Файл: Эффективность менеджмента организации (Теоретические основы эффективности менеджмента организации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В любой сфере деятельности существует процесс управления, с помощью которого управляемый объект подвержен определенному изменению. Каждый субъект управления, стремится достичь оптимального результата от использования управляемого объекта. Качественное изменение управляемого объекта зависит от успешности внедряемой системы методов управления, которые способны перенести объект управления на более совершенный уровень и тем самым достичь совершенных результатов. Поэтому, важным составляющим является определение методов управления для конкретного объекта и внедрение этих методов с учетом постоянно меняющейся среды объекта, как внешней, так и внутренней.

На одном из объектов происходит постоянное увеличение экономических показателей, удовлетворенность персонала зашкаливает, на основании собранных опросников, а внешняя среда с удовольствием следит за вашим успехом. На другом объекте экономические показатели падают, а удовлетворенность персонала своей работой на низком уровне не говоря уже о постоянных жалобах внешней среды. Как только происходит смена руководства, и внедрение определенных методов управления для действующего объекта, происходит постепенное улучшение всех показателей. Грамотный менеджмент - это и есть объяснение данному случаю.

Управленческая деятельность носит в себе характер системности, которая в силу обстоятельств должна адаптироваться к различным условиям, проявлениям внешней и внутренней среды. И в связи с постоянно меняющимися условиями руководящему составу необходимо быть информированными и уметь принимать взвешенные решения в различных обстоятельствах.

Целью работы является анализ эффективности менеджмента организации.

Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы эффективности менеджмента организации

- рассмотреть принципы эффективного менеджмента

- провести анализ эффективности менеджмента ООО «Петербургские отели».

Предметом работы является эффективность менеджмента организации.

Объектом работы является ООО «Петербургские отели».

Изучению проблем, связанных с управлением эффективностью менеджмента организации, посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, на трудах которых базируется выполненное исследование. Ими исследованы и решены многие теоретические и прикладные задачи, обусловленные содержанием работ по управлению эффективностью менеджмента организации.


В результате выполнения работы были использованы труды таких авторов как Веснин В.Р., Семенов А.К., Федин С.В. и др.

При подготовке работы были использованы такие информационные источники как специализированная профессиональная литература, материалы из СМИ, данные интернет – ресурсов. Применены такие методы и приемы исследования как анализ, синтез, сравнение.

1. Теоретические основы эффективности менеджмента организации

1.1. Сущность эффективности менеджмента организации

Менеджмент - управление деятельностью структур организации, ее материальными, техническими, человеческими, временными ресурсами.

Определение уровня подготовки персонала и работы по повышению производительности, постоянный мониторинг рынка с целью повышения конкурентоспособности предприятия в своем секторе экономики, повышение научно-технического уровня управления [10, с. 45].

Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании [2, с. 73].

Основные функции менеджмента: планирование, организация, контроль, коммуникации, процессы разработки и принятия решений.

Таким образом, эффективность управления тем больше, чем выше уровень управленческого потенциала руководителей структурных подразделений компании, тем лучше их взаимосвязь и координация деятельности с руководством организации.

Осуществление руководства организацией и сотрудниками требует определения эффективности данной деятельности, использования при этом специфических измерителей [12, с. 95].

В этой связи целесообразно использовать концепцию «эффективность менеджмента».

Актуальность этой проблемы определяется многими факторами, можно рассмотреть с трех сторон, отразим схематично.

Рисунок 1 – Факторы эффективности менеджмента

В итоге, эффективность управления как социально-экономической категории - это эффективность данной деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов [10, с. 47].


Функциональная роль эффективности управления заключается в том, чтобы отразить уровень и динамику ее развития, качественные и количественные аспекты данного процесса [2, с. 75].

Теперь разберёмся с критериями, факторами и показателями управления.

Основная задача аппарата управления - активно влиять на управляемый объект, чтобы повысить эффективность его работы. В зависимости от цели системы и условий ее функционирования в качестве критерия эффективности могут служить различные показатели [13, с. 127].

Критерии эффективности показатель, выражающий основную меру желаемого результата, который учитывается при рассмотрении вариантов решения.

Повышение эффективности управления зависит от ряда факторов, которые могут быть систематизированы в соответствии с различными характеристиками.

По содержанию:

- экономические - система материальных стимулов и ответственности;

- политико-социальные кризисы, меры правительства по регулированию социальных процессов за счет работодателей, изменение в соотношении политических сил и т. д.;

- социально-психологические - межличностные отношения, авторитет лидеров, система моральных ценностей;

- организационные - рациональная структура административного аппарата, четкое функциональное разделение труда, правильный подбор и размещение персонала, рациональное управление документами, трудовая дисциплина;

- технические - механовооруженность управленческой работы, степень использования технологий, технической культуры [10, с. 48].

По форме воздействия:

- прямые – непосредственно влияют на эффективность управленческой работы (организация персональной работы менеджеров, их квалификация, правильность выбора и размещения персонала в аппарате управления);

- косвенные – оказывают косвенное влияние на работу организации психологический климат команды, стиль управления, динамика формальных и неформальных групп [12, с. 97].

По продолжительности воздействия:

- кратковременные (нарушение трудовой дисциплины);

- долговременные (стиль управления, психологический климат).

По степени формализации:

- количественное измеримые (уровень механизации управленческой работы, интенсивность потоков);

- количественно неизмеримые (удовлетворенность работой, психологическим климатом).

Однако другие факторы влияют на эффективность работы компании (организации) в дополнение к управлению [2, с. 77]:

- качество сырья;

- уровень подготовки;


- соответствие инструментов требованиям научно-технического прогресса и т. д.

Для оценки эффективности производства и управления используется система обобщающих и частичных показателей [2, с. 78].

Обобщающие характеризуют окончательные результаты.

Частные показатели характеризуют использование определенных видов ресурсов - рабочей силы, основных средств, инвестиций.

Рисунок 2 - Обобщающие и частные показатели

Эффективность управленческой деятельности в отношении субъекта управления может характеризоваться количественным (экономическим эффектом) и качественными показателями (социальная эффективность)

Количественные показатели системы управления включают: комплекс показателей труда – экономия живого труда в управлении (количество, снижение сложности процессов управления) и т. д

Большое значение имеют показатели эффективности социального менеджмента (качественные): увеличение научно-технического уровня управления, уровень интеграции процессов управления, повышение квалификации менеджеров, повысить уровень обоснованности решений, формирование организационной культуры, управляемость системы, удовлетворение работой, получение общественного доверия, укрепление социальной ответственности организации, экологические последствия [13, с. 129].

Если в результате рационализации управления можно добиться высокого уровня этих показателей, то произойдет позитивный сдвиг в организации управления и достигается экономический эффект.

Эффективность организации это категория управления, поэтому эффективностью управления является основной задачей, которую руководство должно решать непрерывно и систематически. Только этот подход позволяет получить результаты, соответствующие целям организации [12, с. 79].

1.2. Принципы эффективного менеджмента

Эффективная деятельность характеризуется такими признаками, как результативность, простота и рациональность технологии и организации, точность, надежность всех элементов (оборудования, материалов и работников), высокое качество процессов и их результата, соответствие целям организации и т. п.

Для достижения необходимой эффективности управленческой деятельности следует заблаговременно создать для нее необходимые условия в виде предпочтительных позиций в тех или иных областях, предотвращения влияния, как в настоящее время, так и в будущем неблагоприятных обстоятельств, особенно тех, последствия которых могут быть необратимыми.


Эффективно работающее предприятие предполагает единовременное функционирование всех стадий и направлений менеджмента, т.е. взаимосвязь их во времени и пространстве.

Обеспечение прибыльности, а значит, эффективности работы всех под- разделений предприятия - главная задача менеджмента. Она включает рациональную организацию производственного процесса, развитие технико-технологической базы, эффективное использование живого труда (кадров), обеспечение творческой активности работников.

Какой бы характер хозяйственная деятельность ни носила, если она направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи менеджмента.

Уровень прибыльности фирмы в значительной степени определяется рынком, но зависит также от рационального использования производственных ресурсов и эффективности управления. Прибыль является залогом стабильного функционирования предприятия. Любое предприятие находится под воздействием ситуации, складывающейся на рынке: изменяется положение конкурирующих фирм, условия и формы финансирования, соотношение спроса и предложения [2, с. 137].

Все это определяет долю риска, которая возмещается прибылью. Менеджмент призван снизить долю риска не только в настоящем, но и в будущем периоде, поэтому менеджеры наделяются правом самостоятельности в принятии решений в изменяющейся обстановке.

Существуют различные подходы к проблеме эффективности менеджмента, которые разрабатывались школами управленческой мысли.

Анри Файоль, который является одним из основоположников менеджмента, создал список принципов эффективного менеджмента. Они используются до сих пор и известны как «14 принципов Файоля». Некоторые принципы, существовавшие задолго да Файоля, были всего лишь обобщены, некоторые - сформулированы впервые. Формулируя эти принципы, Файоль ориентировался на основную задачу административной школы, а именно - выработку универсального рецепта успешного управления, которой, по мнению представителей данной школы, непременно должен существовать. Покажем эти принципы.

1. Разделение труда: достаточно просто произвести ряд нехитрых процедур по перепоручению работникам отдельных операций, как производительность труда резко возрастет вследствие того, что персонал получит больше возможности сосредоточить свое внимание.

2. Полномочия и ответственность: там, где вы наделены полномочиями, на вас должна возлагаться также и ответственность. Право отдавать приказы всегда должно быть уравновешено ответственностью за последствия этих приказов.