Файл: Принятие управленческого решения как организационный процесс.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Понятие «управленческое решение»
1.1 Значимость управленческого решения в менеджменте
1.2 Классификация правленческих решений
Глава 2. Принятие управленческого решения,как организационный процесс.
2.3 Факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения.
Решение должно отвечать ряду требований: обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность, эффективность .Для принятия решений менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить надлежащими полномочиями, возложив на них в то же время ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с теми решениями, что принимались ранее как по вертикали, так и по горизонтали управления.
2.1 Процесс принятия решений.
Этапы и операции процесса принятия решения, констатация возникновения проблемы и ее описание, определение причин возникновения проблемы, разработка вариантов решений, их количественная и качественная оценка, принятие решения и контроль. Эффективность производства в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.
Решение, как процесс, характеризуется тем, что он, протекает во времени, осуществляясь в несколько этапов.
Проблема- это сложный вопрос или практическая ситуация, обусловливающие невозможность в данных условиях получить желательный результат. Проблема отражает несоответствие сложившейся ситуации и целей организации. Так как одну и ту же проблему можно решить разными путями, возникает задача выбора наиболее подходящего варианта.
На первом этапе руководитель выявляет проблему. Определить проблему бывает порой не менее сложно, чем варианты ее решения. Для этого требуется установить границы системы, в рамках которой она рассматривается. Не менее важно уметь разделять проблемы на важные и второстепенные.
После нахождения проблемы необходимо найти причины ее возникновения,которых может быть множество,например неверные принципы, на которых основывается деятельность организации,неполнота знаний о ситуации, порождающей проблему, непредвиденные обстоятельства.
Вторым этапом поиска решения является анализ самой проблемы,который приведет в итоге к постановке основных задач и определению содержания основной работы,направленной на ее преодоление. Руководитель оценивает возможность и целесообразность работы над решением проблемы в данной ситуации,к примеру может ли позволить себе организация такой объем затрат, составляет план работы и назначает ответственных за работы сотрудников.
Поскольку обычно разрабатывается несколько вариантов решения, возникает потребность в критериях отбора окончательного решения[6]. Критерии зависят от характера задач и могут быть необходимыми и достаточными.
Необходимые критерии имеют характер жестких ограничений, переступать которые недопустимо. Они позволяют отделить приемлемые варианты решений от неприемлемых.
Обычно в основе таких критериев лежат правовые, технические, экологические и иные сходные с ними нормы и нормативы, например, предельно допустимый уровень загрязнения окружающей среды, технические условия эксплуатации, требования законодательства.
Желательные критерии дают возможность сделать выбор лучшего варианта решения из оставшихся. Они отражают иной класс требований, среди которых, в частности, можно назвать эргономические, социальные. Но главными требованиями являются экономические.
Желательные критерии могут исходить из целей, ресурсов, задачи избежания негативных последствий. По возможности они должны иметь количественное выражение.
Следующим этапом принятия управленческого решения является формулировка вариантов и выбор наилучшего. Оптимальный вариант предполагает нахождение такого сочетания его качественных и количественных переменных, которое в наибольшей степени будет отвечать стоящей задаче. При принятии решения необходимо оценить возможные последствия их реализации.
Окончательный вариант согласовывается с исполнителями и заинтересованными в результате лицами внутри и вне организации. Это позволяет осуществлять их эффективное взаимодействие в процессе реализации решения.
Поскольку в организации все взаимосвязано, изменения в деятельности одного подразделения влияют на другие. Так как каждое из них имеет собственные интересы, все будут стремиться максимально извлечь свою выгоду и переложить проблемы на других, могут возникать конфликты. Поэтому каждое подразделение должно знать о принимаемых решениях и заранее определять свое отношение к ним. Кроме того, от исполнителей решение может потребовать нового типа поведения, навыков, переподготовки, большей затраты энергии.
Процесс реализации решения состоит из таких этапов, как доведение его до всех заинтересованных лиц, постановка задач, контроль и корректировка их выполнения. На эффективность реализации решения во многом оказывает влияние оптимальная последовательность и качество выполнения соответствующих работ.
2.3 Факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения.
За последние 20 лет дважды Нобелевская премия в области экономики присуждалась за работы по совершенствованию общепринятой концепции принятия решений – в 1978 г. Г.Саймону[7] за исследование процесса принятия решений (основная идея – нахождение в экономических организациях решений, приемлемых для всех), в 1986 г. Дж. Бьюкенену[8] за развитие основ теории принятия экономических и политических решений (основная идея – принятие решений исходя из интересов участвующих в этом процессе лиц).
Решения принимаются в условиях действия большого числа факторов, которые должны рассматриваться одновременно. Влияние этих факторов на принимаемые решения различно, но учет их определяет ценность решения.
Процесс принятия решения подвержен влиянию факторов, отражающих особенности руководителя, принимающего решения, особенности внешней среды, в том числе условия определенности, риска или неопределенности, а также связанные с ними негативные последствия, информационные ограничения, взаимозависимость и связность принимаемых решений и другие факторы. Составить полный перечень факторов или подробно их проанализировать практически невозможно: всегда остается опасность упустить некоторые из них.
Фактор принятия решения напрямую зависит от самой проблемы. Проблемы обычно делятся на три типа: благоприятные, кризисные и обычные. Кризисные и обычные-это явные проблемы, регулярно рассматриваемые менеджером,тога как благоприятные более завуалированы,и менеджеру требуется самому их выявлять. Поскольку кризисные и обычные проблемы требуют немедленного поиска решения, руководитель может потратить массу времени на их рассмотрение,тем самым пуская возможность рассмотрения новых благоприятных. Многие управляемые организации пытаются отвлечься от кризисных и обычных проблем, обращая внимание на более долгосрочные вопросы посредством определения перспективных целей, стратегий и программ планирования[9].
Первая фаза определения проблемы – осознание симптомов сбоев:1)низкие прибыль, сбыт, производительность труда, качество продукции;2)высокие издержки производства и обращения;3)многочисленные конфликты в организации, большая текучесть кадров, низкая мотивация и преданность персонала.
Вторая фаза диагностирования проблемы – определение причин ее возникновения.
Следующим шагом является выявление проблемы в ряду других,основываясь на факторы: воздействие на организацию, срочность проблемы и ограничения по времени, поддержка проблемы извне.
На данном этапе учитываются ресурсы, выделяемые для решения и ограничители,ими могут быть лимиты времени на разработку и решение проблемы, размеры выделяемых на это средств, параметры эффективности достижения цели. Также, помимо лимитов времени, руководство устанавливает критерии, по которым будет оцениваться альтернативы выбора. Наиболее детально разработаны критерии для программируемых решений, где возможны использование методов количественного анализа и электронная обработка данных.
Факторы, подлежащие рассмотрению при принятии управленческих решений, можно разделить на две группы: факторы среды принятия решения и психологические.
Факторы среды принятия решения. Многочисленные факторы внутренней и внешней среды организации оказывают влияние на принятие решения. Экономические, технологические ,политические и социальные факторы относят к внешним,влияющим на деятельность организации, поведение принимающего решение и, как итог, на сами решения.
Правительственная, финансовая и кредитная политика и политика импорта и экспорта,определяющие уровень цен,особенно важны среди экономических факторов, не менее важны такие экономические факторы внешне среды,как уровень занятости,темп инфляции, стабильность валюты, конкуренция и состояние рынка.
К технологическим факторам относятся методы работы, изобретения, свойства и изменения состояния формы материала, различные способы производства, хранения и транспортировки сырья, уровень развития автоматизации и механизации, способы производства, умение воздействия на индивидуальное и групповое поведение, совершенствование методов управления. Нельзя отодвигать на второй план технологические факторы, иначе есть риск уступить в конкуренции[10] организациям.
Политические факторы — это преимущественно комплекс законов, указов, мероприятий правительственных учреждений.
Социальные факторы складываются на основе потребностей личных качеств и способностей личности.
Ресурсы и система управления относятся к факторам внутренней среды. Они играю немаловажную роль в принятии решения. Требуется проведение тщательного анализа ресурсного обеспечения, а также научно-технических возможностей, экономических и социальных перспектив организации, целевых функций развития региона или отрасли. Всесторонняя обоснованность управленческого решения требует поиска новых путей и форм обработки социально-экономической и научно-технической информации, то есть формирования определенного профессионального мышления и развития его аналитических функций. Руководитель ,прежде чем принять решение, анализирует , способна ли организация выделить средства для принятия и реализации принимаемого решения, сколько времени займет процесс принятия решения, имеется ли необходимое оборудование и квалифицированные специалисты для выработки и реализации решения.
Психологические факторы-то то, что вносит отдельный человек в процесс принятия решения в зависимости от личных качеств, способностей, опыта, возможностей восприятия, стремлений и осознания своей роли.
Важно подчеркнуть, что все управленческие решения построены на основе чьей-то системы ценностей. Каждый человек обладает такой системой, она определяет его действия и влияет на принимаемые решения. Некоторые организации (фирмы) пытаются создать систему корпоративных ценностей, чтобы решения, принимаемые руководителями, и действия всех работников были направлены в одно русло.
Также на принятие выбора влияет и личный опыт принимающего решение. В результате повседневного решения множества управленческих задач на основе опыта руководитель посчитает, что проблема аналогична с ранее поставленной,и ее можно решить тем же способом, опасность такого выбора заключается в том,что попросту можно не увидеть более эффективную альтернативу.
Оптимальная последовательность и качество выполнения соответствующих работ во многом оказывают влияние на эффективность реализации принятого решения.
Не стоит забывать о не менее важных факторах: личных. К ним относятся требуемый уровень квалификации,опыта и знаний,индивидуальные навыки руководителя, а так же сотрудников,занимающихся реализацией решения, в том числе и заинтересованность в положительном результате. Личностная оценка руководителя,а именно субъективное мнение о приоритетных задачах, например, менеджер сконцентрирует внимание на экономические проблемы ,а не на социальные.
Поведенческие ограничения. Многие факторы, затрудняющие межличностные и внутри организационные коммуникации, влияют на принятие управленческих решений. Также по-разному могут восприниматься существование и серьезность проблемы[11]. Из-за перегрузки информацией и текущими проблемами менеджеры могут не увидеть открывающихся возможностей. Руководитель может чувствовать, что вышестоящий начальник будет раздражен, если ему сообщить о реальной или потенциальной проблеме. То есть в зависимости от способа обмена информацией руководителя с подчиненными в значительной степени зависит поведение подчиненных. Может иметь место точка зрения, что "проблема - это плохо", так как гораздо важнее "хорошо выглядеть". Руководитель может отвергнуть ту или иную альтернативу в силу пристрастий, симпатий или антипатий по отношению к кому-либо и тому подобное.
Среда принятия решения. При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск, относящийся к уровню определенности, с которой можно прогнозировать результаты, так как руководитель должен прогнозировать результаты в разных обстоятельствах и условиях. Эти обстоятельства традиционно классифицируется как условия определенности, риска или неопределенности, в том числе негативные последствия.