Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Налоговая система как совокупность факторов налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Роль налогов и налоговой системы в деятельности государства

1.1. Понятие, содержание и виды налогов

1.2. Налоговая система как совокупность факторов налогообложения

Проблемы улучшения действующей налоговой системы Российской Федерации

2.1. Риски и меры регулирования налогов и сборов налоговыми администрациями

2.2. Налоговая система, как социально- экономический фактор

2.3. Эффективность контроля налоговых органов Российской Федерации

Рекомендации по совершенствованию деятельности налоговой системы в рамках законодательства Российской Федерации

3.1. Налоговая задолженность, как стимул повышения уровня налоговой политики государства

3.2. Комплекс мер по оптимизации налоговых администраций

3.3. Предложения по улучшению налоговой системы Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Совершенствование системы налогов может происходить в том числе за счет сокращения количества существующих налогов. В ходе проводимой в настоящее время налоговой реформы уже предусматривается и реализуется отмена ряда налогов и сборов и существенная трансформация сохраняющихся налогов. Но следует подчеркнуть, что такое сокращение должно быть методически обоснованным и практически воплотимым. Этот факт нашел отражение в содержании ч.1 гл.1. ст.3 Налогового кодекса РФ: «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав». В первую очередь необходимо вести речь о сбалансированной и продуманной оптимизации тех налогов, от которых зависит качественный рост как экономики страны в целом, так и ее отдельных экономических субъектов, в ряду которых важное место занимают предприятия. Нельзя не отметить, что сегодня практически все российские предприятия предпринимают те или иные шаги по минимизации налоговых платежей как легальными, так и теневыми способами. Российский феномен стремления хозяйствующих субъектов к налоговой экономии, как подчеркивают исследователи, ничем не отличается от распространенной общемировой практики. В подобных условиях без экономических потерь для государства могут быть сокращены только те налоги, которые являются взаимозаменяемыми.[6]

Ст. 2 гл.1 Гражданского Кодекса (ГК) РФ определяет, что «гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Таким образом, целью любой коммерческой организации является прибыль, ее сохранение и увеличение, в том числе в условиях налогового бремени. В связи с этим в контексте анализируемой в настоящем разделе проблемы необходимо рассмотреть все действующие на текущий момент в РФ налоги и понять механизм их влияния на величину прибыли организации, остающуюся в распоряжении предприятий (акционеров).

Безусловно, если описывать налоговую систему любой страны– систему налогов, необходимо учесть огромное количество переменных, связанных не только с определением налогов: порядком их уплаты, объектами налогообложения, налоговой базы, налоговым периодом, налоговыми ставками, порядком исчисления и уплаты, но и другими факторами. Такой подход, сделает описание налоговой системы не только чрезвычайно громоздким, но и не обязательно точным, поскольку такая система будет чувствительна к изменению любых, даже малейших факторов.[7]


На основании анализа информации и предыдущих исследований российских и зарубежных ученых по вопросам развития регулирования налоговой задолженности в данной работе можно подвести результат. Совокупная задолженность по налогам и сборам представляет из себя комплекс неисполненных обязательств по выплатам в разноуровневые системы бюджетного финансирования страны, которые определены на законодательном уровне. Также в состав совокупной налоговой задолженности входят: пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов; денежные штрафные санкции, начисленные за нарушение налогового законодательства.

Классификационные признаки по видам задолженности по налогам и сборам:

  • Уровень статуса бюджета, в котором возникает налоговая задолженность
  • Вид налога (ИПН, КПН, НДПФ)
  • Отраслевая деятельность налогоплательщиков
  • Изменение характеристики налоговой задолженности
  • Экономический охват
  • Срок существования долга
  • Причины возникновения
  • Перспективы погашения задолженности
  • Методы регулирования налоговой деятельности
  • Срок давности
  • Прозрачность налоговой отчетности
  • Урегулированность [8]

На основе приведенных классификационных признаков можно увидеть структуру совокупной налоговой задолженности, которая включает в себя две значимые составляющие: урегулированную и не урегулированную налоговую задолженность.

Следует выделить, что в налоговом законодательстве Российской Федерации, в качестве методов урегулирования налоговой задолженности наиболее широко представлены методы бесспорного взыскания, такие как взыскание за счет денежных средств, за счет имущества и приостановление операций по счетам и их заморозка. Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать общий вывод, что на данный промежуток времени налоговая политика и законодательство являются эффективными не в полной мере, чем и обуславливается появление налоговой задолженности во всей Российской Федерации.

Основными недостатками налоговой системы являются:

а) фискальный крен в налогообложении, на первый план выдвигается только пополнение доходной части бюджетов, регулирующей функции не придается должного значения, хотя именно она дает толчок экономическому развитию;

б) высокий уровень налогообложения предприятий и организаций и особенно налога на прибыль и НДС;

в) нестабильность налогового законодательства и особенно по прибыли, НДС, акцизам;


г) современная налоговая система слишком сложна для понимания налогоплательщиком и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это ведет к лишним административным издержкам и порождает изощренные способы ухода от уплаты налогов;

д) существующее налогообложение заставляет предприятия пересматривать баланс не по экономическим причинам, а по налоговым;

е) ориентация на легко собираемые налоги, у которых налогооблагаемой базой является выручка от реализации продукции, что ведет к явной депрессии экономики производственной сферы.[9]

Структура налоговой системы любого государства определяется следующими факторами:

а) уровнем экономического развития;

б) общественно-экономическим устройством общества;

в) господствующей в обществе экономической доктриной;

г) государственным устройством общества (унитарное или федеративное);

д) историческим развитием налоговой системы.

Решающей качественной характеристикой любой системы налогообложения является его тяжесть, то есть мера давления совокупности налогов на экономическую и социальную жизнь общества. Однако общепринятая методология ее исчисления в настоящее время отсутствует.

Таким образом, налоговая система РФ представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением и по своей структуре она является трехзвенной: присутствуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.[10]

Проблемы улучшения действующей налоговой системы Российской Федерации

2.1. Риски и меры регулирования налогов и сборов налоговыми администрациями

Мировой финансово-экономический кризис ставит серьезные задачи перед налоговыми администрациями. В условиях экономического спада налоговые органы сталкиваются с все более растущими рисками и требуют поддержки налогоплательщиков в условиях сокращения бюджета. В ответ на кризис налоговым органы следует разработать стратегию соблюдения налогового законодательства, которая строится вокруг стратегических целей. Для достижения этих целей, определены четыре набора мер:


  1. Расширение помощи налогоплательщикам,
  2. Переориентация, обеспечение соблюдения рисков, связанных с наибольшими доходами,
  3. Внедрение законодательных реформ, способствующих помощи налоговой администрации,
  4. Улучшение коммуникационных и информационных программ.

Размер теневой экономики дает начальное представление о степени уклонения от уплаты налогов. В дополнение к теневой экономике, которая не обязательно обусловлена ​​только налоговыми соображениями, но имеет влияние на налоговые поступления, значительная часть уклонения от уплаты налогов состоит из занижения в формальном секторе. [11]

Разрыв соответствия, то есть разрыв между собранными налогами и теоретическим налогом, подлежащим уплате, может возникнуть в результате нежелания подавать отчет на доход, нежелание платить налоги или платить налоги вовремя, способности обманывать или занижать данные, отсутствие знаний налоговых обязательств, сложность понимания налогового кодекса. Задачи большинства налоговых администраций - обеспечить соблюдение налогового законодательства и улучшить обслуживание клиентов налогоплательщиков. Лучшее понимание мотивов для налогоплательщиков и их положительное отношение к налогообложению может улучшить как добровольное соблюдение налогового законодательства, так и эффективность налоговой системы. Различают три вида справедливости в налогообложении: справедливость распределения (восприятие, правительство действует как мудрый источник налоговых поступлений) процессуальная справедливость (ощущение, что налоговая администрация придерживается процедур, которые справедливы в отношении налогоплательщиков); и карательная справедливость (ощущение, что налоговая администрация справедлива в применении наказаний, когда правила нарушены). В то время как налоговые администрации могут повлиять на процессуальную и карательную справедливость, справедливость распределения зависит только от политики. Деятельность по налоговой проверке определяется, как включающая все обычно предпринимаемые действия налоговыми органами с целями проверить, правильно ли налогоплательщики сообщили о своих налоговых обязательствах в отчете, поданном ими. Основная деятельность по проверке, осуществляемая налоговыми органами, обычно описывается термином налоговая проверка или налоговый контроль. Налоговая проверка, как услуга системы налогообложения, может быть отнесена к группе факторов соблюдения налогового законодательства. Это осуществляется за и против налогоплательщика и должно быть связано, прежде всего, с фактами и обстоятельствами, которые могут повлиять на увеличение или уменьшение налоговой задолженности, которая влияет на передачу налоговых обязательств в течение финансового года.[12]


На данном этапе все более широким в использовании методом налогового администрирования является альтернативный метод регулирования – осуществление налогоплательщикам свободного выбора для принятия решения между различными вариантами юридической формы ведения его деятельности, порядком ведения дел и составлением учета и отчетности, способами исполнения обязательств по уплате налога, применением и распределением налоговых льгот, с учетом имеющегося законодательства. Во многих странах в системе налогового администрирования также признается переход от сотрудничества с налогоплательщиками до применения принудительных, силовых мер по взысканию задолженностей.

Таким образом, необходимо отметить, что налоговое законодательство Российской Федерации направлено на снижение задолженности по налогам и налоговым отчислениям, благоприятствованию в развитии взаимоотношений между налоговыми администрациями и налогоплательщиками, стимулирование развития прогресса в определенных секторах экономики, которые являются приоритетными и, как следствие, трансформированию экономических сфер и повышения инновационной инвестирования и технологического прогресса. Систематизируя и просматривая этапы изменений в экономике государства, необходимо помнить, что система налогообложения с момента возникновения и по сей день своего существования развивается в условиях экономической неопределенности. В непростых ситуациях она является сдерживающим фактором нарастания бюджетного дефицита, обеспечивает успешное функционирование всех хозяйствующих субъектов, находящихся в пределах страны, финансирует возникающие неотложные или непредвиденные государственные необходимости, и также является основной задачей для рыночной экономики. [13]

Подобная оценка, представленная в целом, разрешает объективнее судить о действительности, но вовсе не перечеркивает задачу совершенствования налоговой системы, приведения ее в соотношение с текущими финансовой трудностями в экономике. Поэтому очень важно глубокое изучение системы налоговых отношений, которые, в свою очередь являются главной составляющей всей бюджетно-финансовой системы. Благоприятствование в налоговых отношениях, зависит напрямую от выбора стратегии и целей для повышения ее эффективности, умения прогнозировать и планировать все до мелочей, включая причины появления налоговой задолженности и связанные с ней риски, социально – экономические последствия, быстроты реакции на какие- либо отклонения и в связи с этим, корректировка дальнейших планов с внесением необходимых поправок.[14]