Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Налоговая система как совокупность факторов налогообложения).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Роль налогов и налоговой системы в деятельности государства
1.1. Понятие, содержание и виды налогов
1.2. Налоговая система как совокупность факторов налогообложения
Проблемы улучшения действующей налоговой системы Российской Федерации
2.1. Риски и меры регулирования налогов и сборов налоговыми администрациями
2.2. Налоговая система, как социально- экономический фактор
2.3. Эффективность контроля налоговых органов Российской Федерации
3.1. Налоговая задолженность, как стимул повышения уровня налоговой политики государства
3.2. Комплекс мер по оптимизации налоговых администраций
3.3. Предложения по улучшению налоговой системы Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Налоговое регулирование является важным элементом в процессе развития государства. Более 70% от всех поступлений в бюджет государства составляют налоги. В результате роста налоговых процессов в системе бюджетного финансирования государства появляется возможность для развития социально – экономических программ. составляют налоги. В данное время, в условиях экономического положения Российской Федерации, которое находится в состоянии неопределенности, за счет различных факторов, включая введение несколькими странами санкций против федерации, важным моментом является стабилизация системы бюджетного финансирования, чему способствует развитие налоговой системы страны. Проблема совершенствования налоговой системы в настоящее время является крайне актуальной для Российской Федерации. Проводимые в настоящее время изменения в налогообложении, нацеленные на снижение налогового бремени и обеспечение экономического роста, нуждаются в глубоком теоретическом осмыслении и анализе, целью которых является недопущение повторения ошибок прошлого, точный прогноз налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и оптимизация социально-экономических процессов.
Целью исследования является анализ сущности и особенностей законодательного регулирования, а также организации налоговых учреждений, определение их места и роли в системе налогового контроля, выявление недостатков нормативно-правовой регламентации и формулирование предложений, направленных на совершенствование законодательства в данной сфере.
Для достижения цели в данном исследовании поставлены следующие задачи:
- Изучены сущность и содержание понятий «налоговая система» и методы, направленные на совершенствование налоговой системы страны.
- Изучены принципы налогообложения, как основы любой налоговой системы.
- Определены критерии совершенствования налоговых систем.
- Выявлены проблемы, связанные с улучшением действующей системы налогового законодательства.
- Обоснованы экономически целесообразные направления совершенствования налоговой системы РФ.
Степень разработанности проблемы. На текущий момент многие аспекты совершенствования налоговой системы исследованы достаточно подробно. Но не выявлено исследований, которые бы рассматривали совершенствование налоговой системы целостно, определяя векторы возможного совершенствования налоговых систем.
Объект исследования - действующая налоговая система РФ, регулируемая законодательством о налогах и сборах.
Предметом исследования является совокупность теоретических и практических проблем, обуславливающих неэффективность действующей налоговой системы РФ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные разработки в области теории и практики финансовой, бюджетной, налоговой систем, федеральной и региональной политики, представленные в трудах отечественных и зарубежных авторов.
Источниками информации для написания курсовой работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды известных экономистов в области налогообложения, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных исследуемой проблеме, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Достоверность результатов диссертационного исследования достигнута благодаря использованию достоверной информации, применению теории налогообложения, практического управленческого опыта.
Научная новизна исследования состоит в обосновании направлений совершенствования российской налоговой системы, обеспечивающих снижение налогового бремени действующих хозяйственных субъектов и разработке механизма налогообложения, позволяющего повысить собираемость налогов во все уровни бюджета РФ.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что уточнены концептуальные основы налоговой политики и выделены приоритетные векторы налогового совершенствования.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны конкретные рекомендации, направленные на реформирование современной российской налоговой системы, путем изменения действующей системы налогов, упрощению налогообложения и налогового администрирования.
Роль налогов и налоговой системы в деятельности государства
1.1. Понятие, содержание и виды налогов
В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:
а) Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
б) Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
в) Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.
Все налоги содержат следующие элементы:
а) объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению;
б) субъект налога — это налогоплательщик, т. е. физическое или юридическое лицо;
в) источник налога — т. е. доход, из которого выплачивается налог;
г) ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;
д) налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога. [1]
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это — косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.[2]
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
Налоги — это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. [3]
1.2. Налоговая система как совокупность факторов налогообложения
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Рассмотрим основные понятия и характеристики налоговых систем.
Налоги — это обязательные платежи в бюджет государства. Эффективность налогового законодательства и целостности налоговой системы каждой страны находится в прямой зависимости от поступлений налоговых сборов. В последний период времени приоритетным направлением осуществления налоговой политики относится повышение эффективности регулирования налоговой задолженности и стимулирование налогоплательщиков к своевременным налоговым выплатам. Сегодня взят курс на развитие экономического потенциала страны, в связи с чем возникает необходимость исследования проблем с налоговой задолженностью и поиск оптимальных путей ее уменьшения. Проблема увеличения собираемости налоговых доходов является основополагающей и рассматривается на всех уровнях бюджетного финансирования, но значительных сдвигов в лучшую сторону не наблюдается. Налоговые органы должны быть озадачены беспрерывным поиском решений и совершением действий по контролю за соблюдением налогового законодательства, в том числе и по взысканию налоговой задолженности.[4] Основной целью налогообложения является финансирование государственных расходов путем перераспределения средств от налогоплательщиков (граждане / предприятия) правительству. Общая цель сбора государственных доходов и расходов должна быть направлена на максимальное социальное обеспечение. Это подразумевает обеспечение социального финансирования, улучшения общественных благ, особенно на рынках со значительными рыночными провалами (например, образование, здравоохранение, социальная защита и инфраструктура). Поэтому необходима отлаженная налоговая система, способная обеспечить финансирование различных государственных функций. Поскольку любое изменение налоговых поступлений также подразумевает изменение государственные расходов, понятно, что обе стороны принадлежат друг другу. Тем не менее, поскольку налогообложение само по себе дорого и в большинстве случаев меняет стимулы для принятия решений (беря работу, покупая пачку сигарет, арендуя или покупая дом, вкладывая деньги в x или в y). Существует четыре основных аспекта, по которым налогообложение может влиять на обеспечение. При "нормальных" обстоятельствах принятие экономических решений в отсутствие налогообложения является эффективным. Налоги и сборы составляют большую часть бюджета всего государства. Финансовая необходимость в развитии налоговых отношений заключается в том, что налоги обеспечивают успешное функционирование государства. Налоги определяют отношения хозяйствующих субъектов: организаций, компаний, внебюджетных фондов, кредитных организаций и так далее. [5] Налоговое обязательство — это общая сумма налоговой задолженности, которую физическое, корпоративное или иное юридическое лицо задолжало налоговому органу. Это общая сумма налога, за которую вы несете ответственность по оплате. Налоговые обязательства возникают из-за получения дохода, прибыли от продажи актива или других налогооблагаемых событий. Отсутствие налогового обязательства означает, что общее налоговое обязательство налогоплательщика было равно нулю в предыдущем году. Налоговое обязательство — это сумма налогообложения, которую несет предприятие или физическое лицо в соответствии с действующим налоговым законодательством. Налоги взимаются различными налоговыми органами, в том числе федеральными и местными органами власти. Когда происходит налогооблагаемое событие, налогоплательщик должен знать налоговую базу для события и ставку налога на налоговую базу, также возможно начисление пени и налогового штрафа. Налоговое обязательство включает не только текущий год, но и учитывает любые и все годы, которые предприятие может задолжать по налогам. Это означает, что, если есть задолженность по возвратным налогам (любые налоги, которые остаются невыплаченными с предыдущих лет), они также добавляются к налоговому обязательству.