Файл: Государственная социальная помощь (Система социальной помощи населения в России).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Система социальной помощи населения в России
1.1. Структура, цели и задачи институтов социальной помощи
1.2. Правовое обеспечение системы социальной помощи населения
2.1 Краткая характеристика Министерства социальной политики населения
2.2. Функции, цели и задачи органов государственной власти по социальной защите населения
2.3 Итоги социальной политики Нижегородской области
2.4 Проблемы информированности получателей муниципальных услуг
Меры социальной поддержки предоставлены всем гражданам (100%), имеющие право на их получение и обратившиеся в 2017 году за назначением мер социальной поддержки в полном объеме.
Результаты реализации мероприятий в разрезе подпрограммы 5 «Укрепление института семьи в Нижегородской области» на 2015-2020 годы» (далее - Подпрограмма 5)
В целях формирования семейно-ориентированной государственной политики Нижегородской области в рамках Подпрограммы 5 были реализованы основные мероприятия, направленные на укрепление социального института нижегородской семьи посредством обеспечения условий для общественного признания социально успешных семей и родителей, повышения статуса нижегородской семьи, формирования в обществе позитивного имиджа семьи с детьми.
В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 22.02.2017 №171-р «О проведении областного конкурса «Нижегородская семья - 2017» и в целях выявления и общественного признания социально успешных и активных семей, отбора претендентов на премию «Нижегородская семья» в марте - апреле состоялся областной конкурс «Нижегородская семья - 2017».
Конкурс организован министерством социальной политики Нижегородской области года при содействии региональной общественной организации «Нижегородский совет женщин» и Ассоциации многодетных семей Нижегородской области.
Информация о мероприятиях, направленных на пропаганду семейного образа жизни, размещается на сайте Правительства Нижегородской области, сайтах государственных учреждений социального обслуживания населения, а также в региональных и районных СМИ.
В целях поддержки семей с несовершеннолетними детьми через реализацию мер экономического, социального и организационного характера, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей проведены следующие мероприятия.
Для достижения этих целей предусматривается решение следующих задач:
- расширение участия социально ориентированных некоммерческих организаций в социальной сфере Нижегородской области;
- развитие благотворительной деятельности и добровольчества в регионе, играющих ключевую роль в развитии сектора некоммерческих организаций;
- координация деятельности органов государственной власти, местного самоуправления муниципальных образований области и некоммерческих организаций в интересах развития социально ориентированной деятельности;
- организация систематической пропаганды деятельности, направленной на решение социальных задач в Нижегородской области;
- информационно-методическое обеспечение некоммерческих организаций, органов местного самоуправления.
В целях повышения эффективности реализации Программы и приведения ее в соответствие с федеральным законодательством и рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации была существенно усовершенствована нормативно-правовая база в части деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций Нижегородской области.
Вместе с тем, ключевым фактором поддержки социально ориентированных НКО является прямая финансовая поддержка.
В регионе предложены различные механизмы реализации данной меры.
Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета путем предоставления субсидий и грантов на конкурсной основе.
В 2018 году поддержку получили 46 проектов, целью которых было развитие патриотизма, сохранение исторической памяти, преемственности поколений на примере героической истории России, духовно-нравственное воспитание, популяризация, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков, снижение уровня заболеваемости, профилактика развития патологий и последующей инвалидности у детей и подростков и т.д.
В целях ведения учета некоммерческих организаций Нижегородской области - наиболее активных представителях сектора, актуализации сведений о реальном статусе некоммерческих организаций (регистрационные данные, отсутствие задолженностей перед контролирующими органами и др.) ежегодно до начала очередного финансового года формируется реестр некоммерческих организаций, осуществляющих социально ориентированные проекты (программы) либо мероприятия на территории Нижегородской области (далее - реестр).
2.4 Проблемы информированности получателей муниципальных услуг
В настоящее время количество трудоспособных граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 1468 человек, в том числе:
- 317 человек - зарегистрированы в органах службы занятости;
- 473 человека - нигде не заняты и не зарегистрированы;
- 678 человек - занятые.
В 2016 году состоялось подписание соглашения о минимальной заработной плате на 2016 год. В соответствии с этим соглашением размер минимальной заработной платы в районе равен 9926 рублей.
Данные представленные выше позволяют предположить, что в районе имеет место быть «теневым отношениям». Эти предположения можно сделать из того, что 678 человек занятых трудовой деятельности являются малообеспеченными, а это около 14 % всего трудоспособного населения.
Предоставление мер социальной поддержки гражданам носит заявительный принцип, который предусматривает обращение граждан и его законного представителя в письменной или электронной форме в отдел социальной помощи населения.
Рис.1.Количество обращений граждан в ОСЗН для получения мер социальной поддержки
Из рисунка видно, что количество отказов в обращениях составляет порядка 10 % от всех обращений, а отказы малоимущим составляют около 1,5 %. Данные отказы мотивированы собранием неполного пакета документов или же превышение среднедушевого дохода над прожиточным минимумом.
Доля граждан, которые получают адресную помощь (с учетом доходности) составляет менее 100 %, то есть помощь оказывается не всем обратившимся. Но с каждым годом этот процент увеличивается, но незначительными темпами.
Количество отказов в обращениях для получения мер социальной поддержки с учетом доходности вызвало интерес. Мы сочли важным провести мониторинг жителей о выявлении осведомленности граждан о тех мерах социальной поддержки, которые они могут получить.
Выборка составила 50 домохозяйств, где было опрошено 100 респондентов), показал, что 10 % граждан не осведомлены о мерах социальной поддержки.
Таблица 3
Осведомленность граждан о мерах социальной поддержки
Варианты ответов |
% от числа опрошенных |
Осведомлен и знаю, какой перечень документов требуется для предоставления |
80 |
Осведомлен, но не знаю, какой перечень документов следует предоставить |
5 |
Не осведомлен и не знаю, какой перечень документов необходимо предоставить |
10 |
Затрудняюсь с ответом |
5 |
В результате проведенного опроса, удалось выявить, что порядка 15 % граждан не смогут получить меры социальной поддержки по той или иной причине, что говорит о недостаточной работе ОСЗН района с населением.
Далее мы постараемся разработать проект направленный на совершенствование процедур работы с обращениями граждан «Типовое положение о проведении плановых и внеплановых проверок полноты и качества рассмотрения обращений граждан», который может быть использован во всех государственных органах власти.
2.5 Разработка мероприятий совершенствования института обращения граждан в Отделе социальной помощи населения
При работе с обращениями граждан нередко возникают проблемы. Рассмотрим вопросы которые не урегулированы в законе. Закрепление обязательных признаков и реквизитов обращений, необходимо для того, чтобы отграничить обращения от прочих видов посланий, и упростить процедуру рассмотрения обращений. Закон определяет обращение через его виды между тем, очевидно, что обращением нельзя считать любое послание, пришедшее в Министерство.
Обращение - это юридический акт, значит действие, сознательно осознано направленное на создание юридических последствий и следовательно, имеющее определённую силу.
Продолжая говорить о качестве работы с обращениями граждан необходимо рассмотреть, и проанализировать факторы влияющие на повторность обращений граждан в ОСЗН.
Считаем, что целесообразно сконцентрировать внимание на следующих направлениях работы в ОСЗН:
1. Улучшение организации работы с письменными и устными обращениями:
- необходимо определить дополнительные меры по повышению результативности работы с обращениями граждан, по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы, повторные обращения;
- рассматривать на оперативных совещаниях состояние работы с обращениями граждан, подводя итоги года;
- изучать практику исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований;
- расширять практику совмещения плановых командировок сотрудников с рассмотрением обращений граждан на местах.
2. Усилить контроль за результатами работы с обращения граждан:
необходимо уделять особое внимание на качество рассмотрения заявлений граждан, поступающих в ОСЗН;
- выявлять недостатки в работе с письмами и в организации личного приема граждан;
- в случаях требований заявителей, не основанных на действующем законодательстве, им даются подробные разъяснения ошибочности или неправомерности таких просьб;
Развитие информационно-аналитической работы:
- анализировать поступающие письменные и устные обращения по хронологическим интервалам, тематическим, социальным и территориальным аспектам;
- активно использовать аналитические материалы при подготовке решений, выработке предложений по разрешению проблем регионов, отраслей и социальных групп населения;
- тесно взаимодействовать по типичным обращениям граждан с местными органами власти и управления, общественными организациями;
- информировать население через СМИ о практике работы с письменными и устными обращениями граждан и о результатах их рассмотрения.
Улучшение материально-технического оснащения:
- активно внедрять автоматизированною обработку данных по письмам и личному приему граждан на основе типового программного обеспечения, его унификации и применения средств телекоммуникации;
- решать вопросы улучшения условий работы сотрудников, занимающихся рассмотрением обращений граждан и обеспечением личного приема граждан, с учетом больших психологических нагрузок и работы на компьютерах.
Как показывает практика работы ОСЗН с повторными обращениями чаще всего являются:
- в обращении нет ответа на поставленный вопрос;
- ответ дан, но написан «Бюрократическим языком» заявитель не понял, то о чем ему написали;
- дан обоснованный ответ, но граждан это все равно не устраивает, обращаются в вышестоящие органы государственной власти.
Анализируя причины поступления повторных обращений граждан приходим к выводу о том, что их росту все еще способствуют встречающиеся факты неполноты ответов о принятых в заявлениях мерах отсутствия полного разъяснения. Часто ответы на обращения граждан ограничиваются формальными уведомлениями.
Необходимо отметить, что в причинах повторных обращений граждан необходимо учитывать и особенности делопроизводства ОСЗН и организации контроля в работе с обращениями граждан. Существует порядок организации делопроизводства по обращениям граждан.
Делопроизводство по обращениям граждан в ОСЗН, его структурных (территориальных управлениях ОСЗН социальной политики) подразделениях ведется отдельно от других видов делопроизводства с соответствующим отображением (выделением) необходимых разделов в общей номенклатуре дел и возлагается на лиц ответственных за ведение делопроизводства и архив.
Существующий сейчас порядок регистрации обращений граждан в ОСЗН соответствует закону. Каждое обращение, поступившее в организационно-аналитический отдел ОСЗН подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления. Название соответствующей книги (журнала) регистрации определяется формой обращения.
Федеральный закон № 59-ФЗ возлагает на органы государственной власти функцию рассмотрения обращений граждан. Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан».