Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Налоговая система как совокупность факторов налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Роль налогов и налоговой системы в деятельности государства

1.1. Понятие, содержание и виды налогов

1.2. Налоговая система как совокупность факторов налогообложения

Проблемы улучшения действующей налоговой системы Российской Федерации

2.1. Риски и меры регулирования налогов и сборов налоговыми администрациями

2.2. Налоговая система, как социально- экономический фактор

2.3. Эффективность контроля налоговых органов Российской Федерации

Рекомендации по совершенствованию деятельности налоговой системы в рамках законодательства Российской Федерации

3.1. Налоговая задолженность, как стимул повышения уровня налоговой политики государства

3.2. Комплекс мер по оптимизации налоговых администраций

3.3. Предложения по улучшению налоговой системы Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2.2. Налоговая система, как социально- экономический фактор

Налоговую систему и налоговую политику можно назвать одним и тем же, ведь это состав социально-экономической политики государства, которая нацелена на создание системы налоговых отношений, которая будет стимулировать налогоплательщиков к своевременной полной оплате налогов, накопление и рациональное использование ресурсов и бюджета страны, способствовать совпадению интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс.

Исследование экономического положения рассматривает то, что несмотря на налаживание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса государством, некоторая часть налогоплательщиков используют недобросовестную политику в отношении погашения налоговой задолженности. Таким образом часть физических и юридических лиц с целью увода от уплаты налогов прибегают многочисленным схемам сокрытия доходов. В Российской Федерации методы обхода системы налогового законодательства являются многочисленными и довольно разнообразными. К примеру, это создание дочерних предприятий, которые размещают в зонах с льготными налоговыми режимами.[15]

Налоговые власти пытаются этому противодействовать, но это не во всей степени эффективно, ведь по степени разработанных конституционных и законодательных норм наше государство отстает от европейских и западных стран. По официальным данным государство разрабатывает меры по противодействию более чем 34 установленных после раскрытия некоторых правонарушений, схем, разработанных налогоплательщиками в целях уклонения от налоговых выплат.

Основными проблемами в налоговом администрировании являются:

    • деятельность «однодневных фирм»;
    • преднамеренное и ложное банкротство.

Деятельность «однодневных фирм», то есть буквально обналиченных, однодневных компаний, состоящих из нескольких этапов: регистрация, осуществление правонарушительной деятельности, прекращение деятельности посредством ликвидации или банкротства. Решить такие проблемы возможно только благодаря объединению Налогового комитета, государственных органов и помощи иностранных государств.

Наиболее распространенные способы сокрытия доходов:


  1. Страховые схемы;
  2. Схемы финансового рынка
  3. Схемы фондового рынка;
  4. Создание фирм-однодневок;
  5. Схемы, практикующиеся в малом бизнесе;
  6. Таможенные схемы.[16]

Нарушения налогового законодательства, выявляемые в ходе налогового контроля, все чаще оказываются связанными с внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов.

Налоговая администрация, которая сталкивается со значительными проблемами в краткосрочной / среднесрочной перспективе, должны следовать надежным процессам управления для обеспечения ожидаемого повышения эффективности. Это также улучшит их соответствие уровню эффективного предоставления услуг. Лучшее понимание поведения налогоплательщиков позволяют налоговым системам более эффективно осуществлять налоговый аудит. Конкретные результаты показывают, что в налоговом секторе была проведена административная реформа: уплата налогов, возврат налогов за счет упрощения процедур и форм, облегчающих работу налогоплательщиков, и в то же время обеспечивающих налоговые органы достаточной информацией о налогоплательщиках. Параллельно с этим налоговый сектор интегрирует государственные органы, участвующие в процессе урегулирования налоговых процедур для налогоплательщиков. Возможности современных ИТ-решений должны использоваться развивающимися налоговыми администрациями. Во время фокусировки на расширение практики управления данными, создание оптимального управление процессами данных должно быть приоритетом.[17]

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля, одной из важнейших функций управления, которая состоит из трех органических элементов: прогнозирования (планирования), регулирования и контроля. Эффективный налоговый контроль — это необходимое условие успешного функционирования как раз всей налоговой системы, поскольку он охватывает всю налоговую систему, и производится в каждом налоговом разделе, налоговых группах, категориях налогоплательщиков и территориях. Но сегодня важным вопросом является не только реформирование системы налогового контроля, но и эффективное применение ее методологии.

Проведенный анализ показывает, что, несмотря на выработку ряда научных подходов к проблематике налогового контроля, особенно в условиях реформирования налоговой службы, в нем есть ряд неисследованных мест, на которые не уделяется должного внимания, в частности, это формирование такого рода отношений с налогоплательщиками, которые повышают уровень произвольной уплаты налогов и позволяют снизить уровень затрат на ведение контрольно-проверочной работы. В связи с этим необходимо уделять больше внимания этапу предварительного контроля в соответствии с методологией формирования современных подходов к смене налогоплательщиков для ведения контрольно-проверочной работы. В связи с этим необходимо уделять больше внимания на этапе предварительного контроля в соответствии с методологией формирования современных подходов к изменению налогоплательщиков для ведущих проверок, а также с использованием математических методов и критериев принятия решений на основе теории риска. Следующий аспект общей проблемы, который нуждается в существенных подходах, исходя из мнения практических работников налоговых органов, – это термин ведущих видов проверок. Эти проблемные положения становятся предпосылкой для проведения таких исследований.[18]


2.3. Эффективность контроля налоговых органов Российской Федерации

Деятельность налогового контроля зависит от эффективного планирования налоговых проверок субъектов предпринимательской деятельности. Совершенствование налогового законодательства является важным, но недостаточным условием реформирования и формирования эффективного налогового контроля в государстве. Налоговый контроль, осуществляемый органами государственной налоговой службы, является одной из фискальных задач в их деятельности, основной формой которой является налоговая проверка. Создание налоговой службы, которая эффективно, правдиво, четко и честно администрирует налоговое законодательство.

Главным принципом повседневной работы стало формирование партнерства между государством и собственниками, повышение доверия и взаимопонимания между налоговыми работниками и налогоплательщиками. [19]

Реформирование налогового контроля должно стать основой модернизации всей налоговой службы, а также отсечения развития предпринимательства, уменьшения количества проверок для законопослушных налогоплательщиков. Модернизация государственной налоговой службы зависит от должного совершенствования работы с налогоплательщиками, контрольно-проверочной работы, сбора налоговой задолженности, а также автоматизации всей работы персонала органов государственной налоговой службы. Модернизация налоговой службы Российской Федерации обеспечивается финансовой поддержкой Всемирного банка, и поэтому возникает необходимость формирования специального комитета по вопросам модернизации налоговой работы, который должен отчитываться об эффективности использования финансовых ресурсов.

Модернизация налоговой службы направлена на решение таких вопросов:

  • Эффективное управление человеческими ресурсами в налоговых органах;
  • Совершенствование контрольно-проверочного процесса;
  • Новые формы работы с налогоплательщиками;
  • Модернизация порядка учета, исчисления, нахождения, реорганизации и ликвидации налогоплательщиков;
  • Автоматический процесс приема и обработки налоговой декларации и отчетности;
  • Совершенствование методологии системы контроля за уплатой налоговой задолженности.[20]

Наиболее новый подход может быть использован при определении двух основных сфер деятельности налоговых органов-государственного надзора и государственного контроля. В отдельных случаях государственный надзор может осуществляться только путем наблюдения за субъектом предпринимательской деятельности, а целью будет являться оценка его деятельности на соответствие законодательным нормам и оказание поддержки в случае необходимости. Проверка определяется как основная форма проведения налогового контроля, целью которого является осуществление этапа формирования обязательных требований и пресечение нарушений законодательства субъектами предпринимательской деятельности. В результате проверки могли быть только плановыми.

Большинство предпринимателей считают, что процедуры проверки очень сложны или запутанны для их понимания. Сегодняшняя система верификации устроена таким образом, что верификации проводятся очень часто и продолжаются слишком долго. Многие предприниматели считают непонятными требования, которые выдвигаются в ходе проверок, почему они не согласны с финансовыми санкциями, штрафами, которые на них налагаются. Очень часто во избежание недоразумений и негативных последствий проверки предпринимателям приходится платить неофициальные платежи.

Необходимо ввести постоянный обмен информацией между органами налоговой службы и налогоплательщиками, с помощью введения гражданского контроля за деятельностью контролирующих органов, законодательно закрепить обязанность публикации в сети Интернет информации о порядке проведения проверок, правилах и обязательствах сторон и результатах проверок, предоставления налогоплательщикам бесплатных консультаций по результатам проверок, создания единой базы о проверках. Органы государственной налоговой службы должны вести эффективную разъяснительную работу с налогоплательщиками, целью которой является улучшение взаимодействия с контролирующими органами и налогоплательщиками, что также позволит улучшить реформирование налогового контроля. Положительным моментом в работе налоговых органов является то, что не планируются суммы доначислений и штрафов, а также не популяризируется количество возбужденных уголовных дел, дел, которые передаются в суд, а также информация по арестам предпринимателей.[21]

Очень важной составляющей реформирования должно стать внедрение системы управления рисками, где контролирующие органы проверяют не каждое предприятие, а те предприятия, которые несут наибольшую угрозу со стороны возникновения аварий. Это так называемая система риск-менеджмента, согласно которой она должна ставить разную периодичность проверок только для разных групп риска. Только на этой основе формируется большинство законодательных актов в разных странах. В результате можно будет сократить количество проверок, обеспечить их четкость, уменьшить расходы со стороны государства и собственников, увеличить доходы бюджета.


Для решения проблемы нечеткости законодательных норм необходимо сформировать четкий перечень обязанностей контролирующих органов и полный перечень контрольных вопросов к субъектам предпринимательства. Чтобы исключить коррупцию со стороны контролирующих органов, должна действовать презумпция невиновности, но не заранее виновность тех, чья деятельность проверяется, иначе контролер не должен вести себя неравноправно с налогоплательщиком. Еще одним позитивным шагом станет формирование персональной ответственности работников налоговых органов за ошибки в работе с умыслом или без умысла, но не за счет государства или контролирующего органа. Когда нет личной ответственности, это сводится к нарушениям законодательства.

Существующей проблемой иногда является формальное отношение налоговых работников к своей работе, когда эти контролеры не обращают внимания на цели, ради которых они проводят проверки, а собственники не обращают внимания на то, почему эти требования существуют.

Во многих странах мира переход к реформированию системы контроля становится их чрезмерной ценностью, что также является тяжестью для экономики. Особое внимание уделяется упрощению и упорядочению процедур контроля. Очень важным вопросом является проведение исследований персонала контролирующих органов, своевременное информирование собственников об изменениях в налоговом законодательстве, внедрение стратегического планирования в проверках.[22]

Тенденции, направленные на совершенствование работы контролирующих органов, в первую очередь связаны с пересмотром законодательства, организацией тренингов по изучению процедур и инструкций поведения с клиентами, налаживанием сотрудничества между контролирующими органами, правительством и представителями частного сектора. Одним из основных принципов реформирования деятельности контролирующих органов станет переход от системы назначения наказаний за допущенные нарушения к системе обеспечения соблюдения установленных законодательством требований и норм безопасности.

Рекомендации по совершенствованию деятельности налоговой системы в рамках законодательства Российской Федерации