Файл: Планирование производственной программы предприятий.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Основы бизнес-планирования
1.1 Сущность бизнес-планирования, его цели и задачи
1.2 Бизнес - план, его структура и значение
ГЛАВА 2. Бизнес-планирование для коммерческого предприятия
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Направление бизнес-планирования и его необходимость для предприятия
- датчик моточасов;
- цифровой датчик топлива.
Абонентское обслуживание включает в себя все необходимые расходы по обеспечению работоспособности системы мониторинга: GPRS трафик, доступ к программному обеспечению Wialon PRO, неограниченное количество СМС, техническая поддержка, неограниченное консультирование.
Программа бизнес-планирования по внедрению системы мониторинга транспорта ГЛОНАСС предусматривает закупку 10 приборов ГЛОНАСС/GPS online, а также такого же числа набора технических средств «АвтоГРАФ/GSM-Лайт». Данный набор средств обеспечит бесперебойную связь с автотранспортом на линии.
Сравнивая категории цена – качество, наиболее приемлемой оказалась компания ООО “Ритм”. У нее можно приобрести систему навигации максимально устраивающую ООО «Формула».
Следующим этапом станет установка оборудования на транспорте. Вся операция достаточно проста и требует не более 20 минут времени. Специальных навыков не нужно, услуга установки системы входит в стоимость комплекта.
Рассмотрим стоимость затрат на установку системы в виде данных таблицы 2.1.
Таблица 2.1. – Стоимость системы навигации (в руб.)
Наименование |
Цена 1 комплекта |
Количество комплектов |
Стоимость оборудования |
Цена ПО |
Количество необходимого ПО |
Стоимость ПО |
Итого |
«Гранит навигатор – 4.14» |
9500 |
10 |
95000 |
1990 |
10 |
19900 |
114900 |
Таким образом, на основе данных таблицы 2.1 можно сделать вывод о том, что ООО «Формула» необходимо приобрести оборудование и программное обеспечение на сумму 114900 руб. Стоимость установки от компании “Ритм” осуществляется бесплатно. Необходимо будет приобрести стационарный компьютер для диспетчерской службы (35 000 руб.).
Установка оборудования не требует выделения какой-либо особой зоны в ООО «Формула». Предлагаем провести установку в зоне автомастерской, когда подвижной состав проходит плановые технические проверки.
Одновременно с установкой приборов и датчиков на подвижной состав проводим переоснащение диспетчерской. Установка программного обеспечения так же входит в стоимость поставки комплекта.
Таким образом, внедрение системы мониторинга автотранспорта на предприятии ООО «Формула» не требует снятия транспорта с линии и появления в структуре организации нового отдела.
Общие затраты на внедрение системы навигации составляют 150 000 руб. (оборудование, программное обеспечение и компьютер для диспетчерской).
ГЛАВА 3. Разработка бизнес-плана и оценка его эффективности
Поскольку в работе предлагается мероприятие, а не отдельное новое направление деятельности ООО «Формула», то приведем наиболее значимые разделы бизнес-плана по внедрению системы ГЛОНАСС.
- Инвестиционные затраты.
Инвестиционные затраты – это расходы на создание, реконструкцию или техническое перевооружение основного и оборотного капитала.
Инвестиционные затраты по проекту оснащения системой ГЛОНАСС представлены в таблице 16. Основную долю в структуре затрат занимают затраты на приобретение нового оборудования.
Таблица 3.1. – Инвестиционные затраты по проекту (в тыс. руб.)
Сумма |
|
Оборудование для навигационной системы ГЛОНАСС |
115 |
Прочие капиталовложения (компьютер) |
35 |
Всего капитальных вложений |
150 |
Сумма инвестиций всего составляет 150 тыс. руб., в том числе на закупку оборудования навигации 115 руб. руб. В распоряжении ООО «Формула» на конец 2017 года находятся денежные средства в размере 6013 тыс. руб., поэтому принято решение о финансировании мероприятия за счет собственных средств.
- Операционный план.
Предполагается, что система ГЛОНАСС позволит снизить потери времени, ГСМ. В зависимости от сферы деятельности автомобильного транспорта, расходы по внедрению системы мониторинга транспорта ГЛОНАСС окупаются в срок от 1 до 4 месяцев. Экономический эффект от внедрения системы мониторинга достигается за счет следующих оптимизационных процессов.
Снижение расходов на персонал. В любой компании самые ощутимые затраты связаны с персоналом. При рабочем дне ООО «Формула» с 9:00 до 18:00 с часовым перерывом на обед водители приходят на работу в 9:15, в 12:45 едут на обед, между делом решив пару личных вопросов, при этом возвратившись с обеда в 14:15, сообщая диспетчеру, что простояли в пробке (например), а заканчивают рабочий день в 17:40. При этом требуют зарплату за 8-и часовую 5-и дневную рабочую неделю. После внедрения системы мониторинга ГЛОНАСС можно оплачивать только за действительно отработанное время (таблица 3.2).
Таблица 3.2. - Расчет экономии от потерь времени
Наименование |
Показатель |
Количество (автомобилей), в шт. |
10 |
Оклад водителя в месяц, руб. |
18 000 |
Один час рабочего времени водителя при 21-дневном рабочем месяце составит, руб./час. |
77,38 |
Экономия рабочего времени после внедрения системы мониторинга, минут/автомобиль в день |
70 |
Итого на 1-го сотрудника в день экономия составит, руб. |
90,28 |
Месячная экономия, руб. |
18958,33 |
Годовая экономия, руб. |
227500,00 |
Реальная экономия от потери рабочего времени в год составляет 227 500 руб., что является весьма ощутимой величиной в условиях усиливающейся конкуренции на фоне экономического кризиса в стране.
Снижение расхода топлива. На основе статистических данных клиентов компании “Ритм” уменьшение затрат на ГСМ (топливо) после внедрения в автопарках системы контроля и учета расхода топлива достигает 10-21%. Внедряя систему в автопарк из 10 машин, работающих на линии в г. Кашира и по Московской области, с топливным баком в 70 литров. Предположим, что в день водителю удается «сэкономить» и слить 7 литров топлива (таблица 3.3).
Таблица 3.3. - Расчет экономии снижения расхода топлива
Наименование |
Показатель |
В неделю водитель сливает для собственных нужд, литров |
35 |
Средняя стоимость 1 литра топлива, руб. |
33,8 |
Потери организации составят в месяц, руб. |
4732 |
Месячная экономия на 10 ед. техники после внедрения системы контроля и учета расхода топлива составит, руб. |
4732 |
Годовая экономия, руб. |
56784 |
Таким образом, экономический эффект от внедрения системы мониторинга достигается за счет следующих оптимизационных процессов (таблица 3.4).
Таблица 3.4. – Общая экономия затрат в год (в руб.)
Наименование статьи экономии |
Показатель |
Снижение расходов на персонал |
227 500 |
Снижение расхода топлива |
56 784 |
Итого |
248 284 |
Общая экономия затрат от установки системы навигации ГЛОНАСС на машины ООО «Формула» составляет 248 284 руб. ~ 248 тыс. руб.
Кэш-фло - движение денежных средств в рамках компании, проекта или продукта. Имеются в виду свободные деньги на счетах и в кассе (свободный резерв), то есть наиболее ликвидные активы. Выражается итоговым показателем с отрицательным или положительным знаком, который формируется из поступлений и платежей. Баланс наличности на конец каждого периода должен быть положительной величиной, чтобы не возникало кассовых разрывов.
Также увеличение значения баланса наличности на конец периода увеличивает устойчивость проекта. Кэш-фло рассматриваемого проекта приведен в таблице 3.5.
Данные планирования денежных потоков указывают на то, что сумма экономии затрат начнет превышать сумму инвестиционных затрат уже в четвертом месяце. По результатам составленного Кэш-фло произведем расчет интегральные показатели эффективности проекта.
Оценка эффективности представляет собой наиболее ответственный этап в процессе принятия управленческих решений при бизнес-планировании. От того, насколько объективно и всесторонне проведена эта оценка, зависят сроки возврата вложенного капитала и темпы развития предприятия. Объективность и всесторонность в значительной мере определяются использованием современных методов проведения оценки эффективности инвестиционных проектов.
Таблица 3.5. – Планирование денежных потоков (кэш-фло, в тыс. руб.)
Движение денежных средств |
0-й период |
1-й месяц |
2-й месяц |
3-й месяц |
4-й месяц |
5-й месяц |
6-й месяц |
Операционная (текущая) деятельность |
150 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Поступления: |
|||||||
экономия на затраты |
20,6 |
20,6 |
20,6 |
20,6 |
20,6 |
20,6 |
|
Кэш-фло денежных средств от операционной (текущей деятельности) |
150 |
20,6 |
20,6 |
20,6 |
20,6 |
20,6 |
20,6 |
Инвестиционная деятельность |
-150 |
||||||
Кэш-фло денежных средство от инвестиционной деятельности) |
-150 |
||||||
Баланс наличности на конец периода |
0 |
20,6 |
41,2 |
82,4 |
164,8 |
329,6 |
659,2 |
Для определения стоимости собственного капитала применяется модель оценки долгосрочных активов (CAPM). Ставка дисконтирования (ставка доходности) собственного капитала (Re) рассчитывается по формуле (3.1):
(3.1)
где Rf - доходность безрисковых активов, под которой, как правило, понимают
доходность государственных ценных бумаг;
Rm - ожидаемая средняя норма прибыли рыночного портфеля;
(Rm-Rf) - премия за риск вложения в акции (в ряде учебных пособий
премия за рыночный риск принимается равной 5%);
β - коэффициент, характеризующий чувствительность оцениваемой ценной бумаги к изменениям рыночной доходности (рассчитывается по статистическим данным и выражает вариабельность доходности ценной бумаги по отношению к среднерыночной доходности).
В качестве безрисковых активов (то есть активов, вложения в которые характеризуются нулевым риском) рассматриваются обычно государственные ценные бумаги казначейские векселя, российские еврооблигации Russia-30 со сроком погашения 30 лет. Информация о доходности этих ценных бумаг была найдена в газете «Ведомости» по данным ЦБРФ. На январь 2016 года ставка доходности по этим бумагам составляла 8% годовых.
β – коэффициент, определяющий изменение цены на акции компании по сравнению с изменением цен на акции по всем компаниям данного сегмента рынка. В России информацию о значениях β-коэффициентов компаний, можно найти в информационных выпусках рейтингового агентства АК & М. Для ООО «Формула» β = 1,02. Данный коэффициент был найден на сайте рейтинговой компании Ibbotson Associates. (Rm–Rf) – премия за рыночный риск. Это величина, на которую среднерыночные ставки доходности на фондовом рынке превышали ставку дохода по безрисковым ценным бумагам в течение длительного времени. Она рассчитывается на основе статистических данных о рыночных премиях за продолжительный период. В учебных изданиях премия за рыночный риск принимается равной 7,27%.
Rm – среднерыночные ставки доходности на фондовом рынке (9,7%).
Таким образом, произведя расчет по формуле (40) ставка дисконтирования составляет 22%.
Простой срок окупаемости (PP) рассчитывается по формуле 3.2:
(3.2)
где Io – первоначальные инвестиции по проекту;
NP – чистая прибыль.
Дисконтированный срок окупаемости (DPP) рассчитывается по формуле (3.3):
, (3.3)
где Ct – ЧДП от реализации инвестиционного проекта;
r – ставка дисконтирования.
Чистый приведенный доход проекта с учетом заданной ставки дисконтирования равен 9 773,4 тыс.руб. Очевидно, что это число является неотрицательным, следовательно, с точки зрения данного показателя проект следует принять к реализации. Чистый приведенный доход рассчитывается по формуле (3.4):
. (3.4)
Индекс доходности (PI) характеризует доход на единицу затрат Индекс доходности есть отношение суммы дисконтированных притоков к сумме дисконтированных оттоков денежных средств по проекту; представлен формулой (3.5).
(3.5)
Индекс доходности отражает эффективность дисконтированных потоков к первоначальным инвестициям. По правилу индекса прибыльности проект должен быть принят, если его индекс доходности не меньше единицы, в случае рассматриваемого проекта этот показатель равен 1,15.
Простая норма рентабельности (ARR) представляет доходность как отношение между среднегодовыми поступлениями от реализаций и величиной начальных инвестиций. Данный показатель равен 97,2%. Он не учитывает концепцию временной ценности денег. Если в проекте ARR больше или равно ставке дисконтирования, то такой проект следует принимать к реализации.