Файл: Государственная социальная помощь (Система социальной помощи населения в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • уход;
  • содействие в получении правовой, медицинской, социальной помощи;
  • организация питания;
  • содействие в трудоустройстве;
  • профессиональная подготовка и переподготовка и т.д. [5]

Социальная защита семьи. Данное направление способствует созданию и сохранению семьи; сохранению института семьи; обеспечению всем женщинам права на максимально возможное количество услуг в сфере планирования семьи; созданию мер по снижению детской и материнской смертности и т.д.

Именно в семье в полной мере отражаются все социальные проблемы современного общества, поэтому социальная защита семьи является наиболее развивающимся направлением социальной помощи населения.

Таким образом, основным направлением государственной политики Российской Федерации является социальное. Деятельность ее направлена на регулирование общественных отношений, социальную защиту граждан, удовлетворение их потребностей и совершенствование образа жизни. Социальная защита в России охватывает все проблемные группы граждан, а также способствует предотвращению возникновению трудных жизненных ситуаций.

1.2. Правовое обеспечение системы социальной помощи населения

Право на социальную защиту признается международным сообществом и гарантирована государством, что также отмечается в научной литературе [22, с. 176-179]. Совершенствование социальной политики государства предусматривает развитие законодательства в рассматриваемой сфере [26, с. 72-83].

Конституция РФ в ряде статей использует термин «защита» для формулирования содержания некоторых прав и свобод. Применение данного способа в отношении социальных прав наталкивает на мысль, что указанные права можно считать проявлением конституционного права на социальную защиту [41, с. 15-17].

Так, в социальную защиту можно включить установленное ч. 3 ст. 37 Конституции РФ право на защиту от безработиц]»], а также государственную защиту материнства и детства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ).

Вместе с тем если считать социальную защиту основополагающим элементом конституционного принципа, провозглашающего Россию социальным государством, то социальная защита должна проявляться в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия должны создаваться и гарантироваться государством. В этой связи к социальной защите относятся многие конституционные социальные права в различных сферах общественной жизни, поскольку именно социальные права связаны с формированием достойного жизненного уровня человека. Это трудовые, жилищные, семейные и экологические права, а также право на социальное обеспечение, социальную поддержку и обязательное социальное страхование. Все эти права вытекают из предусмотренной сг. 7 Конституции РФ обязанности государства обеспечить достойный жизненный уровень и свободное развитие человека [44, с. 36-42].


В соответствии со ст. 72 Конституции РФ отношения социальной помощи образуют предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов. Данное обстоятельство означает, что правовое регулирование отношений социальной помощи осуществляется на основе федеральных правовых актов и актов субъектов Федерации. Иными словами, как отмечает 11.С. Кипинган «существует дуализм правового регулирования социальной помощи, субсидиарную роль по отношению к которому играют правовые акты муниципальных образований» [25, с. 461]. В конституционно-правовой науке акцентируется внимание на необходимость четкого разграничения полномочий и ответственности между федеральными, региональными и местными органами власти в решении задач социальной помощи и закрепления за соответствующими уровнями бюджетов достаточных источников доходов [21, с. 101-105].

Можно выделить три уровня нормативных правовых актов, применяющихся для правового регулирования отношений по социальной защите, а именно: федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты.

Такая система нормативных правовых актов обусловлена тем, что вопросы социальной помощи, включая социальное обеспечение (следовательно, и социальное обслуживание), в соответствии с и. «ж» ч. I ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Таким образом, отношения по социальному обслуживанию регулируются как федеральным, так региональным (субъектов РФ) и местным законодательством.

Рассмотрим подробнее, какие нормативные правовые акты входят в круг нормативных правовых актов, регулирующих вопросы социальной помощи.

Конституция РФ - важнейший источник правового регулирования вопросов социальной помощи и социального обслуживания. По своей сути Конституция РФ выступает основой, фундаментом правового регулирования в названной сфере, т.к. не только устанавливает механизм правового регулирования, но и утверждает основные принципы, на которых базируется вся система правового регулирования социального обслуживания.

Так, в Конституции РФ закрепляется принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина и запрет дискриминации по какому-либо признаку (ст. ст. 17 - 19), гарантируется защита государством достоинства личности, принцип гуманного отношения к человеку, недопущение пыток, насилия, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения (ст. 21), устанавливается право на социальное обеспечение (ст. 39).


Конституционные основы социальной помощи - это основополагающие начала (принципы), закрепленные в Конституции Российской Федерации, направляющие всю деятельность по социальной защите граждан. Этим фундаментальным принципам присущи следующие особенности. Во-первых, они выступают «высшим мерилом» правомерности социальной деятельности государства. Во-вторых, они структурируют и ориентируют всю систему социальной помощи на конкретных граждан. В-третьих, в них закрепляются основные государственные гарантии в социальной сфере.

Конституционные основы уточняются и детализируются в законодательстве. Правовую основу социальной помощи граждан составляет целый комплекс нормативных правовых актов. Среди них следует назвать:

- Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [6]. Данный закон - основной нормативный правовой акт федерального значения, в котором устанавливаются нормы, регулирующие отношения в сфере социальной помощи и социального обслуживания граждан. Данный закон приходит на смену двум ранее действовавшим законодательным актам, которые со вступлением этого закона в силу прекращают свое действие (Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Закон об основах социального обслуживания 1995 г.).

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» призван объединить в себе нормы названных двух законодательных актов в усовершенствованном виде с учетом реформирования и оптимизации системы социального обслуживания. Он устанавливает предмет правового регулирования, принципы, на которых строится правовое регулирование и вся система организации социального обслуживания; вводит понятийный аппарат и раскрывает понятие основных терминов, используемых в законе; а также устанавливает правовой статус участников системы социального обслуживания.

Кроме того, данный закон: разграничивает полномочия федерального центра - Российской Федерации и субъектов РФ в сфере социального обслуживания; устанавливает порядок обращения за предоставлением социальных услуг, критерии отнесения лица к нуждающимся в предоставлении социальных услуг и порядок составления индивидуальной карты и заключения договора о предоставлении социальных услуг; порядок предоставления социального обслуживания и требования к порядку предоставления социальных услуг; принципы и порядок финансирования социального обслуживания и условия оплаты социальных услуг, в т.ч. условия предоставления социальных услуг бесплатно, за полную или частичную оплату; а также основные принципы контроля в сфере социального обслуживания.


Значимы также следующие Федеральные законы:

  • Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [4];
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [6].
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» |8|;
  • Федеральный закон от 08.06.2015 N 139-ФЗ «О гарантиях социальной помощи отдельных категорий граждан» [5];
  • Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [7];

- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Среди подзаконных актов следует назвать: Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной помощи Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 24.06.1998 N 630 «О социальной защите населения при пересмотре цен на природный газ» [10, с. 21-24] и многие другие.

Законодательство субъектов РФ также регулирует вопросы осуществления социальной помощи и социального обслуживания. Рассматривая вопрос о конституционно-правовом поле региональной модели социальной помощи, важно иметь в виду, что субъекты Федерации разрабатывают основы социальной помощи на региональном уровне с учетом экономических возможностей и социальных предпосылок региона, устанавливают местные нормы и нормативы, уточняющие и развивающие государственные социальные стандарты укрепляют и развивают учреждения социальной помощи находящиеся в собственности Российской Федерации. Решение этих стратегических задач получает основу на уровне источников правового регулирования [25, с. 461 |. Действующее законодательство Российской Федерации, как основной источник правового регулирования отношений в сфере социальной помощи населения, обуславливает государственным органам субъектов Российской Федерации осуществление обширных полномочий. Мероприятия социальной помощи на уровне субъектов РФ адресуются лицам, находящимся в ситуации повышенного социального риска с целью профилактики ее осложнений, а также лицам, оказавшимся в тяжелом, бедственном положении вследствие различных жизненных обстоятельств, либо нуждающихся в мерах обеспечительного, поддерживающего характера. В настоящее время «.органам государственной власти субъектов Российской Федерации передана преобладающая часть полномочий в области социального обеспечения и социальной помощи населения, ранее относящихся к компетенции Российской Федерации» 138, с. 11]. Учитывая значимость социальной помощи в конституционно-правовом развитии субъектов Федерации, положения, относящиеся к се регулированию получают закрепление в региональных учредительных документах: конституциях и уставах. В науке конституционного права справедливо отмечается, что всем основным законам субъектов Федерации присущи такие юридические свойства как: учредительный характер; нормативность; легитимность; реальность; прямое действие; встроенность в единую правовую систему России; преемственность и стабильность; наивысшая степень правовой защиты 133, с. 211.


Следовательно, конституции и уставы субъектов Федерации имплементируют нормы федеральной Конституции в области правового регулирования социальной помощи, с учетом региональной специфики и создают фундамент правотворческой и правоприменительной деятельности по социальной защите населения.

Правовой формой социальной помощи в регионах России выступают не только конституции и уставы, но и иные законодательные акты. Данное обстоятельство иллюстрируется правотворческой практикой в различных субъектах Российской Федерации [18, с. 31].

Важная роль в юридическом обеспечении мер социальной помощи на региональном уровне принадлежит также программным документам. Программы представляют собой нормативные документы политико- правового характера, определяющие парадигму решения определенных стратегических, социально значимых задач. Своеобразие программ проявляется в их следующих признаках:

  1. Направленность на определенную перспективу развития региона (муниципального образования).
  2. Наличие алгоритма юридического, организационного решения обозначенных в Программе проблем.
  3. «Смешанный» политико-правовой характер программ, которые в большинстве случаев являются не только юридическими, по и политическими документами.
  4. Наличие «технической» составляющей, поскольку в программах неизбежно отражаются вопросы организационного, «ресурсного» обеспечения положений и этапов реализации стратегии программы.
  5. Наличие субъектного состава исполнителей, ответственных за осуществление мероприятий, входящих в содержание Программы.
  6. «Временные» рамки действия, означающие, что любая программа (федеральная, региональная или муниципальная) имеет срок реализации, за пределами которого она утрачивает юридическую силу. И, наконец, региональные программы приводятся в действие соответствующими нормативными актами, утверждающими данные политические и социально˗правовые документы.

Исходя из изложенного, следует отметить, что сферу социальной помощи в субъектах РФ регулируют разноуровневые юридические источники. Однако даже при их многочисленности, до сих пор нерешенным остается вопрос разработки и принятия региональных социальных стандартов, играющих важную роль в формально-юридическом обеспечении региональной модели социальной помощи населения.

Необходимо отметить, что на уровне субъектов Российской Федерации сложилась система источников правового регулирования отношений социальной помощи. Она включает в себя разноуровневые источники правового регулирования: Конституции, Уставы, Законы и Постановления администраций субъектов. Концептуальные положения, относящиеся к сфере социальной помощи, содержатся в Уставах, а в Законах и Постановлениях формируется правовая основа социальной помощи определенных видов и форм, определение адресатов.