Файл: Понятие пенсии по случаю потери кормильца (Правовое регулирование пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Пенсионное обеспечение является формой проявления заботы государства о конкретных людях или семьях, попавших в сложное материальное положение. Данная тема актуальна, так как государство обязано защищать интересы малообеспеченных социальных групп. Это одно из важных направлений социальной политики государства.

Право на пенсионное обеспечение одно из важнейших социальных прав граждан. От того насколько полно и своевременно будет это право обеспечиваться зависит уровень жизни и благосостояния всего населения страны, так как пенсионное обеспечение является для многих граждан основным источником доходов граждан.

Проблема состоит в том, что при сложившихся условиях развития пенсионной системы и социально-экономической политики государства приоритетным направлением должно стать повышение уровня жизни населения, и в том числе наименее социально защищенной ее части инвалидов, сирот. Кризисные явления, середины 90-х годов в России, до сих пор отражаются несоблюдении ряда принципов пенсионного страхования (сужение дифференциации минимального и максимального размеров пенсии, большое отставание минимального размера пенсионного обеспечения от прожиточного минимума и т. д.)

Степень научной разработанности проблемы. Изучением проблем развития пенсионного обеспечения в стране, занимались Р.И. Ерусланова, Ф.Н. Емельянова.

Частные аспекты права пенсионного обеспечения исследуют такие авторы как: Миронова Т.К., Лушников А.М., Гусова К.Н. и др.

Исследованием вопросов пенсионного обеспечения семей отдельных категорий граждан (военнослужащих, инвалидов и участников ЧАЭС), имеющим право на получение пенсии при потере кормильца, известны такие авторы как: Ефремов А.В., Соколов В.А., а проблемами расчета и порядка оформления пенсий в случае потери кормильца занимаются Инютин Г.К., Минаева Л.Н. и др.

Объект исследования курсовой работы: система пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца.

Предмет исследования правовые механизмы, регулирующие порядок назначения, и выплаты пенсии по случаю потери кормильца.

Целью данного исследования является анализ понятия пенсии по случаю потери кормильца.

Задачи исследования:

- раскрыть понятие пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца;

- проанализировать основные положения правового регулирования пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца;

- рассмотреть пенсионное обеспечение в случае потери кормильца отдельных категорий граждан;


- выявить основные условия и порядок предоставления и начисления пенсий по случаю потери кормильца;

- рассмотреть особенности расчета выплат пенсий по случаю потери кормильца услуг;

- проанализировать различные нарушения в системе пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца в Российской Федерации.

Теоретико-методологические основы исследования. В процессе исследования применялся формально-правовой анализ, а также анализ статистических данных.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она продолжает традицию изучения правовых аспектов пенсионного обеспечения.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования в образовательной деятельности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.

Положения, выносимые на защиту.

1. Пенсия по поводу потери кормильца назначается в следующих основных случаях:

- в случае смерти кормильца, получателя основного источника дохода семьи (в случае гибели при исполнении военного долга или в процессе иной деятельности повлекшей смерть или смертельное заболевание, травму);

- если у умершего (погибшего) лица был страховой стаж не менее чем один день в соответствии с действующим пенсионным законодательством;

- если члены семьи умершего являются нетрудоспособными.

2. Анализ практики назначения пенсий в связи с потерей кормильца показал, что нарушения пенсионного законодательства прослеживаются как со стороны управлений Пенсионного Фонда России, так и со стороны граждан которым выплачивалась такая пенсия. Основной проблемой является ненадлежащее исполнение действующего пенсионного законодательства и несоблюдение основополагающих норм права социального обеспечения. Например часто со стороны граждан прослеживаются такие нарушения как несвоевременное извещение УПФР об окончании периода в течение которого должна была выплачиваться пенсия отчисление или окончание высшего учебного заведения очного отделения, наступление определенного возраста и т.д. Со стороны УПФР наблюдаются нарушения, связанные с необоснованным отказом в назначении пенсии по потере кормильца или отмене выплат также без законных оснований.

3. Поэтому в целях совершенствования пенсионного обеспечения в связи с потерей кормильца предлагается решить проблему применения и исполнения пенсионного законодательства путем создания отлаженного механизма между ПФР другими структурами (ВУЗами, службами занятости, работодателями и др.) задействованными в процессе пенсионного обеспечения, а также посредством повышения правовой культуры путем обучения или своевременного сообщения об изменении правового статуса определенной категории граждан от государственных органов местного самоуправления и управления ПФР граждан Российской Федерации, так как многие граждане не знают о своих правах и обязанностях.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОСНОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА

1.1. Правовое обеспечение пенсии по случаю потери кормильца

Российской Федерацией в 2015 году федеральными органами Российской Федерации были приняты изменения пенсионного законодательства.

Новые принципы начисления различных видов пенсий были разработаны Министерством труда и социальной защиты в рамках долгосрочного развития пенсионной системы. Права, которые были приобретены гражданами и закреплены в условиях действия предыдущей системы, гарантируются государством и остаются прежними, чтобы не ухудшать материального положения действующих пенсионеров.

Новое законодательство исключило понятие трудовой пенсии, и в настоящее время теперь назначается страховая пенсия. Данное нововведение прибавляет значимости страховому стажу при расчете суммы назначаемой пенсии [12, с. 82].

Ранее страховой стаж, то есть период работы, за который работодателем перечислялись страховые платежи в Пенсионный фонд, применялось только для установления права на пенсию, а после утверждения Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 06.03.2019 г.) изменился порядок ее начисления [7].

Страховая пенсия, установленная Федеральным законом «О страховых пенсиях» формируется по новым правилам у граждан, которые начали работать с 2015 года [7].

У людей со страховым стажем до 2015 года, все пенсионные права фиксируются, сохраняются и, гарантируются в соответствии с действующим законодательством. При расчете страховой пенсии в соответствии с новыми пенсионными нормами вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.

Предположительно через 4 5 лет в случае ежегодного повышении уровня взносооблагаемой заработной платы до 2,3 от среднероссийской заработной платы максимальное значение годового пенсионного коэффициента достигнет до 7,39 в 2015 году. Максимальный годовой коэффициент начисляется гражданину, если его заработная плата, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной заработной платы, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС, и гражданин отказался от формирования пенсионных накоплений [14, с. 8].


Пенсионный коэффициент ежегодно определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

Законодательно установлено, что страховая пенсия будет начисляться если [16, с. 82]:

а) страховой стаж при выходе на пенсию не менее 15 лет. Правда, эта норма начнет действовать с 2025 года. В гг. страховой стаж пока еще составляет половину этого срока - 7 лет, а затем ежегодно будет увеличиваться на один год;

б) также индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) не менее 30;

в) страховые взносы в ПФР с заработной платы (дохода)должны быть не ниже минимального ее размера, ежегодно устанавливаемого правительством. На гг. он составляет около руб. (2 МРОТ) в месяц.

Итак, с принятием нового законодательства понятие трудовая пенсия заменено на два самостоятельных:

- страховая пенсия, которая рассчитывается c учетом индивидуального пенсионного коэффициента;

- накопительная пенсия, рассчитываемая аналогично накопительной части пенсионной выплаты до принятия нового закона [25, с. 90].

Одним из ключевых видов страховой пенсии является пенсия по случаю потери кормильца. Эта пенсия является ежемесячной выплатой, назначается нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичной компенсации помощи от государства, которая служила для них постоянным и основным источником материальных средств существования [15, с. 36].

При ранее существующем законодательстве страховая часть пенсии по случаю потери кормильца, входила вместе в состав трудовой и зависела от стажа, заработка и суммы взносов, которые работодатель перечислил на страховую часть пенсии умершего кормильца.

Теперь страховая часть пенсии выделена в самостоятельный вид и зависит:

- от количества и суммы баллов, составляющих ИПК;

- от страхового стажа умершего кормильца [20, с. 41].

Один такой балл эквивалентен страховым взносам, уплаченным работодателем с одного минимального размера оплаты труда, то есть чем выше была зарплата у умершего кормильца, тем выше будет пенсионный балл для расчета выплаты по СПК.

Пенсионная формула основана на балльной системе. Их особенностью является то, что используются не конкретные стоимостные (денежные) или натуральные показатели. Например, накопленный капитал в рублях, стаж в годах и т.д., а расчетные коэффициенты, оцененные в баллах (зарплатные, стажевые и др.). Исходя из этого, вклад застрахованного лица в пенсионную систему оценивается величиной индивидуального пенсионного коэффициента. Его величина рассчитывается по специальной методологии, она может равняться 1, 10 и т.д. Поэтому сама новая пенсионная формула предполагает целый ряд формул, по которым рассчитываются и устанавливаются соответствующие коэффициенты [19, с. 201].


Данная пенсионная формула установлена Федеральным законом от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». C января 2015 года страховая пенсия устанавливается и рассчитывается по этой формуле, независимо от периода, когда сформировались соответствующие права - до 2015 года или после 2015 года. Все уже сформированные пенсионные права на страховую пенсию (полностью или частично) до 2015 года, отраженные (учтенные) на лицевом счете застрахованного лица, сохраняются [7].

Соответственно все эти данные будут пересчитываться в баллы и приниматься в расчет при назначении страховой пенсии. Пенсионные права будут формироваться по новой пенсионной формуле будет осуществляться тем застрахованным лицам, начнут трудовую деятельность с 2015 года и в последующие годы, а также которые уже частично сформировали свои пенсионные права еще на старой законодательной базе и продолжат их формирование в соответствии с новыми правилами до выхода на пенсию [17, с. 66].

1.2. Пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан

В данном параграфе мы рассмотрим условия назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца, в случаях, когда кормильцами являлись представители таких категорий граждан как:

- военнослужащие,

- сотрудники органов внутренних дел,

- сотрудники противопожарной службы,

- сотрудники органов уголовно-исполнительной системы),

- ветераны,

- лица, пострадавшие при радиационных и техногенных катастрофах [11, с. 104].

Порядок назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца для данных категорий граждан установлен в соответствии с такими Федеральными законами, как: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» [20, с. 94].

Пенсия по случаю потери кормильца членам семей вышеуказанных категорий граждан, назначается, если кормилец погиб (умер):

- во время прохождения военной службы по призыву;

- в течение 3 месяцев после увольнения с военной службы по призыву;