 1]; следить за тем, чтобы театрализованная деятельность перекликалась с другими видами деятельности дошкольников в едином образовательном процессе; знакомить детей с театральной культурой, правилами посещения театра, с устройством театра, с театральными жанрами; создать условия для совместной театрализованной деятельности взрослых и детей.


Для детей и их родителей оформляются папки, которые помогают познакомить их с театром и его деятельностью: «Виды театра», «Театральные профессии», также составляются картотеки «Ритмопластика». «Упражнения и этюды». В дошкольном учреждении организуются театральные встречи, приезжают с гастролями артисты из других городов.

В группе была создана благоприятная развивающая среда для детей, в которой были размещены различные центры народного творчества: настольный кукольный театр, пальчиковый театр, уголок «ряжения» в группе, где дети сами выбирают платочек, бусы, сарафан, корзиночку, используя изготовленные маски, они оказываются в мире сказок, способны пробудить в душе ребёнка любознательность, творческие способности, воображение.

Детям были предложены разнообразные игры и упражнения на развитие воображения: «Несуществующее животное», «Выдумай историю», «Продолжи рисунок», «Клякса», «Оживление предметов», «Так не бывает», «Нарисуй настроение», «Рисунки с продолжением», «Новое назначение предмета», На что похожи облака», «Портрет заговорил» (Приложение №1).

Таким образом, для развития воображения дошкольников были подобраны игры и упражнения, организованы театральные уголки, уголки народного творчества. Работа проходила по этапам, сначала была направлена на формирование невербального, затем вербального воображения.

2.3 Результаты исследования на контрольном этапе

Для определения эффективности проделанной работы была проведена вторичная диагностика уровня развития творческого воображения по следующим критериям:

Методика «Солнце в комнате»

- умение давать правильный конструктивный ответ,

- умение устранять несоответствие творчески,

Методика «Как спасти зайку?»

- умение использовать предметы в готовом виде;

- умение использовать предметы в стандартном и нестандартном виде;

Методика «Где, чье место?»

- умение выполнить задание педагога.

Для оценки результативности проделанной работы по развитию творческого воображения дошкольников, перейдем к анализу результатов диагностики (Рисунок 4).

Рис. 4. Уровни сформированности творческого воображения у старших дошкольников на контрольном этапе

Для того, что бы проследить динамику формирования творческого воображения у дошкольников обратимся к анализу проведенных методик (Рисунок 4).