Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда. Оценка уровня профессиональной деформации у педагогов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Советы специалистов позволяют сделать вывод, что необходимо иметь хобби, которое позволит Вам отвлечься от работы. Так же, что необходимо, даже при крайне загруженном и напряженном расписании заниматься делами, которые никак не связаны с работой, находить время и силы для общения с близкими людьми.

Еще одна полезная рекомендация: не копить негативные эмоции. Нужно делиться с окружающими, говорить о своих чувствах, проблемах, жаловаться на усталость и перенапряжение. Конечно, обсуждать это можно только с теми, кто захочет выслушать, не останется равнодушным и не станет насмехаться. Разговаривая с близкими, не только можно разрядиться, но и отвлечетесь, выслушивая ответные жалобы на жизнь. И к тому же дать возможность выговориться собеседнику.

Можно сделать вывод о том, что помимо напряженной работы необходимо иметь насыщенную и яркую жизнь, тогда и в профессиональном смысле человек будет успешен.

2. Мероприятия по снижению и устранению воздействия профессиональных деформаций на работника

Деятельность работников требуют высокой интенсивности мыслительных процессов, скорости и большого количества принятия решений, насыщенности действий, быстроты реакции на вмешательства внешних факторов, беспрерывного общения с другими людьми, различного статуса, разных профессиональных, и социальных групп. Человеческий фактор и неформальные отношения в коллективе лишь добавляют эмоциональную напряженность. Длительное, постоянное пребывание в стрессе неизбежно развивает профессиональные деформации.

Мероприятия, которые принято использовать для борьбы с профессиональной деформацией можно разделить на следующие 4 основных направления[20];

1. Приспособление себя к работе. Часто это называют "профессиональным ростом". Имеется в виду развитие у работника следующих качеств: эмпатия, сочувствие, сопереживание, сострадание, понимание человека, то есть совершенствование способностей приема и переработки информации, связанной с другим человеком. При этом, если сотрудник будет отделять это от собственных взглядов, тем это будет более профессионально.

2. Приспособление работы к себе. Это - противоположное направление; что-то вроде чувства протеста: не я должен приспосабливаться к своей работе, а она должна быть приспособлена ко мне. Данное мероприятие подразумевает


изменение профессиональных, организационных и других рамок, адаптацию их к себе, к своему организму, к своей душе.

3. Экономичный расход "эмоционального топлива". Имеется в виду уменьшение эмоциональных затрат, связанных с профессиональной деятельностью. К мероприятиям, которые направленны на поддержание стабильно-устойчивого психологического состояния работника, можно отнести разные способы "психологической защиты", а именно: "контроль контрпереноса", "разделение ответственности", формализация и структурирование своей деятельности, использование "техник" и прочее. В результате мы получаем, что работа становится стандартной, где работник уже спокойно выполняет свои обязанности[21].

4. Восстановление. Сюда относятся мероприятия, направленные на восполнение потерь, которые понес сотрудник, пройдя через профессиональные отношения. Сюда также относятся различные способы компенсации затраченных усилий и стимулирующие мероприятия: отслеживание результата, получение благодарности от клиентов, коллег, материальное вознаграждение, самопрезентация в среде специалистов.

Существует несколько способов для преграждения пути профессиональной деформации:

1. Культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью.

2. Внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций.

3. Поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации.

4. Удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.

5. Стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях, а также умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности.

6. Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих.

7. Открытость новому опыту.

8. Умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.

9. Обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).

10. Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу.

11. Участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом.

12. Периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно.


13. Участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с профессиональной деятельностью.

14. Хобби, доставляющее удовольствие.

15. Выполнения психотехнических упражнений. Вне зависимости от профессии, главным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя "сбрасывать" напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. Время затрачивается небольшое на выполнение данных упражнений, а вот результат благоприятный. Для наибольшего эффекта от данных упражнений рекомендуется использовать цвета.

16. Игры-формулы. Они используются для вербального (словесного) самовнушения. Данные формулы можно произносить как в слух, так и про себя по дороге на работу, в течении рабочего дня, в трудной ситуации или при подготовке к выполнению задания. Формулы можно произносить произвольно, а не точно по тексту. В зависимости от характера человека может меняться и формула. Например, человек, не терпящий приказов и директив, должен построить текст формулы в мягкой манере, в форме убеждения: "Я спокоен и уверен в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, потому что впереди у меня трудный разговор". В то же время у эмоционального человека текст должен содержать яркие прилагательные: "Я испытываю спокойствие и уверенность в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, как мощный фундамент великолепного здания".

17. Определенные ритуалы очищения. Ритуалы могут быть любыми, самое главное, чтобы они помогали очертить границы между работой и домом. Например, в США, сотрудник встает на пороге своего дома, выдыхает и отряхивает, тем самым стараясь оставить все проблемы, связанные с работой за порогом дома.

Помимо индивидуальных средств защиты и профилактики существуют коллективные подходы. Когда руководитель берет на работу сотрудника, он рассматривает его как ценный ресурс для реализации задач организации. Забота о каждом сотруднике - это сохранение ресурса организации. Особенности профессии и эмоциональная включенность требуют определенных условий от организации. Это наличие наставничества, супервизорства, проведения дебрифингов, повышения квалификации. Индивидуальное консультирование по вопросам профессиональной деятельности, например, профориентация внутри помогающих профессий или профессиональная непригодность.

К мероприятиям по устранению или снижению воздействия профессиональной деформации, уровня стресса, испытываемого на работе, увеличению производительности можно отнести[22]:


1. Организация физической среды;

2. Улучшение условий для отдыха и приема пищи;

3. Четкое структурирование производственного процесса во времени и пространстве;

4. Кабинеты психологической разгрузки;

5. Привлечение работников при планировании работы, различных нововведений, режимов работы;

6. Проведение опросов по организации производства;

7. Проведение собраний в коллективах;

8. Проведение серий семинаров-тренингов с руководителями среднего и низшего звена (по типу “мозгового штурма”) по выявлению и решению проблем на производстве;

9. Переквалификация и повышение квалификации работников;

10. Анализ кадрового состава отдельных подразделений по выявлению специальностей, которые необходимо провести через переобучение;

11. Выделение отдельных сотрудников, которые имеют перспективы для роста (профессионального и служебного);

Из всех перечисленных мероприятий, самым распространенным можно назвать психолого-педагогическое образование сотрудников и повышение их квалификации.

Со стороны руководящего звена компании должна быть организована система поощрений, должны быть использованы методы психологической разгрузки и релаксации прямо на работе.

Важным аспектом в профессиональной деятельности сотрудника является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда он сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. В ситуации, когда работник находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае если он находится в ситуации оценивания со стороны коллег ил других людей.

Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня.

Регулярное выполнение психотехнических упражнений поможет правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Из всего выше сказанного хотелось бы сделать следующие выводы:


1. Мероприятия, которые принято использовать для борьбы с профессиональной деформацией можно разделить на 4 основных направления, а именно:

А) Приспособление себя к работе;

Б) Приспособление работы к себе;

В) Экономичный расход "эмоционального топлива";

Г) Восстановление;

2. Существует 17 способов для преграждения пути профессиональной деформации. Все способы были более подробно рассмотрены в данной главе;

3. К мероприятиям по устранению или снижению воздействия профессиональной деформации, уровня стресса, испытываемого на работе, увеличению производительности можно отнести 11 мероприятий, эффективность которых научно доказана.

3. Оценка уровня профессиональной деформации у педагогов.

Для оценки уровня профессиональной деформации был составлен опросник, который состоял из 32 вопросов. Опрос был проведен в сельской школе, количество учителей в которой 8 человек. Педагогический состав представляет собой молодые учителя, стаж которых от 2 до 4 лет.

Результаты опроса показали, что чем выше стаж учителя, тем выше балл, который приближает к утверждению о том, что у человека наступила профессиональная деформация. Но не смотря, у каждого из учителей балл не перешел за порог, говорящий о профессиональной деформации.
Несколько примеров опроса, который был проведен среди учителей предоставлен в Приложении 1.

Из данного исследования можно сделать вывод, что чем выше стаж учителя, то тем выше балл, говорящий о том, что у человека начинается профессиональная деформация.

Приложение 1

Заключение

Профессиональная деформация представляет собой изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.

Наибольшее влияние профессиональная деформация оказывает на личностные качества тех профессий, которые работают с людьми.

Профессиональная деформация личности может носить как эпизодический, так и устойчивый характер. Как частные случаи профессиональной деформации личности можно выделить административный восторг, управленческую эрозию и синдром эмоционального выгорания.