Файл: Государственная социальная помощь (Система социальной помощи населения в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение регионального законодательства субъектов Российской Федерации отражает «трехуровневую» конституционную модель социальной помощи. Первый уровень - федеральный, потому что региональное законодательство содержит ссылку на федеральные нормативные акты и упоминает категории получателей социальной помощи, установленные федеральными законами. Второй уровень - региональный, учитывающий специфику и социально-экономические возможности конкретного субъекта Федерации. Третий уровень - муниципальный, гак как законодательство большинства субъектов Федерации предусматривает делегирование некоторых мер социальной помощи в виде представления отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, действующих в муниципальных образованиях в пределах названных регионов. Исследуемые документы доказывают, что региональная модель социальной помощи основывается на мерах обеспечительного характера, социальном восстановлении и предупреждении социальных рисков.

Как показывает исследование регионального законодательства, «центр тяжести» организации социальной помощи фактически «перенесен» в субъекты Федерации. Однако наряду с позитивными моментами развития практики «федерализма социальной помощи», это создает и определенные риски. Они замечаются в том, что субъекты Федерации имеют разные экономические, социокультурные возможности и эго не позволит обеспечивать механизм равного доступа людей к реализации конституционного права на социальную защиту. Социальная защита в субъектах Федерации должна гарантировать равный уровень доступа к ее благам, а отступление от этого принципа равенства может быть оправдано только принципом милосердия как проявлением большей заботы общества и государства о находящихся в состоянии наибольшей социальной нуждаемости.

Глава 2. Деятельность Министерства социальной политики Нижегородской области по социальной защите населения


2.1 Краткая характеристика Министерства социальной политики населения

Цели департамента — формирование и реализация муниципальной социальной политики, муниципальной политики в сфере общественных отношений, а также обеспечение проведения референдумов, выборов в органы государственной власти и местного самоуправления на территории Нижегородской области.

Министерство социальной политики Нижегородской области было образовано в 2007 году, когда вступил в действие Закон Нижегородской области № 129-З «О Правительстве Нижегородской области».

Министерство, в соответствии с федеральным и региональным законодательством, осуществляет социальные выплаты, предоставляет социальные услуги, оказывает помощь в решении жилищных проблем.

Более 1млн. 468 тысяч 314 человек в Нижегородской области пользуются мерами социальной поддержки. На территории региона действуют 83 вида социальных выплат: 65 – областных и 18 –федеральных.

В введении министерства находятся стационарные и нестационарные учреждения: управления социальной помощи населения, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, дома-интернаты для пожилых людей, психоневрологические интернаты, санаторно-реабилитационные центры.

Непосредственно при участи министерства реализуется несколько десятков областных целевых программ, в том числе: «Старшее поколение», «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Нижегородской области», «Нижегородская семья», «Под защитой семьи», «Бесстрашное детство», «Оказание содействия добровольному переселению в РФ (Нижегородскую область) соотечественников, проживающих за рубежом».

В Нижегородской области введено звание: ветеран труда регионального уровня, выделены в отдельную категорию участники ликвидации аварии на заводе Красное Сормово, вступил в действие закон о региональном материнском капитале (денежную помощь выплачивают уже на рождение второго ребенка), в области начала работать служба для маломобильных граждан «Социальное такси».

Министерство социальной политики возглавляет Андрей Николаевич Гнеушев

В министерство социальной политики Нижегородской области за март 2018 года поступило более 1 000 письменных обращений граждан.

Из аппарата Правительства Нижегородской области поступило около 480 письменных обращений.

Значительное количество обращений поступают в форме электронных сообщений.


Все поступившие обращения своевременно регистрируются и направляются по компетенции на исполнение.

Принимаются меры по недопущению случаев нарушения сроков исполнения контрольных обращений и устранению причин, способствующих повторному обращению граждан.

Таблица 1

Категории наиболее часто задаваемых вопросов

Тематика

Количество, шт.

%

Предоставление мер социальной поддержки (компенсации, пособия)

287

27,5

Социальное обеспечение отдельных категорий граждан

108

10,3

Оказание материальной помощи малообеспеченным слоям населения в связи с трудной жизненной ситуацией

285

27,2

Улучшение жилищных условий
(в том числе оказание материальной помощи на ремонт жилья)

340

32,5

Соблюдение трудового законодательства

17

1,6

Прочие вопросы

9

0,9

Итого:

1 046

100

В министерство социальной политики Нижегородской области за I квартал 2018 года поступило более 2 800 письменных и 193 устных обращений граждан.

Из аппарата Правительства Нижегородской области поступило более 1 200 письменных обращений.

Значительное количество обращений поступают в форме электронных сообщений.

Все поступившие обращения своевременно регистрируются и направляются по компетенции на исполнение.

Принимаются меры по недопущению случаев нарушения сроков исполнения контрольных обращений и устранению причин, способствующих повторному обращению граждан.

Таблица 2

Категории наиболее часто задаваемых вопросов

Тематика

Количество, шт.

%

Предоставление мер социальной поддержки (компенсации, пособия)

768

27,0

Социальное обеспечение отдельных категорий граждан

282

9,9

Оказание материальной помощи малообеспеченным слоям населения в связи с трудной жизненной ситуацией

824

28,8

Улучшение жилищных условий
(в том числе оказание материальной помощи на ремонт жилья)

901

31,6

Соблюдение трудового законодательства

51

1,8

Прочие

27

0,9

Итого:

2 853

100


В рамках исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» в Нижегородской области проводится информационная кампания по оказанию ранней помощи детям и профилактике инвалидности.

В 80% случаев ребенка с нарушениями развития, нуждающегося в ранней помощи, выявляет система здравоохранения. «Где это может происходить? Начиная от роддома, где выявляются самые заметные нарушения, до поликлиник, которые проводят профилактические осмотры.

В некоторых клиниках делают пренатальный скрининг, а также аудиологический и неонатальный скрининг. Если патологию обнаружат во время беременности, то семье должна оказываться пренатальная помощь – не только медицинская, но и социальная, психологическая.

Бывает, что нарушения в развитии ребенка может заметить не врач, а, например, логопед, дефектолог, социальный работник.

Ранняя помощь положена детям в возрасте от 0 до 3 лет с серьезными заболеваниями или с рисками их развития, а также детям, которые остались без попечения родителей.

Ранняя помощь – это услуга для семьи, а не только для ребенка. Когда рождается ребенок с нарушением развития, родитель теряется, он не знает, что делать, ему самому нужна помощь. Кроме того, ему важно знать, что может быть с ребенком, если приложить определенные усилия.

Службы ранней помощи могут находиться в самых разных организациях – в детских садах, поликлиниках, домах ребенка, социальных центрах.

Помощь оказывается параллельно и ребенку, и его семье. Ребенок осваивает новые навыки, а родители осваивают, как эти навыки закреплять в повседневной жизни. Не исключено, что ребенок с тяжелыми нарушениями не достигнет заметных результатов, зато результаты, которых достигнет семья, могут быть очень значительными.

Семья преодолеет первоначальный стресс и научится создавать условия для развития такого ребенка.

На базе учреждений социального обслуживания семьи и детей подведомственных министерству социальной политики Нижегородской области работает 31 специализированная служба сопровождения семьи и ребенка.

Службы осуществляют:

  • подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской федерации формах.
  • работу по социализации и социальной адаптации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
  • социальный патронаж (сопровождение) семей, принявших детей на воспитание и семей групп «социального риска».

В Службы могут обратиться:

  • граждане (семьи), способные и желающие принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание;
  • замещающие семьи – семьи, принявшие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание;
  • семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, при риске изъятия ребенка из семьи и лишении родительских прав.

Порядок предоставления социальных услуг:

  1. Социальное обслуживание осуществляется на основании личного заявления клиента или его законного представителя, а также на основании направления органов социальной помощи населения, органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел.
  2. При личном обращении представляется документ, удостоверяющий личность. С семьей, желающей принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание, или замещающей семьей возможно заключение договора на безвозмездной основе об оказании социальных услуг.
  3. При консультировании по телефону, обращение может быть анонимным.

Службы сопровождения семьи и ребенка предоставляют следующие социальные услуги:

  • Организация  курсов (программ) психолого-педагогической подготовки будущих замещающих родителей;
  • Групповые и индивидуальные занятия для замещающих родителей или лиц, взявших на воспитание ребенка-сироту,
  • Консультативную (в том числе по телефону) помощь гражданам, желающим принять на воспитание или воспитывающим приемного ребенка;
  • Проведение консультаций и разработку  рекомендаций по профилактике  у замещающих семей  отказов от детей;
  • Социально-психологическую и социально-педагогическую подготовку детей-сирот  при  переходе в замещающую семью;
  • Диагностику психо-эмоционального и интеллектуального развития ребенка при переходе в замещающую семью;
  • Диагностику психологической совместимости детей и родителей при подготовке для перехода в замещающую семью;
  • Психолого-педагогическую коррекцию нарушений общения и поведения детей и родителей в замещающих семьях;
  • Социальный патронаж, в том числе надомное посещение семей, воспитывающих детей оставшихся без попечения родителей и переданных на воспитание приемным родителям;
  • Социальный патронаж и оказание социальных услуг семьям, находящимся социально опасном положении, в целях сохранения ребенка в  кровной семье;
  • Организация групп взаимной поддержки, создание клубов общения, проведение бесед, круглых столов и др. мероприятий, направленных на популяризацию семейной заботы о детях-сиротах оставшихся без попечения родителей.