Файл: Структура нормы права (Общая характеристика нормы права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Идеальная структура, которая изначально имеет потенциальное значение, в процессе собственного развития превращается в реальную, однако, после преобразования сохраняется в собственном результате. Это происходит по той причине, что она, так же, как и реальная структура правовой нормы, включается в себя столько элементов, сколько по логике требуется для регулирования определенной разновидности отношений в обществе в необходимом для законодателя направлении.

Реальная структура правовой нормы предопределяет в известной мере результат нормативного опосредования отношений в обществе. Она представляет из себя комплекс тех избранных элементов потенциальной структуры, которые являются достаточными для того, чтобы определенное государственное либо общественное веление получило жизнь в рамках целостного юридического механизма.

Структуру нормы права можно представить в качестве механизма диалектически взаимосвязанных структурных элементов, которые взаимодействуют в ее пределах. Данные элементы в состоянии превращаться друг в друга, взаимозаменяться, объединяться и выступать в консолидированном состоянии. Характер, разновидности взаимодействия устанавливаются сформировавшимися отношениями в обществе, в том числе характерными чертами самих элементов.

Благодаря тому, что право имеет свойство системности, подлежит обеспечению и тесное взаимодействие структур разных норм права. Притом связи между ними могут быть простыми и сложными. Взаимодействие структуру может обладать видом сцепления, своеобразного пересечения плоскостей действия либо частичного совпадения областей функционирования. В качестве примера могут выступать нормы конституционного и иных правовых отраслей, нормы, определенные ГК РФ, УК РФ.[8]

По факту элементы нормы права могут находиться в разных статьях одного и того же акта нормативно-правового характера, а в определенных случаях и в статьях разных актов нормативно-правового характера. Это определяется тем, что нормы обладают неодинаковой формой, способы собственного выражения, однако, вместе с тем они сохраняют собственную логическую структуру.[9]

1.3.Классификация норм права

Научно обоснованное деление норм права на определенные разновидности обладает большим значением, как в теории, так и на практике. Оно дает возможность точно установить место каждой разновидности норм права в правовой системе, выяснить их роль и функции в структуре нормативного регулирования, установить границы регулирующего влияния норм права определенной разновидности на отношения в обществе, в том числе усовершенствовать нормотворческую и правоприменительную деятельность.


Нормы права можно поделить на разновидности с учетом регулируемой разновидности отношений в обществе (предмета нормативного регулирования):

1)конституционные;2)административные;3)гражданские;4)трудовые;5)уголовные;6)семейно-правовые и др.[10]

Правовые нормы, которые принадлежат к разным отраслям, можно поделить на две основные группы.

Материальные нормы, отражающие содержание деятельности граждан правомерного характера, их объединений, органов государства и других субъектов, которые устанавливают их правовое положение. Нормы материального характера предопределяют правомочия и обязанности правовых субъектов, отвечая на вопрос: «что делать?».

К примеру, «Носителем независимости и суверенитета, единственным властным источников в РФ признается ее многонациональный народ».

Процессуальные нормы, призванные обеспечить претворение в жизнь норм материального характера, устанавливая процедуру, формы и способы их практического осуществления. Нормы процессуального характера отвечают на вопрос: «каким образом подлежат реализации нормы материального характера?».[11]

С учетом способа воздействия норм на отношения в обществе правовые нормы принято делить на охранительные и регулятивные. Регулятивные нормы права устанавливают комплекс субъективных прав и правовых обязанностей правовых субъектов, в том числе условия их формирования и действия. К примеру, «Каждый, кто на законном основании находится на территории РФ, обладает правом свободного передвижения, избрания места жительства и пребывания». Об этом говорится в части 1 статьи 27 Конституции РФ.[12]

Нормы регулятивного характера, в свою очередь, могут быть поделены на:

1)управомочивающие, то есть предоставляющие правовым субъектам определенные возможности по собственному усмотрению совершать позитивные действия. К примеру, «Каждый обладает правом на неприкосновенность частной жизни, семейной и личной тайны, защиту доброго имени и чести» (часть 1 статьи 23 Конституции РФ);

2)обязывающие, возлагающие на правовых субъектов обязанность по совершению конкретных действий позитивного характера. К примеру, «Органы власти государства и органы местного самоуправления, их должностные лица должны обеспечить каждому возможность исследовать материалы и документы, непосредственным образом затрагивающие его права и свободы, если другое не установлено в законодательстве» (часть 2 статьи 24 Конституции РФ).


3)запрещающие, устанавливающие обязанность субъекта права воздержаться от совершения определенных действий. К примеру, «Сбор, хранение, использование и распространение сведений о частной жизни без получения согласия лица является недопустимым (часть 1 статьи 24 Конституции РФ).

Нормы охранительного характера устанавливают условия использования в отношении субъекта мер принуждения со стороны государства, содержание и характер этих мер. К примеру, «Президент РФ имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия данных актов Конституции РФ и федеральному законодательству, обязательствам международного характера РФ либо нарушения прав и свобод человека и гражданина до момента решения данного вопроса судом (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).[13]

Нормы права в зависимости от роли в структуре нормативного регулирования принято делить на исходные (первоначальные, отправные), общие и специальные.

Исходные нормы устанавливают основы нормативного регулирования отношений в обществе, определяют его цели и задачи, формируют базовые принципы, пределы и направления нормативного регулирования, вводят юридические категории и понятия. Самое большое количество исходных норм права находится в Конституции РФ – главном законе государства. Они предопределяют основы общественного и государственного строя, самые важные направления социальной и экономической государственной политики, устанавливают место, характер и роль государства в жизни общества.

Общие нормы устанавливают правила, которым подчиняется целый род отношений в обществе, которые урегулированы определенной правовой отраслью либо целой группой отраслей. Обычно, общие нормы находятся в общей части правовой отрасли (уголовного, административного, трудового, гражданского, муниципального и др.).

Специальные положения определяют правила, которые регулируют определенную разновидность отношений в обществе, учитывая характерные ему черты. Они, обычно, находятся в особенных частях различных правовых отраслей.

Правовые нормы также можно поделить на разновидности в зависимости от субъекта нормотворчества, который издал либо санкционировал их. Они делятся на:

1)нормы конституционного характера;

2)законодательные нормы;

3)нормы подзаконного характера.

Конституционные положения имеют высшую юридическую силу, им должны соответствовать нормы законодательного и подзаконного характера. Следующими по правовой силе признаются нормы законодательного характера. Подзаконные положения принимаются на их основании и в строгом соответствии с законодательными.[14]


Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в регулировании отношений в обществе правовая норма исполняет три основные функции:

1)выражает волю нормотворческого органа в качестве властного решения и общеобязательного правила;

2)является критерием оценки человеческого поведения. При помощи правовых норм решаются юридические споры и конфликты;

3)определяет меру ответственности за несоблюдение либо неисполнение.

1.4. Логическая структура правовой нормы

Структура права – это способ связи правовых норм как элементов системы права, внутренняя организация системы права, отражающая единство составляющих право норм и их разграничение на институты и отрасли права[15].

В своей классической форме правовая норма включает в себя три взаимосвязанных элемента:

1)гипотезу;

2)диспозицию;

3)санкцию.

Нормы права состоят из следующих разновидностей общеобязательных правовых предписаний как: 1) правила поведения; 2) исходные (отправные, учредительные) нормы[16].

Можно согласиться с тем, что нормативно-правовое предписание является минимальной смысловой частью текста нормативно-правового акта, представляющей собой элементарное властное веление общего характера, обладающее формальной определенностью, целостностью и логической завершенностью, но лишь как идеальная конструкция и в рамках отдельного структурного элемента нормы права – например, гипотезы или диспозиции[17]. Однако данная дефиниция представляется усеченной, так как в ней отсутствует указание на главное – то интегрированно выраженное существо, ради которого предлагается альтернативная норме права научная конструкция «нормативно-правовое предписание». Поэтому более точным и верным представляется другое суждение М.Л. Давыдовой, что «нормативно- правовое предписание – это форма (способ) текстуального выражения частей правовых норм и других велений законодателя»[18].

На сегодняшнее время вопрос, касающийся фактической структуры нормы остается дискуссионным.

В современной правовой теории существуют разные представления о структуре правовой нормы. Большинство ученых отстаивает обязательную трехэлементную структуру правовой нормы. С этой точки зрения в любой норме логически необходимо наличие, как диспозиции, так и гипотезы с санкцией. Как заметил в свое время один автор: «Без диспозиции норма немыслима, без гипотезы – бессмысленна, без санкции – бессильна». Однако такой подход к структуре правовой нормы как будто бы не подтверждается структурой законодательства.


Например, такие ученые как Н.П. Томашевский, А. Ф. Черданцев и ряд других полагают, что фактическая норма права состоит из следующих 2-ух элементов: гипотезы и диспозиции, либо диспозиции и санкции. При этом высказывалось мнение, что гипотеза уголовно-правовой нормы сливается с диспозицией. Такие авторы как М. С. Строгович, П. Е. Недбайло и их сторонники считают, что фактическая структура классической нормы права имеет трехчленное строение[19].Так, в качестве примера можно логически составить трехэлементную норму: «Если родители имеют несовершеннолетних детей, то они обязаны их воспитывать, иначе они могут быть лишены родительских прав»)

Представляется, что в определенном контексте имеет значение и та, и другая точка зрения. Дело в том, что правовые нормы, действительно, могут быть и трехэлементными, и двухэлементными. Но они могут, при определенных условиях, содержать и один элемент (диспозицию). Количество элементов правовой нормы зависит от ее конкретного функционального и ценностного значения и действия в механизме права.

Также некоторые ученые не считают гипотезу и санкцию обязательными элементами правовой нормы. По их утверждению, гипотеза и санкция являются лишь атрибутами нормы. Данное мнение не является правильным. Диспозиция имеет возможность получить свои характерные юридические черты только в совокупной связи связи с санкцией и гипотезой. Если бы норма, состояла из одной диспозиции, она ничем не отличалась бы от норм морали[20]

Можно исследовать структуру нормы права, содержащуюся в статье 61 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ под наименованием «Вступление трудового договора в силу». Приведем ее нормы: «Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем... Работник должен приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, установленного трудовым соглашением...». Гипотеза этой нормы права указывает на следующие обстоятельства: 1) заключение трудового соглашения; 2) вступление его в юридическую силу; 3)наступление для начала выполнения трудовых обязанностей работников, установленного во вступившем в юридическую силу трудовом соглашении. Диспозиция этой нормы права подразумевает законное поведение – выполнение работником обязанностей в трудовой сфере. В обратном случае подлежит применению санкция этой нормы права – аннулирование трудового соглашения. Необходимо отметить, что правовая норма и статья нормативно-правового акта не всегда совпадают. В некоторых случаях статья содержит несколько норм, зачастую наоборот: норма может быть изложена в нескольких статьях, в определенных случаях в разных законах. Бывает и так, что в определенные статьи выделяются санкции тех либо других норм. По этой причине, приводя в качестве примера норму права в единстве всех ее структурных элементов, приходится проводить анализ нескольких статей нормативно-правового акта[21]. Структура нормы права как единство идеальной и реальной структур. С помощью идеальной структуры нормы выражаются первичные, исходные ее связи в системе объективного права. Это является своеобразным набором логически взаимосвязанных элементов, который обусловлен спецификой правообразования и структурой права в целом. Идеальная структура, которая изначально имеет потенциальное значение, в процессе собственного развития превращается в реальную, однако, после преобразования сохраняется в собственном результате. Это происходит по той причине, что она, так же, как и реальная структура правовой нормы, включается в себя столько элементов, сколько по логике требуется для регулирования определенной разновидности отношений в обществе в необходимом для законодателя направлении. Реальная структура правовой нормы предопределяет в известной мере результат нормативного опосредования отношений в обществе. Она представляет из себя комплекс тех избранных элементов потенциальной структуры, которые являются достаточными для того, чтобы определенное государственное либо общественное веление получило жизнь в рамках целостного юридического механизма. Структуру нормы права можно представить в качестве механизма диалектически взаимосвязанных структурных элементов, которые взаимодействуют в ее пределах. Данные элементы в состоянии превращаться друг в друга, взаимозаменяться, объединяться и выступать в консолидированном состоянии. Характер, разновидности взаимодействия устанавливаются сформировавшимися отношениями в обществе, в том числе характерными чертами самих элементов. Благодаря тому, что право имеет свойство системности, подлежит обеспечению и тесное взаимодействие структур разных норм права. Притом связи между ними могут быть простыми и сложными. Взаимодействие структуры может обладать видом сцепления, своеобразного пересечения плоскостей действия либо частичного совпадения областей функционирования. В качестве примера могут выступать нормы конституционного и иных правовых отраслей, нормы, определенные ГК РФ, УК РФ[22]. При проведении исследования структуры норм права как проявления его системности, необходимо отметить, что «структура отдельной нормы зависит от развития правовой системы в целом». «Чем сложнее становится структура на более высоких уровнях (отраслей, институтов и др.), тем больше упрощается структура первичного звена», некоторые элементы первичной микросистемы права, в таком случае, могут явно себя не проявлять. Следует отметить что, проявление системности права на уровне правовых норм имеет внутреннее (структура нормы права) и внешнее выражение (связи между нормами, обусловленные их структурно-содержательными характеристиками)[23]. По факту элементы нормы права могут находиться в разных статьях одного и того же акта нормативно-правового характера, а в определенных случаях и в статьях разных актов нормативно-правового характера. Это определяется тем, что нормы обладают неодинаковой формой, способы собственного выражения, однако, вместе с тем они сохраняют собственную логическую структуру[24].