Файл: «Основные функции в системе менеджмента»(Функция управления персоналом организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 740

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.1.1. Содержание, элементы и основные задачи функции контроля

По мнению П.В. Шеметова, контроль как функция менеджмента - это вид управленческой деятельности с целью удержания организации на выбранной траектории развития посредством сравнения всех показателей деятельности с

установленными стандартами и применением необходимых мер при отклонениях.[1]

Этапы процесса контроля (как основные элементы контроля) заключают:

  1. Установление показателей. Измерение фактически достигнутых результатов и определение отклонений от установленных стандартов.
  2. Проведение корректировок в случае, когда достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

3.1.2. Виды контроля

Контроль можно классифицировать по различным признакам.

  • По времени осуществления различается:

- предварительный (упреждающий) контроль. Выполняется до начала осуществления деятельности. Целью этого вида контроля является определение готовности к осуществлению деятельности.

[1] Шеметов П.В. Организационные коммуникации: Совершенствование и управление [Электронный курс]. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2009/05/15 organizacionnye_ kommunikacil.htm

Предварительный контроль осуществляется по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. Предварительный контроль человеческих ресурсов сводится к тому, чтобы привлечь наиболее квалифицированных

компетентных сотрудников. Предварительный контроль материальных ресурсов заключается в приемке сырья и материалов, из которых производится продукция организации, по критерию соответствия установленным требованиям к качеству. Предварительный контроль финансовых ресурсов сводится к установлению наличия бюджетов по структурным подразделениям и организации в целом и сбалансированности этих бюджетов;

- текущий контроль. Выполняется по ходу процесса достижения целей. Сводится в основном к проверке работы подчиненных и обсуждению возникающих проблем. Целью этого вида контроля является обнаружение отклонений от запланированного хода процесса и установление причин отклонений. Организация текущего контроля осуществляется в соответствии с принципом обеспечения обратной связи. Под обратной связью в системе контроля понимается получение данных о текущих (измеренных) результатах.

Система обратной связи термостата с обогревателем. Задача этой системы заключается в поддержании температуры внутри термостата на установленном уровне. Очевидно, что эффективность такой системы будет определяться точностью датчика, оценивающего температуру внутри термостата, и инерционностью включения обогревателя.


Михненко П.А. Теория менеджмента: Учебник / П.А. Михненко. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Университет «Университет», 2017.- C. 194.

Организационные схемы с обратной связью во многом похожи на пример термостата, так как они имеют обратную связь, которая воздействует на их «выводы», чтобы достичь желаемых (планируемых) результатов на «выходе».

- заключительный контроль. Выполняется после завершения процесса достижения целей. Целью этого вида контроля является получение

информации о факте и степени выполнения задачи. Результаты заключительного контроля должны быть использованы и учтены при разработке целей и планов на следующий период времени.

Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы и характер ее работы.

  • По масштабам различается:

- полный контроль – означает, что проверяется вся продукция и происходит отбраковка, не соответствующей установленным требованиям, качеству; - выборочный контроль - производится на основе расчета или экспертной оценки объема репрезентативной выборки. В этом случае, проверяя определенный объем продукции или услуг (выборку), можно распространить с известной степенью погрешности выводы контроля на всю совокупность продуктов или услуг.

Михненко П.А. Теория менеджмента: Учебник / П.А. Михненко.- 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Университет «Университет». 2017. – С. 195.

Контроль может быть также внешним (независимым) и внутренним (ведомственным). Считается, что внешний контроль более жесткий. Но при размерах коррупции, превышающих критический уровень, это утверждение не является абсолютным.

Почему контроль необходим. Менеджер начинает функцию контроля с момента создания организации и формулирования ее целей. Контроль – непременное условие успеха организации. Без контроля царит хаос и невозможно направить деятельность групп в единое русло. Еще важнее то, что цели, планы и стратегии организации управляют рабочим процессом, а контроль является неотъемлемым элементом роста организации. Это и стало основной причиной, по которой Питер Друкер утверждает: “Синоним слова «контроль» - слово «направление».

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.


4.1. Функция мотивации

Функция мотивации представляет собой действие, направленное на формирование у всех участников деятельности желания достичь цели развития организации.

Мотив – этопобудительная причина,поводкдеятельности.Побудитьк деятельности можно обогатив идеями,…волю, знания, определив причину вознаграждия, связав его с результатом деятельности, а также выявив систему ценностей человека, удовлетворяя потребность власти в зависимости от способности человека влиять на других людей.

Питер Друкер «A New Discipline » Success. January – February 1987, P.22.

Для этого необходимо добиваться того,чтобы участники детельности (сотрудники, подчиненные) считали, что осуществляя деятельность по

достижению целей организации, они добиваются удовлетворения собственных потребностей. Для этого менеджер осуществляет стимулирование ожидания.

Стимулирование – это предоставление участникам деятельности возможности достигнуть удовлетворения своих потребностей или реализовать ожидания.

Потребность – это ощущение дефицита чего-либо, сопровождаемое стремлением ликвидировать его. Потребности бывают материальными и нематериальными: дефицит денег, материальных благ, пищи, стремление к власти, стремление к самореализации, к уважению и т.п.

Вознаграждение – это материальная или нематериальная (психологическая, статусная) оценка результата удовлетворения потребности. Оно может носить внешний и внутренний характер.

Вознаграждение – исходит от другого человека или от органзации. Это выгоды, предоставляемые индивиду менеджером: продвижение по службе, создание особых условий труда, повышение уровня оплаты.

Внутреннее вознаграждение – это удовлетворение, которое человек получает в процессе выполнения определенного действия (чувство достжения цеди, рост самооценки, выполнение собственной миссии, возникновение дружеских отношений, возможность профессионального общения и т.п.)

М.Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы Менеджмента.Третье издание. М.: ООО И.Д. Вильямс. 2017. – С.386.

4.1.1. Теории мотивации

Современные теории мотивации делятся на две группы базовых потребностей человека, которые заставляют людей действовать определенным образом. Среди авторов содержательных теорий мотивации


следует назвать Абрахама Маслоу, Давида МакКлелланда, Фредерика Герцберга, Б.М.Генкина.

Процессуальные теории – решение вопроса о том, как возникает тот или иной тип поведения, что направляет, поддерживает и прекращает (теория ожиданий Виктора Врума, теория справедливости Дж. Стейси Адамса, теория мотивации Лаймана Портера и Эдварда Лоулера).

Согласно теории Маслоу есть пять основных типов потребностей: физиологические, потребность в безопасности, социальные (потребность в принадлежности), успеха и самовыражения. Специалисты Высшей школы менеджмента СПбГУ проводили обследование сотрудников санкт-петербургских компаний на восприятие модели А.Маслоу. Было опрошено 216 сотрудников из 7 компаний (75% - работники умственного труда и 25% - физического). Рис.6.

Выяснилось,что мотивационные предпочтения работников умственного и физического труда примерно одинаковые. На первом месте оказался такой фактор мотивации, как деньги (по Маслоу – физиологический уровень потребностей, - А.Ц.).

М. Мескон. М. Альберт, Ф.Хедоури. Основы менеджмента.Третье издание. М.: ООО И.Д. Вильямс. 2017.- С.387.

На втором месте у интеллектуалов – самореализация. У «работяг» самореализация – на третьем месте. Но денег хочется всем, и в первую очередь!

Теория потребностей А.Маслоу имеет большое теоретическое значение и положена в основу других содержательных теорий.Теория приобретенных потребностей МакКлеланда: потребность во власти, потребность в успехе, потребность в принадлежности.Теория двух факторов Герцберга : гигиенические факторы, мотиваторы Наиболее известные процессуальные теории : 1 - теория ожидания Виктора Врума; 2- Теория справедливости Дж. Стеси Адамса; 3 – Теория мотивирования Лаймана Портера и Эдварда Лоулера (модель Портера-Лоулера).

4.1.2. Система стимулирования труда

Материально денежное стимулирование. Деньги – это наиболее очевидный и наиболее используемый способ, которым организация может вознаградить сотрудников.

Материально-социальные стимулы. К ним относят: создание необходимых условий высокопроизводительного труда. К таким условиям относят: оптимальную организацию рабочего места , отсутствие отвлекающих шумов (особенно монотонных), достаточную освещенность темп, режим труда и др.

Улучшение отношений в коллективе. К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего на сосостояние работающих, относят авторитет и особенности личности руководителя, его руководства, совместимость членов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам.


Продвижение по службе - один из наиболее действительных стимулов,т.к. во-первых, при этом повышается оклад; во-вторых расширяется круг полномочий и соответственно работник становится причастен к принятию важных решений: в-третьих, повышается степень ответственности, что заставляет человека работать эффективнее и не допускать промахи и ошибки; в-четвертых, повышает доступ к информации.

Морально-психологические стимулы ориентированы на мотивацию человека как личности, а не только механизма, призванного выполнять производственные функции. В отличае от вышеописанных стимулов

моральное являются внутренними стимулами, т.е . напрямую ими нельзя воздействовать на человека.

Корпоративность – новая функция менеджмента включает в себя виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, ее социально-психологического климата.

Мотивация как сложное, многоаспектное явление выступает необходимым элементом системы управления персоналом. Создание условий для мотивации работников и ее практическое осуществление позволяют достичь целей организации.

В настоящее время проблема мотиваци персонала требует комбинированных подходов, основанных на знании и использовании как традиционных теорий мотивации, так и последних достижений поведенческих наук.

TM & C 2011 Burger King Corporation. Основы управления сменой.

2 . Анализ деятельности предприятия « Бургер Кинг»

История компании началась в 1953 году с сети ресторанов Insta-BurgerKingв Джексонвилле, Флорида. После того, как в 1954 году Insta-BurgerKing столкнулся с финансовыми трудностями, два местных франчайзи Девид Эджертон и Джеймс Макламор приобрели компанию и переименовали ее в «Бургер Кинг». В следущие полвека компания четыре раза меняла владельцев. Третийвладелец – группаTPGCapital, BainCapitalиGoldmanSachsCapitalPartnersв 2002 сделала компанию публичной. В конце 2010 бразильская компания 3GCapital приобрела контрольный пакет акций Бургер Кинга за 3,26 млрд американских долларов. Новые собственники немедля приступили к реструктуризации компании, чтобы улучшить ее состояние.

BurgerKingCorporation (часто используется аббревиатура BK) – американская компания , владедец глобальной сети ресторанов быстрого питания BurgerKing, специализирующейся на гамбургерах (главным образом, на вопперах). Штаб-квартира находится на невключенной территории округа Майами-Дейд, штат Флорида, США.