Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций (Теоретические аспекты формирования и использования финансовых ресурсов предприятия).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования и использования финансовых ресурсов предприятия
1.1. Сущность, назначение и классификация финансовых ресурсов
1.2. Порядок формирования, распределение и использование финансовых ресурсов
1.3. Методы управления финансовыми ресурсами предприятия
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ формирования и использования собственных финансовых ресурсов на предприятии
2.3. Формирование и использование заемных финансовых ресурсов в организации
Согласно стандартным условиям договора с ООО «Факторинговая компания Санкт-Петербург», она выкупает такого рода задолженности по достаточно высокой стоимости - 79% от суммы задолженности.
Использование факторинга позволит предприятию сократить дебиторскую задолженности и сократить риск потенциальной её неуплаты и переведение в статус «безнадёжной». Конечно, в результате данной операции предприятие недополучит финансовый результат, но он будет значительно больше, чем убыток от списания всей дебиторской задолженности ООО «Карт-Трест». Произведём соответствующие расчёты по данному мероприятию в таблице 15.
Таблица 15
Основные показатели по операции факторинга между ООО «Автограф Промышленные Технологии» и ООО «Факторинговая компания Санкт-Петербург»
Показатель |
Значение, тыс. руб. |
Возмещение факторинговой компанией размера дебиторской задолженности |
83457,29 |
Убыток от проведения операции факторинга |
17526 |
Сумма денежных средств поступающих на расчётный счёт в результате операции факторинга |
65931,29 |
Мероприятие 2. Оптимизация бизнес-процессов посредством внедрения CRM-системы.
Рассмотрев деятельность компании не только с позиции его финансового состояния, но и со стороны протекания его хозяйственной, управленческой и торговой деятельности, мы сделали вывод, что ООО «Автограф Промышленные Технологии» в недостаточной степени уделяет внимания продвижению своих товаров через сеть Интернет посредством сайта http://avtograph-oem.ru/. Данную ситуацию можно изменить с помощью внедрения на предприятии CRM-системы.
CRM (Customer Relationship Management) - управление взаимоотношениями с клиентами. В узком смысле она включает специфическое программное обеспечение по сбору, анализу и предоставлению информации по работе с клиентами. Структура программного обеспечения включает блок ввода информации (компьютер менеджера по продажам или отдела закупок), хранилище информации, аналитические программы (алгоритмы, позволяющие анализировать информацию и искать закономерности), блок вывода (график, отчёты, таблицы, позволяющие прояснить текущую ситуацию и повысить эффективность бизнеса).
Основной задачей внедрения CRM-систем является повышение эффективности бизнеса благодаря оптимизации бизнес-процессов, таких как продажи, маркетинг, сервис.
Наиболее популярными и известными системами на рынке CRM для малого и среднего бизнеса сейчас является AMOCRM и 1С «Битрикс24». Это 2 наиболее подходящих под цели проекта продукта, которые отвечают всем необходимым требованиям, а именно:
- интеграция с сайтом;
- интеграция с телефонией и АТС;
- интеграция с calltracking;
- внутренняя аналитическая система;
- интеграция с внешними аналитическими системами;
- интеграция с имеющимися программными продуктами от 1С «Бит автосервис» и «Торговля и склад»;
- автоматизированный учёт и распределение заявок;
- автоматический подсчёт показателей эффективности рекламных каналов;
- наглядное представление данных
- простота в использовании.
Для целей проекта выбрана CRM-система от AMOCRM ввиду её способности удовлетворить требованиям проекта за цену меньшую, чем у конкурента.
В качестве сервиса calltracking выбран Comagic (comagic.ru).
Он обладает широким, по сравнению с конкурентами, функционалом, а именно:
- динамический calltracking (позволяет отследить источник перехода до ключевого слова);
- предоставление виртуальной АТС;
- предоставление телефонных номеров;
- интеграция с CRM-системой.
Расходы на внедрение CRM-системы представлены в таблице 16.
Таблица 16
Расходы на внедрение CRM-системы и на поддержание её функционирования, руб.
Показатель |
Сумма, руб. |
Постоянные расходы, руб./мес.: |
28000 |
Абонентская плата за CRM-систему |
11000 |
Calltracking |
5000 |
9 абонентских номеров (для динамического Calltracking) |
9000 |
Виртуальная АТС |
3000 |
Единовременные расходы (инвестиции), руб.: |
82400 |
Оплата труда специалиста по внедрению |
80000 |
Оплата 4 телефонных номеров для интернет визиток, наружной рекламы и размещения на сторонних сайтах |
2400 |
Таким образом, общая сумма затрат на поддержание работы системы в год составит 418 400 руб.
Далее рассчитаем экономический эффект от внедрения описанных мероприятий.
3.2. Эффективность внедрения предлагаемых мероприятий
В результате проведения операции факторинга изменится состав и структура бухгалтерского баланса ООО «Автограф Промышленные Технологии». Изменённый баланс представлен в таблице 17.
Таблица 17
Аналитический баланс ООО «Автограф Промышленные Технологии», изменённый в соответствии с операцией факторинга, на 31.12.2018 г., тыс. руб.
Актив |
Значение, тыс. руб. |
I. Внеоборотные активы |
|
Нематериальные активы |
9 |
Основные средства |
2538 |
Финансовые вложения |
382 |
Отложенные налоговые активы |
0 |
Прочие внеоборотные активы |
79 |
Итого по разделу I |
3008 |
II. Оборотные активы |
|
Запасы |
154380 |
НДС по приобретённым ценностям |
4531 |
Дебиторская задолженность |
41896,71 |
Финансовые вложения |
7000 |
Денежные средства и денежные эквиваленты |
77296,29 |
Прочие оборотные активы |
1786 |
Итого по разделу II |
286890 |
БАЛАНС |
289898 |
Пассив |
|
III. Капитал и резервы |
|
Уставный капитал |
1090 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
63699 |
Итого по разделу III |
64789 |
IV. Долгосрочные обязательства |
|
Заемные средства |
0 |
Отложенные налоговые обязательства |
21 |
Итого по разделу IV |
21 |
V. Краткосрочные обязательства |
|
Заемные средства |
0 |
Кредиторская задолженность |
224731 |
Оценочные обязательства |
357 |
Итого по разделу V |
225088 |
БАЛАНС |
289898 |
В целях выяснения эффективности предложенного мероприятия, проведём краткий анализ финансового состояния ООО «Автограф Промышленные Технологии» по данным аналитического баланса.
Оценка изменения показателей финансовой устойчивости, представлена в таблице 18.
Таблица 18
Изменение показателей финансовой устойчивости ООО «Автограф Промышленные Технологии» в результате проведения операции факторинга, на 31.12.2018 г.
Вид коэффициента |
На 31.12. 2018 г. |
Прогноз |
Изменение |
К обеспеченности собственными и оборотными средствами |
0,26 |
0,29 |
+0,03 |
К обеспеченности материальных запасов собственными средствами |
0,51 |
0,53 |
+0,02 |
К маневренности собственного капитала |
0,96 |
0,97 |
+0,01 |
К финансовой независимости |
0,27 |
0,30 |
+0,03 |
К риска |
2,73 |
2,39 |
-0,34 |
К прогноза банкротства |
0,26 |
0,28 |
+0,02 |
Сгруппируем активы и пассивы прогнозного баланса предприятия, а также проверим его на соответствие уравнению абсолютной ликвидности.
Таблица 19
Коэффициенты ликвидности ООО «Автограф Промышленные Технологии»
Показатель |
Значение показателя |
||
На 31.12.2018 г |
Прогноз |
Изменение |
|
К абсолютной ликвидности |
0,08 |
0,38 |
0,29 |
К быстрой ликвидности |
0,65 |
0,57 |
-0,08 |
К текущей ликвидности |
1,35 |
1,31 |
-0,04 |
К манёвренности функционирующего капитала |
0,96 |
0,95 |
-0,01 |
Значение коэффициентов быстрой ликвидности и текущей ликвидности после проведения операции факторинга незначительно уменьшились, это произошло вследствие изменения активов из менее ликвидных в более ликвидные.
Таким образом, предложенное мероприятие № 1 - факторинг дебиторской задолженности, положительно повлияет на финансовое состояние предприятия и на эффективность использования его финансовых ресурсов. Кроме того, благодаря переводу части долгосрочной дебиторской задолженности в статус нераспределённой прибыли компании, мы получим более оптимальную структуру капитала предприятия. Что подтверждается расчётами показателей ликвидности и финансовой устойчивости.
Конечно, таким образом нельзя полностью решить проблемы предприятия в этом направлении, но это позволяет снизить финансовый риск ООО «Автограф Промышленные Технологии» и получить дополнительные свободные средства для финансирования развития его деятельности.
Далее оценим эффективность второго мероприятия - оптимизации бизнес-процессов посредством внедрения CRM-системы
Согласно исследованию[21], проведённому компанией ООО «ФБ КОНСАЛТ» и его технологическим партнером международной компанией Infor., существует ряд эффектов, которые может получить предприятия при внедрении CRM-системы (рисунок 4).
Рисунок 4. Виды экономических эффектов, получаемых в результате внедрения CRM – системы
Основным видом экономического эффекта является рост объёма продаж, а, следовательно, и выручки. Согласно тому же исследованию, рост объёма продаж составляет в среднем от 1% до 10%, в зависимости от точности настройки системы.
Таким образом мы получим несколько вариантов развития экономического состояния предприятия (таблица 20). И в случае, если все три сценария благоприятным образом скажутся на финансовом результате, данное мероприятие можно считать эффективным и целесообразным.
Таблица 20
Изменения финансового результата ООО «Автограф Промышленные Технологии» в случае роста объёма продаж на 1%, 3% и 5% в результате внедрения CRM-системы, тыс. руб.
Показатель |
2018 г. |
Рост продаж на 1% |
Изменение |
Рост продаж на 3% |
Изменение |
Рост продаж на 5% |
Изменение |
Выручка |
554471 |
560016 |
5545 |
571105 |
16634 |
582195 |
27724 |
Себестоимость продаж |
449159 |
453651 |
4492 |
462634 |
13475 |
471617 |
22458 |
Валовая прибыль (убыток) |
105312 |
106365 |
1053 |
108471 |
3159 |
110578 |
5266 |
Коммерческие расходы |
56363 |
56781 |
418 |
56781 |
418 |
56781 |
418 |
Управленческие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прибыль (убыток) от продаж |
48949 |
49584 |
635 |
51690 |
2741 |
53797 |
4848 |
Доходы от участия в других организациях |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Проценты к получению |
824 |
824 |
0 |
824 |
0 |
824 |
0 |
Проценты к уплате |
-5 |
-5 |
0 |
-5 |
0 |
-5 |
0 |
Прочие доходы |
9421 |
9421 |
0 |
9421 |
0 |
9421 |
0 |
Прочие расходы |
-7457 |
-7457 |
0 |
-7457 |
0 |
-7457 |
0 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
51732 |
52367 |
635 |
54473 |
2741 |
56580 |
4848 |
Текущий налог на прибыль |
10365 |
10473 |
108 |
10895 |
530 |
11316 |
951 |
в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы) |
-28 |
-28 |
0 |
-28 |
0 |
-28 |
0 |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
-10 |
-10 |
0 |
-10 |
0 |
-10 |
0 |
Чистая прибыль (убыток) |
41357 |
41883 |
526 |
43569 |
2212 |
45254 |
3897 |
Можно с уверенностью утверждать, что внедрение CRM - системы обладает достаточным экономическим эффектом.
Таким образом, можно сделать вывод, что оба предложенных мероприятия целесообразны для внедрения и способны дать существенный экономический эффект для дальнейшего развития предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам выполнения задач работы можно сделать следующие выводы.
Финансовые ресурсы организации представляют собой совокупность собственных и заемных денежных доходов в наличной и безналичной форме, которые предназначены для выполнения финансовых обязательств, финансирования затрат, связанных с расширением производства, и текущих затрат.
Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.
Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.
В данной работе объектом исследования выступило предприятие ООО «Автограф Промышленные Технологии».
В ходе анализа финансового состояния предприятия было выявлено, что оно характеризуется неустойчивым типом финансовой устойчивости. Баланс ООО «Автограф Промышленные Технологии» не является абсолютно ликвидным, а также наблюдается нарушение платёжеспособности предприятия.
Несмотря на это финансовый результат предприятия растёт на протяжении периода исследования 2016-2018гг. Выручка с 434 878 тыс. руб. до 554 471 тыс. руб., а чистая прибыль с 9 119 тыс. руб. до 41 357 тыс. руб.
Соответственно происходит рост нераспределённой прибыли, уставного и собственного капитал предприятия. Данный вывод подтверждается тенденцией роста общей величины собственного капитала в валюте баланса: с 25 999 тыс. руб. в 2016 году до 82 315 тыс. руб. в 2018 году. Кроме того, показатели рентабельности, характеризующие эффективность деятельности ООО «Автограф Промышленные Технологии», также обладают тенденцией роста.
Таким образом, несмотря на некоторые проблемы в формировании и использовании финансовых ресурсов, на предприятии отсутствует перспектива вероятности банкротства.