Файл: Технологии создания управленческих команд (Модели командообразования).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 690
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Теория управления ХХ столетия
2. РУКОВОДИТЕЛЬ И ЕГО РОЛЬ В КОМАНДООБРАЗОВАНИИ
2.2 Что такое «командообразование»
2.3 Понятие «руководитель» в командообразовании
2.4 Роль руководителя в командообразовании
3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМАНДЫ
3.3 Особенности командообразования, плюсы и минусы
4. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ПРИЗНАКИ УПРАВЛЕНИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
4.2 Пять факторов Патрика Ленсиони
4.3 Работы А. Баркера и М. Гленома
4.4 Типы команд по Д.Макинтош-Флетчер
Среди нелинейных подходов можно отметить модели Дж. Макгрейта (сложная система), С. Козловского (колебания интенсивности), Э. Сджеволда (колесо ролей), К. Джерсик (неустойчивое равновесие), М. Маркс, Дж. Мэтью и С. Заккаро (эпизоды).
Концепции подобного рода постулируют, что в развитии команд нет ни универсальных линейных этапов, ни повторяющихся циклов. То, как команда действует, в очень большой степени зависит от контекста, а не только от характера работы, а также и от того, каковы отношения участников с другими людьми извне самой команды. Сами границы команд в таких моделях представляются весьма условными – особенности современного бизнеса предполагают выраженную многофункциональность каждого сотрудника, который может одновременно работать в нескольких командах, возможно, географически распределенных либо виртуальных. Таким образом, имеет смысл рассматривать скорее не автономные команды, а широкие сети сотрудников, связанных совместной работой либо общими целями и интересами. Всё это диктует новые формы командообразования: нужно не подталкивать команду к новой стадии развития, а развивать у ее участников межличностные, коммуникативные, рефлексивные навыки; учить их работать над разными задачами в рамках разных культур, а также строить и развивать персональные и командные цели контактов.
Нельзя не признать, что контекст современного бизнеса отражен в подобных подходах весьма полно и точно. Тем не менее, к командообразованию как таковому они относятся лишь как к одной из целого ряда взаимосвязанных практик – в частности, к ним относятся поддержка производительности, непрерывное обучение, развитие лидерства и так далее.
3.2. Этапы командообразования
Специалисты выделяют пять ключевых этапов командообразования:
Адаптация – этап анализа поставленных задач и взаимного информирования. Как показывает практика, результативность коллектива на данном этапе довольно низкая, так как участники плохо знают друг друга, настороженны и чувствуют себя «не в своей тарелке», не уверены в поддержке остальных членов группы. Но несмотря на все минусы, на этом этапе происходит поиск оптимального способа решения поставленной руководством задачи.
Группирование – этап создания отдельных групп по интересам и симпатиям, объединение всех членов подгрупп вокруг их лидеров. На втором этапе происходит эмоциональный ответ коллектива на требования руководства.
Кооперация – этап проявления групповой солидарности и сплоченности людей. На данном этапе у сотрудников появляется желание работать над решением поставленной задачи. Развивается организационное единство, но отсутствуют психологические связи.
Нормирование деятельности – этап, в процессе которого разрабатываются принципы эффективного группового взаимодействия. Отношения участников особенно тесные, доминирует сфера эмоциональной активности.
Функционирование – этап принятия решений для успешного выполнения поставленной задачи. На данном этапе образуется ролевая структура, группой достигается высший уровень подготовленности, организационного и психологического единства. Целесообразно использовать средства материального и морального стимулирования, награждать стоит всю группу целиком.
Руководителю, решившему применить командообразование в компании, важно помнить и понимать, что рассмотренные этапы – это примерный ориентир в типичном пути развития сотрудников и подразделений. Построение эффективной команды потребует от руководства внимательного управления: четкую постановку целей, регулярный инструктаж, обширная система коммуникаций, обратную связь, оптимальное использование всех ресурсов, внимательное отношение к замечаниям каждого сотрудника.
В современном мире, для создания успешного бизнес – проекта необходимо собрать команду единомышленников, которая будет генерировать и реализовывать нестандартные идеи. На данный момент развитие командообразования наиболее актуальная тема для разработки методов в российских организациях.
Люди – главная ценность и основной ресурс любого бизнеса.
Каждый начинающий или опытный руководитель стремиться использовать этот ресурс с максимальной эффективностью. Чем теснее взаимодействует коллектив, тем большую пользу и прибыль он сможет принести организации, что в свое время позволит с высокой результативностью и более быстрым темпом решать самые сложные задачи и воплощать идеи в жизнь.
Идеальным вариантом команды является такой коллектив, в котором сотрудники уже много лет знают друг друга, налажены дружеские отношения, среди которых царит доверие, понимание, поддержка и взаимопомощь. А если коллектив совершенно новый, люди не знают друг друга и не могут найти «точки соприкосновения» между собой. Как сплотить этих людей и сделать из них настоящую команду способную эффективно работать на положительный результат?
Для достижения этих целей применяются пришедшие из зарубежной практики методика тимбилдинга – тренингов, направленных на улучшение взаимодействия между сотрудниками, сплочение коллектива, осознание общих для всех целей и задач. Существует огромное количество методик, помогающих не только сплотить, но и объединить сотрудников вокруг общей цели. Но из-за русского менталитета, и особенностей характеров сотрудников в российских компаниях многие процессы протекают особенно и своеобразно.
Тимбилдинг в России не рассматривается как обыденный бизнес-инструмент [1].
Во всем мире в системе управления человеческими ресурсами в организации, которая желает добиться успеха, происходит переориентация бизнес-процессов с индивидуальной работы на командную работу персонала. В современных рыночных условиях предпосылками для формирования проектных организационных структур стали:
1) качество продукта и сосредоточенность на процессах;
2) адаптация к запросам потребителя.
Поэтому одним из основных факторов, влияющих на эффективность функционирования проектной структуры является командообразование [2].
В современной России популярность тренингов командообразования с каждым годом растет примерно на 20% по данным 2010-2015 годов [3].
В настоящий момент в российских компаниях большой упор делается на получение прибыли, получения максимального дохода от реализации товара и услуг, не обращая внимания на качество продукта и удовлетворенности потребностей клиента. Желание больше заработать объединяет людей, но эффективность командной работы снижается и становится равной нулю.
3.3 Особенности командообразования, плюсы и минусы
Однако в нашей стране есть и более позитивные особенности. Одной из самых важных черт менталитета русского человека является коллективизм. Это чувство присуще почти каждому россиянину от рождения и сопровождает его на протяжении всей жизни. Анализируя особенности российского командообразования, никак нельзя замалчивать преимущества и недостатки российского менталитета. Поэтому, помня о таком важном аспекте как менталитет народа, не следует слепо копировать чужие методики, которые могут быть рассчитаны на другой тип культуры.
Таким образом, можно сделать выводы о командообразовании в деятельности российских организациях исходя из вышеизложенных особенностей:
1) командообразование представляет собой приверженность к определённой команде (организации), что полностью характеризует россиян и их готовность в любой момент бороться за единые цели;
2) увеличение тренингов по командообразованию в российских организациях говорит о том, что мы готовы перенять опыт зарубежных стран и адаптировать его на свои компании;
3) коллективизм — составная часть менталитета русского человека, следовательно, залог на успешное будущее такого процесса как командообразование;
4) на проектно-организационные процессы в российских организациях влияют исторические корни коллективной работы в нашей стране, которые сложились испокон веков.
Успешное функционирование команды и высокие результаты возможны при соблюдении некоторых условий, рассмотрим их ниже:
- Грамотная постановка целей
- Наличие четких и ясных задач
- Правильный подбор командного состава
- Наличие детализированной системы работы
- Способность людей работать в команде.
Только при соблюдении этих условий командная работа имеет смысл и свои преимущества работы командой. Рассмотрим преимущества командообразования.
- В процессе командной работы достигаются замыслы, которые не возникли бы в процессе обычной работы.
- В команде учитываются мысли, идеи и мнения всех ее членов.
- Команда, состоящая из 3-4 человек способна достичь больших результатов, сумма потенциала отдельных элементов гораздо больше целого.
- В команде принято прислушиваться к идеям каждого из участников.
- Командная работа наделяет людей готовностью, решительностью и способностью к сотрудничеству.
- Человек поработавший в команде становится более открытым, терпимым и лояльным к коллегам.
- Командная работа вырабатывает в человеке терпимость к окружающим людям, настраивает на порядок, формирует уважение чужого мнения и способность грамотно вести диалоги.
- Все члены команды имеют возможность максимально раскрыть свои творческие потенциалы.
Плюсов в командной работе достаточно много, и научившись видеть потенциал в командной работе, можно достичь небывалых высот.
Однако при всех плюсах, в командной работе есть и свои недостатки.
Минусов существенно меньше, но рассмотреть их необходимо обязательно.
Важно выделить следующие:
- Командная работа требует дополнительных временных затрат.
- Характерна медлительность, это сильно заметно, когда в команде много людей, когда кто-то из членов совмещает командную работу с индивидуальной.
- Разногласия членов команды на одни и те же вещи.
- Анонимность результатов деятельности.
- Если работа в команде является для человека дополнительной, что отнимает у него большое количество сил.
Но, так же, важно заметить, если лидер команды способен успешно применять принципы командообразования и в состоянии найти к каждому члену коллектива индивидуальный подход, у него есть все шансы создать эффективную команду и сделать преимущества командной работы выше недостатков.
Таким образом важно помнить, создавая команду, организатор должен предусмотреть все «плюсы» и «минусы». Так же важно помнить, что команда – самостоятельный сплоченный коллектив, который можно переманить, предложив большие деньги и возможности [6].
На основании всего сказанного, можно сделать вывод, что высокое стремление к коллективизму у россиян (примером может служить неискоренимая традиция списывания друг у друга на лекциях и экзаменах) до сих пор остается непонятным в зарубежных странах, где с малолетства воспитывается индивидуализм как одна из наиболее важных личностных характеристик. Отсюда выходит, что именно вследствие особенностей менталитета групповые тренинги и корпоративные программы необходимы на Западе и бесполезны в России. Поэтому россияне, в которых коллективизм воспитан с детства, не всегда готовы к искусственным сплочениям в виде тимбилдинга. Вследствие чего, большая ответственность за успех командообразования в организации ложится на плечи руководителя, который должен сам на основе собственного опыта работы в России определить эффективность проведения командообразующих мероприятий, целесообразность тимбилдинга в организации.
Из всего выше приведенного можно сделать вывод, для успешной работы коллектива необходимо придерживаться некоторых правил: постановка целей (сотрудникам должны быть поставлены конкретные, четкие и жесткие задачи), принятие ответственности (сотрудник должен понимать, что от его усилий зависит результат работы коллектива), коллективное выполнение заданий, определение формы стимулирования (лучше выбрать материально-денежную компенсацию), повышение квалификации- профессиональный рост сотрудников (одна из главных задач командообразования) [6].