Файл: Понятие пенсии по случаю потери кормильца (Правовое регулирование пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОСНОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА
1.1. Правовое обеспечение пенсии по случаю потери кормильца
1.2. Пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан
2. ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ПЕНСИЙ В СЛУЧАЕ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА
2.1. Порядок и условия назначения пенсий по случаю потери кормильца
2.2. Порядок расчета выплат трудовых пенсий по случаю потери кормильца услуг
Согласно первой формуле размер выплат на каждого иждивенца будет определяться следующим образом:
СПспк = ИПК x СПК, (1)
где:
- СПспк - размер пенсии по случаю потери кормильца;
- ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент умершего кормильца;
- СПК - значение индивидуального коэффициента в денежном выражении на день назначения.
Согласно второй формуле размер пенсии будет рассчитан таким образом:
СПспк = ИПКу / КН x СПК, (2)
где:
- СПспк - размер пенсии;
- ИПКу - индивидуальный пенсионный коэффициент умершего кормильца, применённый для расчета выплачиваемой ему страховой пенсии;
- КН - число иждивенцев;
- СПК - размер пенсионного коэффициента в денежном выражении [25, с. 30].
Расчет размера пенсии по случаю потери кормильца имеет ряд особенностей:
1. При установлении после смерти кормильца страховой пенсии детям, ставшим круглыми сиротами, ИПК обоих родителей суммируются.
2. При назначении данного вида пенсии детям умершей одинокой матери значение ИПК увеличивается в два раза.
3. Величина ИПК может быть рассчитана с применением повышающего коэффициента [23, с. 76].
Повышающий коэффициент может быть применен только в том случае, если умерший кормилец не писал заявление о назначении страховой пенсии по старости (в т.ч. и досрочной) после наступления такого права или отказался от ее получения. Значение данного коэффициента равно числу полных месяцев, прошедших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, но не ранее 1 января 2015 года до даты смерти застрахованного лица.
Для осуществления перерасчета необходимо увеличение суммы страховых взносов на страховую пенсию умершего кормильца, не учтенных при назначении и определении величины индивидуального коэффициента при расчете размера пенсии.
Такой перерасчет осуществляется 1 августа следующего года после назначения пенсионного обеспечения [15, с. 34].
Изменение величины страхового пенсионного обеспечения иждивенцев умершего кормильца можно определить следующим образом:
СП2 = СП1 + (ИПК / К / КН х СПК), (3)
где:
- СП2 - размер пенсии, полученный после перерасчета;
- СП1 - выплачиваемый размер пенсии по состоянию на 31 июля года, в котором производится перерасчет;
- ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент умершего, рассчитываемый с учетом страховых взносов, не учтенных на день его смерти;
- К - отношение количества месяцев страхового стажа умершего кормильца на день, с которого назначается пенсия, к 180 месяцам (при этом продолжительность страхового стажа умершего кормильца до 19 лет считается равной 12 месяцам и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста старше 19, но не более чем до 180 месяцев);
- КН - число иждивенцев на 1 августа текущего года;
- СПК - стоимость пенсионного коэффициента на день, с которого производится перерасчет [11, с. 120].
Перерасчет пенсии детям:
- потерявшим обоих родителей производится с учетом результата сложения ИПК каждого из умерших родителей, не учтенных по состоянию на день их смерти;
- потерявшим мать, являющуюся их единственным родителем, производится с учетом двойного размера индивидуального коэффициента, не учтенного по состоянию на день ее смерти. Наименьший размер страховой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в России на уровне прожиточного минимума, установленного в субъектах РФ. Для каждого региона величина минимума разная [19, с. 80].
Если размер начисленной пенсии будет ниже прожиточного минимума, то устанавливается социальная доплата (СД). Такая доплата назначается в беззаявительном порядке со дня назначения пенсии и на срок, на который установлена пенсия.
Если у умершего не было трудового стажа, т.е. отсутствуют страховые перечисления в ПФР, то иждивенцу устанавливается социальная пенсия.
Минимальный размер социальной пенсии по потере одного кормильца до 1 апреля 2018 года установлен в размере 4959 рублей 85 копеек, потерявшим обоих родителей 9919 рублей 70 копеек [24, с. 58].
На данный момент с 1 апреля 2017 года пенсии по государственному обеспечению, в том числе социальные, повышены всего на 1,5% и составляют:
- детям, потерявшим одного из родителей 5034,25 руб.;
- детям, потерявшим двоих родителей и детям умершей одинокой матери 10068,53 руб.;
- иным пенсионерам, получающим данный вид социальной помощи, производится минимальная выплата 5034,25 рублей [16, с. 84].
Целями социального обеспечения нетрудоспособных граждан служат оказание материальной помощи, обеспечивающей тот минимум, без которого они не могли бы прожить. Но такой государственной поддержки не всегда оказывается достаточно. Размер социальных пенсий невелик, поэтому определяющим фактором служит величина прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания на соответствующий год. Величина ПМП устанавливается в каждом субъекте РФ на основании регионального закона. Тем лицам, у которых размер материального обеспечения (пенсия и иная социальная помощь) оказывается ниже ПМП, производится социальная доплата к пенсии до установленного минимума (ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. 178-ФЗ «О государственной социальной помощи») [6].
Законом предусмотрены федеральная и региональная социальные доплаты.
В том случае, если размер пенсии по потере кормильца окажется ниже ПМП по России, то производится федеральная социальная доплата (ФСД) к пенсии, выплачиваемая Пенсионным фондом.
Региональную социальную доплату (РСД) получают те пенсионеры, у которых социальная пенсия ниже регионального ПМП, который, в свою очередь, выше аналогичного показателя по РФ. Выплату такой помощи осуществляют органы социальной защиты региона.
Страховая пенсия по случаю утраты кормильца выплачивается за текущий месяц. Способ доставки может быть осуществлен через учреждения почтамта (на дом или почтовое отделение по месту жительства) либо через банк.
Страховая пенсия при утрате кормильца, установленная ребенку, выплачивается одному из родителей (усыновителей) или опекуну (попечителю).
При достижении возраста 14 лет ребенок вправе получать начисленную ему пенсию самостоятельно. Для этого необходимо подать заявление в Пенсионный фонд по месту нахождения выплатного дела [19, с. 162].
Ребенку, оставшемуся сиротой или без попечения родителей и находящемуся в связи с этим в детском учреждении, пенсия выплачивается на его личный счет, открытый администрацией данного учреждения в банке.
Пенсия при смерти кормильца устанавливается и выплачивается только нетрудоспособным членам семьи или до исполнения ребенком 18 лет. После этой даты выплата пенсии может быть приостановлена ввиду отсутствия справки об учебе. При поступлении такой справки, подтверждающей факт обучения на дату исполнения 18 лет, выплата будет восстановлена со дня ее прекращения и до даты окончания учебы или достижения 23 лет, если возраст наступит раньше окончания учебы.
Если нетрудоспособному гражданину исполняется 18 лет, а до даты зачисления в учебное заведение имеется некоторый промежуток времени, то на время такого перерыва выплата пенсии по случаю смерти кормильца прекращается.
В такой ситуации специалисты Пенсионного фонда определяют наиболее выгодный вариант возобновления выплаты из двух возможных:
- будет восстановлена ранее назначенная пенсия;
- будет назначена пенсия вновь [15, с. 37].
Выплата страховой пенсии при смерти кормильца прекращается полностью при следующих обстоятельствах:
- завершение периода обучения или отчисление из образовательного учреждения;
- переход с дневного обучения на вечернюю или заочную форму;
- потеря статуса «нетрудоспособный гражданин [25, с. 72].
В таких случаях граждане обязаны своевременно информировать органы Пенсионного фонда о возникших обстоятельствах, чтобы предотвратить переплату начисленных сумм пенсии. В противном случае, излишне полученные суммы будут удержаны из пенсии или в судебном порядке.
Например, в марте 2017 года в г. Кольчугино Владимирской обл. было рассмотрено гражданское дело о взыскании неправомерно полученных средств с гражданина А.Д. в пользу Управления Пенсионного фонда РФ в Кольчугинском районе Владимирской области. Гражданин А.Д. являлся студентом первого курса дневной формы. Выплата пенсии была установлена до достижения им возраста 23 лет. Впоследствии в адрес истца поступила справка от высшего учебного учреждения из которой следовало, что гражданин А.Д. отчислен из учебного учреждения. Таким образом, гражданин А.Д. утратил право на получение пенсии. С заявлением о прекращении выплаты пенсии он не обращался и лично не извещал УПФР об отчислении из университета. В результате истцом была излишне выплачена пенсия по случаю потери кормильца в сумме 137 710 руб. Письмом УПФР гражданин А.Д. был уведомлен об излишне выплаченной пенсии и добровольно выплатил 37 610 руб. [10].
Оставшаяся сумма задолженности до настоящего времени не погашена.
Поэтому руководствуясь ст. ст. 194-198, 237 ГПК РФ, суд решил исковое заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Кольчугинском районе Владимирской области к гражданину А.Д. о взыскании денежных средств удовлетворить и взыскать с него в пользу истца незаконно полученные суммы пенсии по случаю потери кормильца за указанный период в сумме 100 100 руб. Также взыскать с гражданина А.Д. в доход муниципального образования Кольчугинский район государственную пошлину в размере 3 202 руб. [10].
Поэтому следует гражданам своевременно сообщать в управления ПФР по своему месту жительства и по месту жительства умершего о прекращении статуса недееспособного и об изменившихся обстоятельствах так как впоследствии эти лица будут нести ответственность за несвоевременное извещение и сокрытие достоверной информации.
Хотя иногда можно увидеть совершенно другую ситуацию, когда органы управления ПФР не сообщают о таком праве или отказывают гражданам имеющим право на пенсию в случае потери кормильца, в выплате пенсии и иных выплат надлежащих им в данной ситуации. Например, в марте 2016 года Химкинский городской суд Московской области, рассмотрел гражданское дело по иску гражданина И.В.к ГУ ГУПФ РФ №5 по г. Москве и М.О. о признании отказа незаконным, признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца, обязании возместить социальные выплаты, восстановлении прав на социальное обслуживание, возмещении материального ущерба [18, с. 91].
Истец обратился в суд с иском к ГУ ГУПФ РФ №5 по г. Москве и М.О. о признании отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца незаконным, признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца, обязании возместить социальные выплаты, восстановлении прав на социальное обслуживание, возмещении материального ущерба. Он указал, что Главным Управлением ПФР №5 по Москве и Московской области ему было отказано в назначение пенсии по случаю потери кормильца, поскольку на момент смерти отца он не состоял на его иждивении т.к. являлся военнослужащим и проходил срочную службу. Данный отказ истец считает незаконным, так как он просил назначить ему пенсию по случаю потери кормильца не на момент смерти отца, а на момент его возвращения после прохождения срочной службы. В настоящий момент он обучается в образовательном учреждении, с учетом этого просил обязать ответчика назначить ему пенсию по случаю потери кормильца на период обучения и по день окончания образовательного учреждения, обязать возместить социальные выплаты, восстановить его права на социальное обслуживание, а также возместить материальный ущерб в размере [11].
Истец в судебное заседание явился, требования поддержал. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, решил признать отказ ГУ ГУПФ РФ №5 по г. Москве и М.О. в назначении гражданину И.В. (истцу) пенсии по случаю потери кормильца незаконным. Обязать Главное управление ПФ РФ №5 по г. Москве и Московской области назначить гражданину И.В. пенсию по случаю потери кормильца. В удовлетворении исковых требований гражданина И.В.к ГУ ГУПФ РФ №5 по г. Москве и М.О. об обязании возместить социальные выплаты, восстановлении прав на социальное обслуживание, возмещении материального ущерба отказать [11].
Как мы видим нарушения законодательства пенсионного обеспечения существуют и с той и с другой стороны. Эти данные нам показывают то, что законодательство не исполняется должным образом, и система пенсионного обеспечения не отлажена как единый механизм. Следовательно, по мнению автора, государственным структурам следует создать такую систему в ПФР, при которой совершение ошибок будет сведено к нулю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении следует сказать, что новое пенсионное законодательство создает предпосылки к повышению роли страховых принципов в процессе обязательного пенсионного страхования, что, в свою очередь, определяет повышение активности и ответственности каждого застрахованного лица за свое будущее пенсионное обеспечение.
Конституционный суд РФ часто конкретизирует и раскрывает истинный смысл правовых норм, в том числе обязанности государства гарантировать гражданам определенные социальные гарантии при осуществлении их пенсионных прав.
Анализируя данные судебной практики судов общей юрисдикции и иных судебных инстанций, содержание жалоб по вопросам пенсионного обеспечения, можно сделать вывод, что в области регулирования исследуемого права и сегодня существует большое число нерешенных проблем и вопросов.
При надлежащем уровне регламентации и исполнения действующего законодательства можно будет решить проблемы пенсионного обеспечения различной направленности.
В процессе применения пенсионного законодательства и аналитической работы по обобщению судебной практики выявляются недостатки, законодательные просчеты и другие проблемы, которые характеризуют состояние современного пенсионного законодательства.
Но, как мы видим, законодатели стараются создавать изменять действующее пенсионное законодательство согласно современному развитию общества, то есть государство учитывает выявленные проблемы, при проведении пенсионной реформы и претворении ее в жизнь.