Файл: Понятие пенсии по случаю потери кормильца..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государство в свою очередь ставит перед собой цель «смягчить» наступившие неблагоприятные последствия. Реализуется это посредством денежных выплат. В конкретно рассматриваемом случае - ежемесячная денежная выплата, связанная с потерей кормильца. Рыбакова О.С. говорит о том, что подобным образом государство реализует свою обязанность о гарантированности каждому достойных условий жизни, вытекающих из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека[12].

Основным законодательным актом выступает Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В нем непосредственно устанавливается данный вид страховой пенсии, разъясняются условия назначения, размер выплат, а так случаи прекращения и восстановления выплат[13].

Правовые особенности пенсионного обеспечения по потери кормильца состоят в большом количестве нормативно-законное правовых актов, регулирующих данный законное правовой институт.

Статья 39 Конституции Российской Федерации «гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»[14].

Правовые особенности пенсионного обеспечения по потери кормильца в Российской Федерации состоят в том, что она регулируется разными законами в зависимости от вида пенсии: страховой или государственной.

Страховую пенсию по утрате кормильца регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «O страховых пенсиях». Статья 10 данного закона называется «Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца». В статье определяются условия назначения страховой пенсии по потере кормильца и круг лиц, которые имеют законное право на получение такой пенсии[15]. В части первой статьи устанавливается возможность получения страховой пенсии по потере кормильца с указанием лиц, которые имеют на это законное право. Перечень членов собственной семьи , которые могут считаться нетрудоспособными, установлен в ч.2 статьи, а критерий нахождения на иждивении – в части 3 статьи15.

Обратим внимание, что пенсия по потере кормильца может быть также государственной, назначаться в порядке, установленном федеральным законом «O государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Например, на основании ст 7.1. указанного закона.

Также пенсия по утрате кормильца регулируется ведомственными законное правовыми актами, например, Приказ Генпрокуратуры России от 04.12.2009 № 374 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников органов и организаций прокуратуры и членов их семей»[16] ; Приказ ФТС России от 07.04.2010 № 708 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и представления документов на выплату пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат пенсионерам таможенных органов Российской Федерации и членам их семей».[17]


Важным в законное правовом регулировании пенсий по утрате кормильца является деятельность Конституционного суда Российской Федерации, например, Постановление от 19 ноября 2012 года № 27-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «O статусе судей в Российской Федерации», пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 Федерального закона «O трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки И.Ю. Фроловой». Предмет рассмотрения: законное право на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца супруги судьи, умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью.

«Семья судьи находятся под особой защитой государства, так как в связи с деятельностью судьи по осуществлению законное правосудия они подвергаются рискам причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу. В случае смерти судьи в связи с осуществлением служебной деятельности для членов его собственной семьи предусматриваются повышенные меры социальной защиты. Однако не в полной мере охвачены ситуации, когда судья умер от заболевания, не связанного с исполнением своих обязанностей. В таких случаях нетрудоспособным членам его собственной семьи устанавливаются трудовые пенсии по случаю потери кормильца. Их размер определяется по общим правилам, как и членам семей других лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования. То есть в страховой стаж включаются только те периоды работы, за которые перечислялись страховые взносы в ПФР. Названные пенсии членам семей судей назначаются в размерах, не соотносимых с заработной платой умершего кормильца за период исполнения им полномочий по должности судьи, на которую не начислялись страховые взносы в ПФР. Изменения внесены Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 174-ФЗ «O внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации «O статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «O гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан». Решение об исключении зарплаты судей из базы для начисления страховых взносов в ПФР должно было приниматься законодателем с учетом интересов нетрудоспособных членов семей судей, законное правовой статус которых производен от статуса кормильца, замещавшего должность судьи, отнесенную к государственным должностям Российской Федерации. В отличие от членов семей граждан, которые замещали некоторые иные государственные должности Российской Федерации, им не устанавливаются такие выплаты, как ежемесячное пособие, ежемесячное денежное содержание (как, например, в случае смерти члена Совета Федерации или депутата Госдумы)[18].


В этой связи не соответствуют Конституции Российской Федерации взаимосвязанные положения пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «O статусе судей в Российской Федерации» и ряд положений Закона № 173-ФЗ, не устанавливающие механизм социальной защиты нетрудоспособных членов собственной семьи судьи, который умер вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью. Федеральному законодателю предписано установить механизм социальной защиты нетрудоспособных членов собственной семьи судьи, умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, который гарантирует им пенсионное обеспечение, соотносимое с утраченным доходом в виде заработка»[19].

Таким образом можно сделать общий вывод, что определение и условия получения и выплат страховых пенсий в России установлены в Федеральном законе от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с положениями ст.3 указанного закона, страховая пенсия - «это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.

В случае если умерший кормилец обладал статусом военнослужащего], то порядок назначения пенсионного обеспечения по случаю его утраты определяется наряду с вышеуказанным Законом положениями Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1[20]. Важно, что в интересах ребенка в отношении нетрудоспособных детей пенсия назначается независимо от их нахождения на иждивении кормильца, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию (ч. 2 ст. 29).

В данном случае к нетрудоспособным детям военнослужащего законодатель относит детей, не достигших 18 лет и старше (в случае если они стали инвалидами до достижения 18 лет), а также проходящих обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу), до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста (п. "а" ч. 3 ст. 29).

Законоположения п. "а" ч. 3 ст. 29 Закона N 4468-1 в совокупности с положениями других нормативных правовых актов в сфере образования и пенсионного обеспечения были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в связи с поступившей жалобой гр. Л., полагавшей, что ей незаконно прекращена выплата пенсии по потере кормильца, которую она получала до 18 лет в связи с гибелью отца, проходившего военную службу по контракту, на основании того, что она обучается в иностранной образовательной организации самостоятельно (т.е. без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации).


По результатам рассмотрения дела суд установил, что оспариваемые заявителем положения п. "а" ч. 3 ст. 29 Закона N 4468-1 являются конституционными, так как по своему конституционно-правовому смыслу не препятствуют предоставлению самостоятельно поступившим в иностранные образовательные учреждения и обучающимся по очной форме обучения совершеннолетним детям умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до 23 лет на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории.

Порядок назначения пенсионного обеспечения детям из числа членов семей, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, регулируется нормами Закона N 166 и Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"[21].

Правовое регулирование пенсий по потери кормильца является многоуровневым и включает в себя как международно-правовые акты так и внутренние законодательство РФ в частности Конституцию РФ, ФЗ О Стразовых пенсиях, ФЗ О государственном пенсионном обеспечении, а также нормативно правовые акты министерств и ведомств.

Глава 2. Характеристика понятия и выплаты потери кормильца

2.1 Понятие и основания назначения пенсии по случаю потери кормильца

Определение, условия получения и выплат страховых пенсий в России установлены в Федеральном законе от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»[22]. В соответствии с положениями ст.3 указанного закона, страховая пенсия - «это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.


Следует отметить, что, несмотря на легальное определение пенсии некоторые авторы дают и свое. Так в частности Григорьев И.В. страховая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц[23].

При изучении вопроса назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца важное значение имеет основание назначения, субъекты имеющие право на её получение а также процедура назначения.

Проанализируем подробно данные аспекты.

Считать, что основанием права на рассматриваемый вид пенсионного обеспечения, судя по его назва­нию, является факт смерти кормильца, не следует, поскольку сам по себе данный факт автоматически без учета иных юридически значимых об­стоятельств соответствующего права еще не порождает.

Для возникнове­ния этого права, наряду с установлением факта смерти гражданина, тре­буется также доказать (обосновать), что:

-умерший гражданин при жизни выступал в качестве кормильца в отношении строго определенного законом круга физических лиц, а эти лица, в свою очередь, должны быть признаны его иждивенцами;

-круг (перечень) таких иждивенцев ограничивается членством в со­ставе семьи, т.е. наличием брачно-семейных отношений этих лиц с умер­шим гражданином. Согласно законодательству семья - это лица, связан­ные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство . Однако далеко не все и каждый член семьи впра­ве претендовать на данный вид пенсии;

- члены семьи умершего кормильца признаются субъектами права на пенсию лишь при условии, что они являются нетрудоспособными.

Каждый из перечисленных выше юридических фактов, взятый вне связи с другими, права на пенсию не дает. Эти факты, которые следует рассматривать в качестве условий права на пенсию, «работают» лишь в своей совокупности и именно их совокупность выступает в качестве основания права на пенсию по случаю потери кормильца. На данное об­стоятельство следует обратить особое внимание, ибо оно определяет наиболее важную особенность основания права на пенсию рассматри­ваемого вида. Поэтому, например, смерть отца не может служить основа­нием для назначения пенсии его сыну, если последний трудоспособен, не признан инвалидом, хотя по каким-то причинам находился на иждивении умершего. Точно так же нрава на пенсию не возникает у таких членов семьи умершего кормильца, как его дядя и тетя, племянники и племян­ницы, поскольку они, даже в том случае, если и находились на его ижди­вении, проживали совместно и вели совместное хозяйство, не отнесены в силу закона к числу лиц, имеющих права на пенсию.