Файл: Организационная культура и её роль в современных организациях (Теоретические основы организационной культуры и ее роли в современных организациях)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы организационной культуры и ее роли в современных организациях
1.1 Сущность, цели и функции управления человеческим капиталом в организации
1.2 Понятие и особенности организационной культуры
2 Анализ организационной культуры в ООО «Демидов Плаза» г. Нижний Тагил
2.1 Общая характеристика ООО «Демидов Плаза»
2.2 Анализ культуры работы и обслуживания
2.3 Анализ организационной культуры ООО «Демидов Плаза»
3 Пути совершенствования организационной культуры в ООО «Демидов Плаза»
3.1 Формирование направлений развития организационной культуры
3.2 Формирование программы развития организационной культуры
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Рассмотрим более подробно составленную анкету. Она содержит 21 вопрос, каждый из которых можно отнести к конкретному блоку вопросов, направленному на выявление определенных параметров организационной культуры. Вопросы первого блока направлены на выявление мнения сотрудников о сущности культуры, их представления о том, через какие элементы она проявляется. Вопросы второго блока своей целью ставят рассмотрение особенностей организационной культуры в ООО «Демидов Плаза». Этот блок вопросов является основным, так как с его помощью создается целостное впечатление о культуре предприятия. Вопросы третьего блока направлены на выявление мнения сотрудников о компании, о том, устраивает ли их данное место работы. Последний блок вопросов представлен формальными вопросами (пол, должность, возраст, стаж работы), которые необходимы для анализа данных по сотрудникам ООО «Демидов Плаза»
Что касается результатов анкетирования по первому блоку вопросов, направленных на выявление мнения сотрудников о сущности культуры, их представлений о том, через какие элементы она проявляется, то они таковы. На вопрос о том, насколько сотрудники организации согласны с утверждением, что организационная культура – это один из основных элементов успешно существующей компании, были получены следующие данные: во многом согласны с данным утверждением 33%, нейтральны – 29%, во многом не согласны – 9%, полностью согласны – 23%, совершенно не согласен – 6%.
На вопрос о том, что для сотрудников представляет организационная культура, получены следующие ответы: 70% отметили, что это наличие правил, норм и ценностей, разделяемых всеми сотрудниками организации; для 85% культура – это символика, знаки и атрибутика организации; для 54% – это принятый в компании стиль руководства, сплоченность и связанность работников компании; для 8% – это деловой этикет, трудовая и деловая этика; 56% отметили, что это характерные способы организации протекания взаимодействия (процессы коммуникации, координации, деятельности по разрешению конфликтов и принятию решений); 43% отметили совместные праздники и отдых с коллегами и руководством; для 39% культура выражается в правилах неформальных отношений.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство сотрудников признают необходимость создания в организации организационной культуры, так как она способствует эффективному функционированию организации. При этом чаще всего под организационной культурой сотрудники понимают правила, нормы и ценности, разделяемые всеми членами организации, а также символику, знаки и атрибутику фирмы. Это говорит о том, что культура должна быть представлена не только внешними элементами, которые заметны и для сотрудников и для окружающих, но она также должна выражаться через внутренние элементы (определенные правила, нормы, ценности, цели организации).
Что касается результатов по второму блоку вопросов, направленных на рассмотрение особенностей организационной культуры в ООО «Демидов Плаза», они таковы.
На вопрос о том, каким были первые дни работы в организации, сотрудники дали следующие ответы: 57% в этот день познакомили со всеми членами организации, 19% сразу же дали задания, которые необходимо было выполнить, над 44% взял шефство один из сотрудников, рассказавший, что и как устроено в организации, а для 97% первый рабочий день начался со знакомства с должностной инструкцией. При этом 54% ознакомили только с людьми их отдела, 7% рассказали историю фирмы, ее миссию, и лишь 6% отметили, что прошли обряд посвящения в полноправные члены организации. На вопрос о том, существуют ли в организации мифы, легенды о ее героях, об истории компании 86% дали положительный ответ, 5% – отрицательный и 9% затруднились дать ответ.
На основе проведенного анализа теоретического материала была самостоятельно составлена таблица, в которой были описаны основные стадии развития организационной культуры и соответствующие им уровни, функции и типы организационной культуры. В качестве критериев выделения данных стадий явились научные концепции Э.А. Капитонова, Э. Шейна, Ф.Р. Клукхона и Ф.Л. Штротбека, Б. Коуэна.
Действующая культура ООО «Демидов Плаза» находится на стадии стабилизации, но есть элементы, которые отсутствуют. Отнесение организационной культуры именно к данной стадии обусловлено тем, что в организации присутствуют и наиболее развиты такие элементы как фирменная одежда, атрибутика, логотип, слоган, символы и организационные источники информации. Присутствуют, наиболее развиты и осознаются сотрудниками все элементы внутреннего уровня, кроме мифов, легенд, саг и историй (находятся на начальном уровне). Выполняются все 4 функции: формирование имиджа организации, интегративная функция, охранная функция, адаптивная. Проведенное исследование позволило выявить также тот факт, что на данный момент в организации существует культура успеха.
Следовательно, результаты проведенных мероприятий таковы, что большинство сотрудников ООО «Демидов Плаза» признают необходимость создания в организации сильной культуры и осознают тот факт, что в их компании организационная культура хотя и является развитой, но требует определенных мероприятий по совершенствованию.
3 Пути совершенствования организационной культуры в ООО «Демидов Плаза»
3.1 Формирование направлений развития организационной культуры
Когда коллектив организации ощущает принадлежность к определенной культуре, вырабатывается установка «мы», которая проявляется в сознательной преданности и подчиненности политике предприятия, приверженности его традициям, ценностям, правилам и нормам поведения. Для того чтобы поведение и деятельность персонала были направлены на достижение основных целей предприятия, необходимо разработать стратегию по совершенствованию организационной культуры ООО «Демидов Плаза».
Для того чтобы сформировать стратегию развития культуры, необходимо разработать основную стратегическую цель и задачи.
Стратегическая цель – вывести организационную культуру ООО «Демидов Плаза» на новый уровень развития, характерный для организаций с развитой культурой.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
- разработать основную программу по развитию культуры ООО «Демидов Плаза»;
- предложить к реализации комплекс мер по целенаправленному совершенствованию организационной культуры компании.
Были выделены стратегические приоритеты развития культуры:
- создание благоприятных условий для деятельности сотрудников, клиентов и покупателей ООО «Демидов Плаза»;
- формирование развитой организационной культуры для внешнего окружения (партнеров, клиентов, общественности).
Первым мероприятием по развитию культуры в ООО «Демидов Плаза» является объективная оценка сотрудниками ее состояния. Прежде чем совершенствовать и развивать элементы организационной культуры, необходимо оценить на каком уровне она существует в организации.
3.2 Формирование программы развития организационной культуры
С целью дальнейшего совершенствования организационной культуры компании необходимо разработать программу развития культуры на период 2018 – 2019 гг. Программа развития культуры включает в себя этапы совершенствования культуры, основные мероприятия по совершенствованию культуры, реализация программы совершенствования культуры, оценку культуры, сроки реализации и ответственных за выполнение конкретных мероприятий.
В таблице 4 приведены основные этапы реализации стратегического плана по совершенствованию культуры ООО «Демидов Плаза».
Таблица 4
Основные этапы совершенствования организационной культуры
Основные мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные лица |
Совершенствование внутренних элементов культуры (миссия, ценности, нормы поведения) |
01.2019 – 12.2019 |
Топ-менеджмент, менеджеры среднего звена |
Совершенствование внешних элементов культуры (символика, фирменный стиль в одежде, внешние атрибуты компании) |
01.2019 – 12.2019 |
Топ-менеджмент, менеджеры среднего звена, менеджеры низшего уровня |
Совершенствование организационного имиджа предприятия (коммуникативный аспект) |
01.2020 – 12.2020 |
Топ-менеджмент, менеджеры среднего звена |
Предлагаем к реализации несколько важных мероприятий для совершенствования внутренних элементов организационной культуры ООО «Демидов Плаза», которые могут быть основой для реализации стратегического плана.
Опыт зарубежных фирм показывает, что чаще всего изменения организационной культуры в первую очередь проводят на первом уровне, так как это легче всего и понятно, что и как делать. Например, не было письменной истории – можно ее создать. Не было фирменных значков и кепок – можно заказать в рекламном агентстве, занимающимся сувенирной продукцией. Однако если компания ограничивается изменениями только на этом уровне, то лишь зря потратит финансы и время, так как воздействие на персонал на рациональном уровне, на уровне атрибутов является необходимым, но не достаточным условием существования эффективной организационной культуры. Важное место занимает также формирование и развитие элементов второго уровня. Цель управленческих воздействий на данном уровне – формирование общего видения, миссии компании, ее целей и путей развития. Инструментами для этого служат всевозможные организационные мероприятия (праздники, спортивные состязания, «капиталистические соревнования», выезды за город, тренинги, в том числе на сплочение команды).
Как было выявлено, организационная культура ООО «Демидов Плаза» находится на стадии стабилизации, содержит большую часть элементов, необходимых для эффективного функционирования предприятия. Однако для ее развития необходимо разработка мероприятий по адаптации сотрудников и совершенствование системы мотивации и стимулирования сотрудников компании.
В первую очередь рассмотрим мероприятия по адаптации сотрудников ООО «Демидов Плаза».
Также предлагаем ввести такой метод обучения как наставничество. При введении данного метода следует определить основные черты, которые необходимо учитывать при осуществлении наставничества.
Отметим, что необходимым условием успешного вхождения в организацию для каждого ее члена является также процесс усвоения знания, существующего в данной организации: изучение системы ценностей, норм, правил и поведенческих стереотипов.
Важно отметить, что не должно существовать препятствий на пути обучения и профессиональной подготовки сотрудников ООО «Демидов Плаза».
Рассмотрим теперь более подробно мероприятия по мотивации и стимулированию сотрудников ООО «Демидов Плаза».
Во-первых, предлагаем назначить дополнительную ежегодную выплату за выслугу лет в ООО «Демидов Плаза».
Во-вторых, усовершенствовать систему премиальных выплат. Сотрудникам ООО «Демидов Плаза» могут выплачиваться ежемесячные премиальные выплаты, величина которых зависит от квалификации сотрудников.
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Эффективность от внедрения разработанной системы мотивации и стимулирования труда заключается в повышении системы оплаты труда, а также в возможности продвижения по службе при условии, если у сотрудников ООО «Демидов Плаза» наблюдаются высокие показатели результативности деятельности. Сравнительная характеристика существующей и разработанной системы стимулирования и мотивации труда в ООО «Демидов Плаза» приведена в таблице 5
Таблица 5
Сравнительная характеристика существующей и предлагаемой систем стимулирования труда
Параметры |
Существующая система |
Разработанная система |
Оклад сотрудников |
+ |
+ |
Ежемесячная премия |
+ |
+ |
Ежеквартальная премия |
- |
+ |
Премия за звание «Лучший сотрудник квартала» |
- |
+ |
Премия за звание «Лучший сотрудник года» |
- |
+ |
Введение повышающего коэффициента после аттестации |
- |
+ |
Дополнительная оплата за выслугу лет |
- |
+ |
Бонус за эффективное использование рабочего времени |
- |
+ |