Файл: Структура нормы права (Общая характеристика нормы права).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
4.Политическая направленность. Применение большинства положений финансового права, в частности валютных, бюджетных и иных, должна обеспечить фактические интересы субъектов лишь в пределах государственной политики в сфере финансов. Деятельность государства и муниципалитета в финансовой сфере – зависимая от политики деятельность. Следовательно, финансовое право, которое регулирует данную деятельность, выступает в качестве «политически напряженной» правовой отрасли.
5.Они носят характер императивности. Данная особенность подлежит детерминации преобладанием в механизме норм права в финансовой сфере обязывающих положений, а также специфичный характер норм права в финансовой сфере. [29]
2.3.Административно-правовые нормы
Нормам административного права характерны все особенности общих норм, образующих правовую систему. К тому же они обладают некоторые характерными признаками, что определяется спецификой регулируемых нормами административного права отношений. Собственную реализацию административное право находит именно в нормах права.
Нормы административного права – это регламентированные государством правила поведения, которые регулируют отношения в области государственного управления, а также управленческие отношения, формирующиеся во время осуществления государственной власти.
Нормы административного права обладают следующими отличительными особенностями.
Нормы административного права отражают сущность исполнительной власти.
Они обладают своими средствами защиты от посягательства (при неисполнении их либо ненадлежащем исполнении). За нарушение норм административного права наступает административно-правовая ответственность. В определенных случаях может наступить и дисциплинарная ответственность.
В некоторых случаях нормы административного права регулируют отношения в обществе, формирующие предмет других правовых отраслей. Подобное регулирование можно наблюдать в сфере финансового, земельного, трудового, природоохранного права и т.д. При помощи норм административного права может быть осуществлена и защита нормы данных правовых отраслей.[30]
Исследуемые нормы зачастую определяются субъектами исполнительной власти во время ее реализации, для которых данные нормы в дальнейшем имеют обязательный характер.
Нормы административного права обеспечивают практическое применение законодательства в целом. Для исполнения законов органы исполнительной власти принимают распоряжения и постановления, являющимися нормативными актами подзаконного характера.[31]
В административно-правовой теории принято выделять четыре основные формы практической реализации норм права:
1) соблюдение;
2) применение;
3) исполнение;
4) использование.
Соблюдение норм административного права предопределяется добровольным подчинением правовым субъектом требованиями норм административного права. Сущность этой формы заключается в воздержании субъекта от совершения действий, находящихся под запретом.
Применение норм административного права подлежит осуществлению конкретными субъектами исполнительной власти. Оно почти выражается в издании уполномоченным органом (должностным лицом) правовых актов индивидуального характера, которые основаны на требованиях процессуальных или материальных норм.
Данные акты подлежат изданию применительно к определенным административным делам (к примеру, решение о жалобе гражданина, приказ о назначении на должность, регистрация общественного объединения и др.). Следует отметить, что применение права в порядке административного процесса непосредственным образом связано с функционированием системы исполнительной власти. Граждане не обладают полномочиями, связанными с применением норм административного права.
Исполнение норм административного права – это точное следование участников регулируемых правоотношений управленческого характера тем правовым предписаниям, дозволениям либо запретам, которые в них прямо содержатся. Этот вариант практической реализации норм права обладает универсальным характером, т.к. в качестве его субъектов выступают любые участники отношений управленческого характера.
От уровня, качества и объема исполнения зависят реальность норм административного права и определяемого ими юридического режима в области управления государством. По этой причине исполнение выступает в качестве важного средства обеспечения требуемого правопорядка и дисциплины государства в области реализации исполнительной власти.
Использование норм административного права заключается в добровольном совершении правовыми субъектами законных действий, связанных с практическим осуществлением комплекса субъективных прав в области управления. Вместе с тем следует отметить, что в отличие от исполнения при использовании подлежат реализации права субъективного характера.
К примеру, осуществление гражданином права на управление средством транспорта, которое было получено при помощи выполнения определенной процедуры (приобретения документов, сдачи квалификационного экзамена и др.). [32]
Заключение
Анализируя право в качестве общественного института, можно прийти к выводу, что это не отдельный и монолитный механизм. Право является своеобразной формулой, обобщенным понятием, обозначающее ни что иное, как четкую структуру правовых норм, и образованную для точного установления соотношения данной системы с иными социальными явлениями.
Структура права по традиции устанавливается в качестве строение правовой нормы, включающей в себя три обязательных, взаимосвязанных друг с другом структурных элемента – гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза – это часть нормы права, где определены условия, т.е. жизненные обстоятельства, наличие которых предоставляет возможность осуществлять правило поведения – соблюдать, исполнять, применять, использовать данное правило.
В качестве диспозиции выступает само правило поведения – действие либо бездействие, предписывающее осуществлять норма права и которому должны следовать адресаты нормы.
Санкцией является обеспечивающий механизм правовых норм – указание на последствия неблагоприятного характера, которые могут сформироваться у нарушителя правила поведения.
Лишь в единстве и наличии все структурные элементы формируют правовую норму. Отсутствие определенного элемента, к примеру, гипотезы либо санкции – это характерный признак несовершенства правовой нормы, ее «недоделанности». Однако выделение гипотезы, диспозиции и санкции – это лишь первый структурный элемент правовой нормы. Знание о нем признается необходимым для применения, соблюдения, исполнения и использования нормы права.
Как бы то ни было, каждая часть структуры права – начиная от гипотезы и заканчивая отраслью признается неотъемлемым элементом правовой системы общества, и даже всего человечества. Она воплощает в себе большую историю, пройденную правом совместно с цивилизацией. Лишь взаимное согласование, непротиворечивый характер всех элементов системы права могут обеспечить достижение правом собственного социального предназначения.
Правовые нормы призваны обеспечивать гарантированное выполнение жизненно необходимых стандартов, правил, без которых функционирование государства и общества не представляется возможным. Именно подобные правила признаются тем минимумом, который должен сохранить стабильность правовой и политической системы любого государства.
Правовая норма – это основополагающий механизм в системе социальных норм, гарант ее эффективного функционирования. Нормы права образуют условия взаимодействия уже имеющихся и новых структурных элементов системы всех социальных норм, формируют для них юридическую основу, не допуская тем самым усиления одной группы положений за счет других, обеспечивая нормальное движение общества по пути развития демократии.
Правовая норма представляет из себя правила поведения граждан в общества, рассчитаны на многократное использование, действуя непрерывно во времени и по отношению к персонально неопределенному кругу субъектов, а также признаются результатом сознательно-волевой человеческой деятельности.
Правовая норма всегда «упакована» в словесную оболочку, утверждения, грамматические формы, суждения, понятия, определения и др. И выделить ее из разных словесных форм, четко сформулировать – большая теоретическая и практическая задача.
Именно данную задачу и решает структура правовой нормы, включающая в себя три взаимосвязанных элемента. Правовая норма может оказывать активное воздействие на отношения в обществе, быть их государственным регулятором лишь при единстве и логической взаимосвязи всех структурных компонентов.
Существующая классификация правовых норм позволяет точно и грамотно осуществлять нормативно-правовое регулирование, исследовать и в определенных случаях обоснованно критиковать действующее законодательство, то есть ценность каждой теоретической классификации заключается в ее практическом значении, возможности применить ту либо другую норму в практической деятельности.
Ведь каждый из нас стремится к тому, чтобы право выступало в качестве средства обеспечения справедливости и общего блага, следовательно, каждый из на должен проявлять такие качества, как нетерпимость и бдительность к воздействию на правовую систему группового, индивидуального и классового эгоизма, притом отрицательными примерами такого рода очень богата истории государства и права.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты:
1)Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2)Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Российская газета, N 256, 31.12.2001
Научная и учебная литература:
1)Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права / Учебник. СПБ.: Питер, 2014.- С. 204
2)Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций / Под ред. С.С. Бородина, С.С. Громыко. - СПб.: ГУАП, 2014
3)Бошно С. В. Норма права: понятия, свойства, классификация и структура // Журнал «Право и современные государства».-Выпуск № 4 / 2014
4)Воронин М. В. Структура норм права как проявление системности права // Журнал «Вестник Пермского университета. Юридические науки».- Выпуск № 4 (18) / 2016
5)Герасимова Н.Р., Дёмин А. В. Эффективность норм права // Журнал «Социально-политические науки».- Выпуск № 3 / 2015
6) Головистикова А.Н.. Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. - М.: Издательство Эксмо, 2014
7)Гущин В.В. Теория государства и права вопрос - ответ.- М.: Право и закон, 2013.-128с.
8)Дмитриев Ю.А., Лазарев В.В. Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. - 384 с.
9)Канунникова Н.Г. Теоретические аспекты административно-правовой нормы // Административное право и процесс. - 2015. - № 12. - С. 4-6.
10)Карасева М.В. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева - М.: Юристъ, 2013. - 576 с
11)Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. Пособие для поступающих в юридические вузы. — М.: Издательство "Зерцало". 2013. —354с.
12) Лазарев, В. В. Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 521 с.
13)Малько А.В., Гайворонская Я.В. Теория правовых актов. // Государство и право. 2012. № 2.
14)Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. - М.: Юристъ, 2013. - 472 с.
15)Морозова Л.А.. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 464с.
16)Проблемы общей теории права и государства / Под ред. B.C. Нерсесянца. М.: Норма, 2012.
17)Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции): Учебный курс. М.: Право и государство, 2013. – С. 253
18)Рукавишникова И.В. Финансовое право: учеб. пособие / отв. ред. И.В. Рукавишникова. - М.: Норма, 2014. - 592 с.
19)Теория государства и права: учебник /кол.авт.;отв. ред. А.В. Малько. - М.: КНОРУС, 2013. С- 186.
-
Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. Пособие для поступающих в юридические вузы. — М.: Издательство "Зерцало". 2013. —354с. ↑
-
Малько А.В., Гайворонская Я.В. Теория правовых актов. // Государство и право. 2012. № 2. ↑
-
Морозова Л.А.. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014.- 633 с. ↑
-
Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции): Учебный курс. М.: Право и государство, 2013. – С. 253 ↑
-
Бошно С. В. Норма права: понятия, свойства, классификация и структура // Журнал «Право и современные государства».-Выпуск № 4 / 2014 ↑
-
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Российская газета, N 256, 31.12.2001 ↑
-
Проблемы общей теории права и государства / Под ред. B.C. Нерсесянца. М.: Норма, 2012. ↑
-
Воронин М. В. Структура норм права как проявление системности права // Журнал «Вестник Пермского университета. Юридические науки».- Выпуск № 4 (18) / 2016 ↑
-
Дмитриев Ю.А., Лазарев В.В. Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. - 384 с. ↑
-
Герасимова Н.Р., Дёмин А. В. Эффективность норм права // Журнал «Социально-политические науки».- Выпуск № 3 / 2015 ↑
-
Теория государства и права: учебник /кол.авт.;отв. ред. А.В. Малько. - М.: КНОРУС, 2013. С- 186. ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398 ↑
-
Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права / Учебник. СПБ.: Питер, 2014.- С. 204 ↑
-
Головистикова А.Н.. Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. - М.: Издательство Эксмо, 2014 ↑
-
Сулейменов М. Право как система. –М.: Статут, 2016. – С.48 ↑
-
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – С. 359 ↑
-
Давыдова М.Л. Юридическая техника: проблемы теории и методологии: Монография. – Волгоград: Издательство Волгоградского ГУ, 2009. – С. 173 ↑
-
Проблемы теории права и правореализации: Учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина. – М.: Статут, 2017. – С.60 ↑
-
http://www.finteoria.ru/ Структура правой нормы ↑
-
http://lektsia.com/ Уголовно-правовые нормы и их конкуренция ↑
-
См.: Проблемы общей теории права и государства / Под ред. B.C. Нерсесянца. – М.: Норма, 2012. – С. 120 ↑
-
См.: Права. Правотворчество [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://www.studfiles.ru/Файл: / ТГиП. Алексеев.pdf С.25 ↑
-
См.: Воронин М. В. Структура норм права как проявление системности права // Журнал «Вестник Пермского университета. Юридические науки». – Выпуск № 4 (18) / 2012. – С. 20-21 ↑
-
См.: Дмитриев Ю.А., Лазарев В.В. Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. – С.350 ↑
-
См.: Бошно С. В. Норма права: понятия, свойства, классификация и структура // Журнал «Право и современные государства». – Выпуск № 4 / 2014 – С. 57-58 ↑
-
Гущин В.В. Теория государства и права вопрос - ответ.- М.: Право и закон, 2013.-128с. ↑
-
Лазарев, В. В. Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 521 с. ↑
-
Карасева М.В. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева - М.: Юристъ, 2013. - 576 с. ↑
-
Рукавишникова И.В. Финансовое право: учеб. пособие / отв. ред. И.В. Рукавишникова. - М.: Норма, 2014. - 592 с. ↑
-
Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. - М.: Юристъ, 2013. - 472 с. ↑
-
Канунникова Н.Г. Теоретические аспекты административно-правовой нормы // Административное право и процесс. - 2015. - № 12. - С. 4-6. ↑
-
Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций / Под ред. С.С. Бородина, С.С. Громыко. - СПб.: ГУАП, 2014 ↑