Файл: Планирование производственной программы предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1.2. Основные внешние и внутренние цели БПЛ

Основная задача БПЛ декомпозируется на группу задач второго уровня:

1. Снизить высокий уровень неопределенности, всегда сопутствующий открытию нового бизнеса.

2. Определить рыночные перспективы основной идеи проекта, спрогнозировать реакцию рынка на результат реализованных планов.

3. Рассчитать экономику проекта и спрогнозировать основные параметры планово-отчетных форм: балансового листа, денежных потоков и финансового результата.

4. Спланировать потребность, установить основные источники, пути привлечения финансирования в проект.

5. Построить динамическую модель, позволяющую моделировать развитие ситуации по проекту для реализации лучшего решения.

6. Выявить, идентифицировать проектные риски, сформулировать мероприятия по их снижению.

7. Подтвердить компетентность руководителей единиц бизнеса компании и способность их самостоятельно развивать подотчетные направления деятельности.

8. Повысить статус заказчика или разработчика бизнес-плана в глазах контрагентов, а также силу его переговорной позиции.

9. Обосновать выгодность вложений в проект для инвесторов, кредитных учреждений и других партнеров.

10. Обосновать целевой социально-значимый характер проекта для признания целесообразности его государственной поддержки.

1.2 Бизнес - план, его структура и значение

Для того, чтобы бизнес-план стал действительно надежным инструментом для повышения финансовой устойчивости предприятия, его составление должно соответствовать нескольким принципам [8]:

- гибкость – бизнес-план предприятия может меняться в зависимости от условий его деятельности; непрерывное планирование; 

- координация усилий, когда все задачи, поставленные бизнес-планом, решаются в связи друг с другом;

- альтернативность – то есть возможность выбрать оптимальный способ действий из нескольких предложенных бизнес-планом;

- адекватность – соответствие реальному положению дел при оценке предприятия и условий его хозяйственной деятельности.
Хороший бизнес-план предприятия должен быть итеративным, то есть его показатели должны меняться в зависимости от изменений на рынке, экономических сдвигов и колебаний.


На содержание и структуру бизнес-плана существенно влияют размеры бизнеса и объемы финансовых потребностей. Чем масштабнее является предпринимательской проект, чем больше инвестиций он требует, тем шире круг вопросов должен быть отражен в бизнес-плане, тем более детальными и обоснованными должны быть соответствующие расчеты.

На содержании и структуре бизнес-плана сказывается и специфика сферы будущего бизнеса. Обоснование предпринимательского проекта в сфере производственной деятельности требует основательного и «объемного» бизнес-плана силу самой природы этой сферы. Напротив, предприниматель, желающий начать розничную торговлю, не нуждается в проработанном до мелочей бизнес-плане [2].

Подходы к разработке бизнес-плана изменяются согласно характеру бизнеса, особенностями его среды, конкретными целями бизнес-плана, индивидуальным запросам потенциальных инвесторов. Но это вовсе не значит, что не существует общих требований к проработке бизнес-плана. Существует ряд ключевых вопросов, которые должны быть тщательно изучены, оценены и отражены в каждом бизнес-плане.

Обосновать возможность коммерческого успеха - это первое основная задача любого бизнес-плана. Сделать это можно с помощью финансовых показателей, характеризующих:

- финансовые потребности для создания бизнеса;

- объемы предполагаемой продажи;

- размеры прибылей и убытков;

- движение наличности и т.п.

Все это и составляет основу финансового плана (как элемента бизнес-плана). Финансовые показатели - это конечный результат, параметры которого зависят от рыночных, производственных, организационных и других аспектов данного бизнеса [13]. Понятно, что и эти аспекты предпринимательского проекта интересуют возможных партнеров, поэтому могут быть освещены в бизнес-плане. Итак, обязательными составляющими бизнес-плана должны быть финансовый план; маркетинг-план; производственный план; организационный план.

Потенциальных инвесторов интересует не только доходность будущего бизнеса, но и связанные с ним риски, сильные и слабые стороны бизнеса как сравнить с конкурентами. Поэтому в бизнес-плане необходимо дать оценку угроз и возможных рисков.

Содержание бизнес-плана, как уже выяснено выше, зависит от влияния на него объективных факторов. 

Первый блок - это описание ключевых, важнейших и значимых аспектов будущего бизнеса; описание того состояния бизнеса, которого стремится достичь предприниматель в отношении всех компонентов менеджмента.


Во втором блоке должны быть количественно охарактеризованы меры, которые предполагается осуществить, чтобы достичь поставленных целей.

Третий блок обобщает результаты расчетов, сделанных во втором блоке, с помощью финансовых показателей, которые в итоге и становятся важнейшими критериями оценки привлекательности конкретного предпринимательского проекта.

На следующем этапе осуществляется декомпозиция или детализация этой трех блоковой структуры бизнес-плана. Здесь учитывается влияние на содержание бизнес-плана различных факторов и определяется перечень разделов и параграфов бизнес-плана. Существуют различные способы декомпозиции структуры бизнес-плана, но преимущество на практике чаще всего отдается функциональному принципу. Согласно ему в структуре бизнес-плана выделяют разделы по функциям управления: маркетинг, производство, управление персоналом, учет, финансы.

Большинство предпринимателей прорабатывают бизнес-планы для привлечения инвесторов к финансированию своего проекта. Поэтому далее будем рассматривать структуру, содержание и методику разработки бизнес-плана, ориентированного на привлечение инвестиций в производственную деятельность или сферу услуг. 

Многие из предпринимателей ошибочно считают, что структура бизнес-плана и последовательность его разработки - это первая позиция, с которой надо начинать. Такой ошибочный взгляд на логику разработки бизнес-плана поддерживается существованием программных продуктов с жесткой структурой, задающих одну-единственную последовательность действий. Малые фирмы, как правило, хорошо знают свой рынок, используя маркетинг по факту. Специальные маркетинговые исследования могут и не дать таким фирмам дополнительной полезной информации.

Следовательно, достаточно сложно определить универсальную последовательность проработки бизнес-плана. Принципиально важным здесь является понимание того, что в процессе разработки бизнес-плана неизбежно доведётся [12]:

1) проработать все основные разделы бизнес-плана;

2) несколько раз возвращаться к уже написанным разделам для дополнения, уточнения, доработки.

Одновременно можно утверждать, что процесс разработки бизнес-плана имеет внутреннюю логику, которая мешает предпринимателю «перескочить» через ключевые этапы этого процесса. Например, невозможно исследовать рынок будущего бизнеса, не определив сначала, какой конкретно продукт или услуга будут продаваться. Пока не будут проведены исследования рынка, невозможно составить реальный маркетинг-план.


Бизнес-план - это своеобразный по сути презентационно - рекламный документ, на основании которого можно сделать выводы не только о бизнесе, но и о его владельцах. Поэтому имеют важное значение как содержание, так и внешний вид бизнес-плана.

Существуют также и определенные правила технического оформления бизнес-плана. Такие правила предусматривают [10]:

1. Наличие титульного листа. На титульном листе обозначается:

- полное название фирмы;

- адрес фирмы;

- телефон фирмы;

- фамилии (названия), титулы, адреса, телефоны владельцев (учредителей) фирмы;

- сведения о характере и сферы бизнеса фирмы;

- сведения об общих финансовых потребностях;

- указание на конфиденциальность бизнес-плану;

- месяц и год составления бизнес-плана;

- фамилии авторов бизнес-плана.

На титульном листе не должно быть лишних подробностей;

2. Наличие страницы содержания. Поскольку бизнес-план нужно поделить на разделы и параграфы, то за титульным листом приводится содержание, которое содержит перечень разделов, параграфов, таблиц и прочего иллюстративного материала, приложений;

3. Размещение резюме в начале бизнес-плана. Резюме открывает бизнес-план, но составляют его только после того, как написано основные разделы бизнес-плана.

Главная задача резюме - показать, что предприниматель осознает основные положения бизнес-плана и способен четко и логично их изложить. Слишком детальное и большого объема резюме трудно читать. Слишком сжатый - может создать неадекватное представления о бизнесе.
Резюме - это краткий (1-2 страницы) обзор предпринимательского проекта, его ключевых, наиболее важных и значимых аспектов, способных привлечь внимание потенциального инвестора и заинтересовать его в дальнейшем детальном изучении бизнес-плана.

Фактически резюме является предельно сжатой версии бизнес-плана, не вступлением в него, а как бы «уведомлением о намерениях». На титульном листе указывается только общая предполагаемая стоимость предпринимательского проекта.

Составление резюме - важный и ответственный этап завершение работы над бизнес-планом. Потенциальные инвесторы получают много разных предпринимательских проектов. Они, как правило, вначале читают резюме и, если оно их не заинтересовало, бизнес-план дальше не рассматривают. Поэтому резюме обязательно:

1) должно быть написано так, чтобы максимально заинтересовать для дальнейшего ознакомления с бизнес-планом;

2) должно дать читателю достаточно четкое представление о вопросах, которые подробнее рассмотрены в основной части бизнес-плана.
На практике резюме составляют, используя уже написанную основную часть бизнес-плана. С каждого его раздела выбирают наиболее существенные и «яркие» аспекты будущего бизнеса.


Изложение материала в резюме, как правило, начинается с краткого описания концепции предлагаемого бизнеса и уникальных характеристик фирмы, которые позволят удовлетворить потребности будущих клиентов и обеспечить лидирования в соответствующей сфере. Далее излагаются преимущества и предполагаемые результаты деятельности фирмы в каждой из функциональных сфер (маркетинг, производство, персонал, финансы) с тем, чтобы охарактеризовать фирму как жизнеспособную и уникальную организации.

Ориентировочный перечень ключевых аспектов бизнеса, которые преподаются в резюме, такой [16]:

- описание концепции бизнеса, его возможностей, которые обеспечат преимущества на рынке и стратегии их реализации;

- сведения о целевой рынок бизнеса (основные потребители, особенности их обслуживания, предполагаемые объемы продаж, доля рынка);

- уникальные характеристики бизнеса, существенные конкурентные преимущества фирмы, которые имеют место или будут созданы в результате реализации разработанной стратегии;

- сведения о компетенции и профессионализм руководителя фирмы и членов команды менеджеров;

- основные предполагаемые показатели финансовой деятельности фирмы (доходность, период достижения безубыточности, срок возврата инвестиций и т.п.);

- характеристика общих потребностей в средствах, желаемой формы их получения, порядка и направлений их использования, форм возвращения инвестору.

Резюме завершается личной оценкой предпринимателем шансов на успех его проекта;

4. Размещение в конце бизнес-плана приложений. Одно из важнейших требований к бизнес-плану - это его лаконичность. Поэтому в нем практически невозможно дать подробную информацию о важных аспектах будущего бизнеса. Для решения этой проблемы и используют приложения.

В приложения следует включать только те документы, которые в них непосредственно средне заинтересованные потенциальные инвесторы или кредиторы (остальные документы должны быть заранее подготовлены для немедленного представления по необходимости заинтересованным лицам). Ссылки на все документы, содержащиеся в приложениях, должны быть сделаны в тексте бизнес-плана.

В частности, в приложения к бизнес-плану могут включаться: письма от клиентов, дистрибьюторов, подрядчиков, информационные документы (первичные сведения), договоры аренды, контракты, другие типы соглашений, прейскуранты поставщиков или конкурентов, то есть сведения, детализирующие, уточняющие, объясняющие содержание основных разделов бизнес-плана.